О размышлениях над сочивом

09.01.2019
Просмотры: 923

"Когда мы возьмём сегодня в руки сочиво, не будем спешить просто вкусить его, но поразмышляем о том, скольким я делюсь с теми, кто рядом со мной. Независимо ни от каких обстоятельств нахожу ли я в своем доме, в своей жизни хоть маленькое, но тёплое место, хоть небольшую скудную пищу для тех, кто в ней так нуждается. И когда мы возьмем в руки это сочиво, прежде всего, подумаем не о том, чтобы самим вкусить, а подумаем о тех, с кем бы мы могли поделиться. Может быть, это будет хорошим поводом прийти сегодня домой к тем, к кому мы уже давно не ходили. Может быть, это будет хорошим поводом прийти к своим родителям, к своим друзьям, о которых мы уже говорим, что друзья это бывшие. Прийти к тем, к которым еще в нашей душе горит пламя надежды, и поделиться с ними этим сочивом, и сказать им: знаешь, сегодня день Рождественского Сочельника, сегодня Бог ищет место, где бы Ему родиться, и я принес тебе эти угощенья, чтобы тем самым указать Богу место, где Ему будут рады".

Во Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с Рождественским Сочельником, с преддверием праздника Рождества по плоти Господа и Бога и Спасителя нашего Христа. Причастников я поздравляю с причащением Святых Христовых и Божественных Тайн. Сегодня все мы находимся в преддверии праздника Рождества Христова.

И этот день особенный не только ожиданием праздника Рождества Христова, но и взвешиванием, если так можно было бы сказать, всей своей собственной жизни. Ведь к празднику Рождества Христова мы приходим с некоторым наполнением, которое несем не в своих карманах, а которое несем в своём сердце и в своей душе. К Рождеству Христову мы приходим с дарами, которые, одним словом было бы хорошо назвать – благодарность. Всё то, что мы приносим к Богу, если созвучно с этим словом – благодарность, то, несомненно, Бог примет этот дар.

Но если всё, что мы несем в своем сердце и в своей душе диссонирует с благодарностью, не созвучно не только этому слову, но этой сути, то тогда у нас ещё есть время для того, чтобы успокоить свою совесть через покаяние. У нас ещё есть время Рождественского Сочельника, чтобы привести свою плоть через пост и строгое воздержание от буйства к сосредоточенности, от безграничного к ограниченному. С тем, чтобы этим сосредоточением собрать в себе всю силу своей воли и своего выбора, своей надежды и своей веры и сосредоточить ее на Грядущем в мир Христе Спасителе.

Особенно в этом году Рождественский Сочельник, если смотреть на это вне историческое событие глазами сегодняшнего дня, совершается во время очень шумное и тревожное. Мы слышим со всех сторон о многих событиях, которые с определенной уверенностью не только современники, но историки и бытописатели назовут трагическими временами для великой Православной Церкви. Но, вместе с этим, любой трагический вызов имеет не только силу волновать человеческую душу и уязвлять его надежду, но еще и силу укреплять нас в нашем единстве, поднять нас, чтобы стать против него.

Что же каждый из нас может сделать против происходящих мировых глобальных процессов? Мы можем встретить вечного Бога в своем сердце и на все временные человеческие явления и нестроения, и на все волны, которые поднимаются от дуновения ветра, и на все брызги, которые брызжут нам в лицо, мы можем ответить твердыней упования на Бога вечного и незыблемого, как маяк, который не могут ни достать высокие волны, ни сокрушить сильные ветры. Мы можем зажигать свет в этом маяке. И если этот свет отражается в наших душах, то он становится, объединяя всех нас в одно свечение, добрым известием, которое мы слышали сегодня в Священном Писании: с нами Бог. 

Много вокруг волнений. Много переживаний, как волн, которые поднимаются на нас. Но еще выше небо, еще больше Солнце Правды. Хотя и много вокруг тьмы, но стоит зажечься хотя бы небольшому источнику света, как эта тьма расточается и превращается в ничто. Вот также и Рождественский Сочельник – это изнесенная рождественская горящая свеча, кажется так трепетно горящее пламя, так подверженное любому дуновенью, прикоснись и погаснет. Однако это пламя вновь и вновь зажигается пришествием в мир Христа Спасителя. И сколько бы мы не силились его задуть, Бог всегда рождается вновь и вновь, предвечно и в пространстве нашей жизни, как вновь возгорающееся пламя, освещающее наш жизненный путь, согревающее нас надеждой, приносящее нам теплоту любви и веры.

