Доклад архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта

17.12.2018
Просмотры: 25980

Молодёжь. Свобода и ответственность. Эти слова вынесены в заглавие наших сегодняшних Чтений. В таком сочетании они звучат очень естественно. Ведь именно в молодом возрасте ценность свободы особенно велика. В юности человек стремится реализовать свою свободу через отчуждение от родительской опеки, желание преодолеть условности общества.

Одним из главных оплотов «несвободы» в сознании молодых людей становится Церковь. И в качестве аргументов приводится строгость иерархии, дисциплина постов, молитвенные правила, уставное богослужение, богословские догматы.

С этой высокой трибуны считаю важным сказать нашей молодёжи: Церковь всегда и везде утверждает свободу как одну из главных ценностей человеческой жизни. Основа свободной воли человека — его разум, еще одно проявление образа Божиего. Только свободный разум в состоянии сделать выбор между добром и злом. О росте свободы по мере приобщения к высшему знанию, Истине, говорится в Евангелии: «Вы познаете Истину, и Истина сделает вас свободным» (Ин. 8, 32). Апостол Павел восклицает: «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). Святитель Тихон Задонский прямо говорит: «Свободу дарует Христос». Свобода называется святыми отцами Церкви одной из важнейших черт образа Божия в человеке.

Мы можем добровольно принимать или отвергать Бога. Он Себя не навязывает нам и общается с нами на расстоянии двух свобод: Своей свободы и нашей свободы… Однако мы можем только свидетельствовать о своей вере, а каждый человек может добровольно что-то принимать и что-то отвергать. Потому что Бог — это свобода.

Об этой свободе говорил Христос как о свободе от греха. Это абсолютная свобода для человека, потому что ничто внешнее не может помешать ему реализовывать данную свободу. Человек подобен Богу, а значит, он свободное существо. Он не хочет быть свободным, он противится свободе, он бежит от нее, но это его природа; он может ее исказить, унизить, но именно свобода делает его богоподобным.

Поэтому столь важным становится понятие ответственности. Не как ограничителя свободы, но как необходимого условия сосуществования многих свобод в едином обществе. Диалектически свобода является одним из необходимых условий ответственности. Мы можем быть ответственны только за свободно совершённый поступок. В то же время ответственность, готовность отвечать за свободно принятые решения есть неотъемлемая часть подлинной свободы личности.

Основной проблемой правильного понимания соотношения свободы и ответственности становится то, что прекрасно описал ещё Фёдор Михайлович Достоевский: «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?» — вопрошает герой «Записок из подполья» и сам же отвечает: «Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить». Ибо, по его убеждению, человеку надо одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела. До сих пор главным мерилом применимости свободы остаётся только желание самого человека. «Возлюби самого себя» — программа не только героя из подполья, но и праздного Свидригайлова, и человека дела — Лужина «Преступление и наказание». Раскольников живет страстной мечтой о благе для ближних. Но и он во имя блага разделяет человечество на две категории и берет за идеал своеволие личности, которая «право имеет» решать, кому жить, а кому умереть.

Одурманенные пониманием свободы как произвола молодые люди выходят на майданы и совершают подрывы, расстреливают своих однокашников и преподавателей, вовлекаются в расистские и нацистские движения. Отвлечённый философский вопрос понимания свободы

молодыми людьми принимает остро актуальный характер если посмотреть на результат пропаганды ложных идеалов свободы в соседних странах, да и в нашем обществе.

Основополагающим христианским критерием в оценке свободы является страх любви, боящейся причинить какой-либо моральный, психический, физический или иной вред человеку (обществу, государству). Он является верным стражем и правильного отношения к вещам, к природе, ко всякого рода деятельности.

Преподобный Варсонофий Великий говорил: «Хороша свобода, соединенная со страхом Божиим» (Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах). Вот та христианская мысль, в свете которой могут правильно пониматься все свободы, права и обязанности человека, в том числе и религиозные свободы.

В русской религиозной философии проблемой свободы занималась плеяда великих русских философов: П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Вл. Соловьев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Е.Н. Трубецкой, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, Л.И. Шестов и др.

Они пишут, как о самой важной свободе, о свободе духа. Без духовной, нравственной свободы невозможно вдохновение, невозможно истинное творчество. Русские философы подчеркивали, что без духовной свободы человек не существует как личность. Основание этой свободы – вера в свободно творящий Божественный разум, в Христа. А условие свободы – причастность человека к социальной общности духовно развитых людей, связанных взаимной любовью.

Свобода же, не «ограниченная» любовью страха Божия, ставшая над любовью, убийственна для человека. Она приводит к духовной и нравственной деградации общества, к идейному анархизму, материализму