Сегодня, в Рождественский Сочельник, день строгого поста. И мы сейчас только что освятили коливо, сочиво, говоря языком церковным. Его мы будем раздавать сегодня всем вам. Но я хотел бы сказать об особенном свойстве этого сочива. Я бы хотел, чтобы каждый из вас не только вкусил этих вареных зерен пшеницы, смешанных со сладостями, как зримого утешения, физического утешения нам сегодня. Я бы хотел, чтобы каждый из вас, взяв в руки это угощенье, помнил о двух вещах. Во-первых, о том, что его мы принимаем здесь в храме Божием. Чтобы никто никогда из нас не сказал, что из храма мы уходим, не вкусив благодати. Чтобы каждый, кто возьмёт это угощенье здесь в храме, всегда в своем сердце рождал бы благодарность Матери Церкви, которая никогда не проходит мимо нуждающегося. И всякому подаёт утешение.

И ещё когда мы будем брать это сочиво, я хотел бы, чтобы каждый из вас, взяв его в руки, не спешил его вкусить самому, но представил себе сегодняшний день, таким, каким он был в Вифлееме две с лишним тысячи лет назад, когда Святое Семейство искало место, где можно было бы остановиться, и Марии родить. Тогда в открытые двери домов, из которых струился свет, из которых веяло теплом, из которых пахло приготовленными угощениями, на пороге Святому Семейству говорили: здесь нет места, нам невозможно вас принять, ищите себе другое место. Им говорили слова, исходя из обстоятельств сегодняшнего дня: вот, мол, нету, иди дальше. Но неужели шаг вперёд в пространство этой комнаты,  данная просто хотя бы горячая вода или совершенно простая скудная пища не нашлись бы для обремененной бременем молодой девушки и глубокого старца, путешествующих, ищущих место приюта для рождения Младенца?

Когда мы возьмём сегодня в руки сочиво, не будем спешить просто вкусить его, но поразмышляем о том, скольким я делюсь с теми, кто рядом со мной. Независимо ни от каких обстоятельств нахожу ли я в своем доме, в своей жизни хоть маленькое, но тёплое место, хоть небольшую скудную пищу для тех, кто в ней так нуждается. И когда мы возьмем в руки это сочиво, прежде всего, подумаем не о том, чтобы самим вкусить, а подумаем о тех, с кем бы мы могли поделиться.

Может быть, это будет хорошим поводом прийти сегодня домой к тем, к кому мы уже давно не ходили. Может быть, это будет хорошим поводом прийти к своим родителям, к своим друзьям, о которых мы уже говорим, что друзья это бывшие. Прийти к тем, к которым еще в нашей душе горит пламя надежды, и поделиться с ними этим сочивом, и сказать им: знаешь, сегодня день Рождественского Сочельника, сегодня Бог ищет место, где бы Ему родиться, и я принес тебе эти угощенья, чтобы тем самым указать Богу место, где Ему будут рады.

Давай помиримся. Давай отменим все наши ранее принятые решения бесконечных обид, мести, злобы, обмена бесконечными дурными, неправдивыми, горькими словами. Давай сегодня всё это отменим, откроем двери наших сердец, потому что на пороге Бог. На пороге Бог. И вот это сочиво, которое, - скажет каждый из нас, - я держу в своих руках – это знак того, что Он уже очень близко, это угощенье для Него будет приятно, если мы его с тобой разделим и вкусим, помирившись, примирившись, сказав друг другу самые главные и важные слова.

Я хочу пожелать всем нам вот такого Рождественского Сочельника, которым бы мы могли поделиться с другими. Хочу пожелать всем нам вот такой сегодня настоящей пищи, не богатого стола, а большого сердца, не многих слов, а тихой молитвы. Я хочу пожелать всем нам такого Рождественского Сочельника, в котором бы мы услышали как едва-едва в дверь нашей совести стучит Бог и успели бы открыть Ему эту дверь. Не будем отвлекаться не на какие посторонние звуки, а прислушаемся к Его стуку.

А Бог всегда говорит нам добрыми словами других людей, слезами детей. Бог всегда говорит с нами словами наших родителей, признаниями людей, которые дороги нашему сердцу и нашей душе. Бог всегда говорит нам шёпотом наших наставников и учителей. Вот к этому голосу прислушаемся сегодня особенно. И вместе с теми, кто рядом повторим слова святого пророка: разумейте народы, с нами Бог. Господь грядет в наш мир. Бог идёт к нам не воеводой и судьей, а Младенцем, любящим Отцом. Бог идет к нам милующим другом, верным и преданным.

С нами Бог! С праздником! С Рождественским Сочельником всех вас поздравляю!

6 января 2019 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

923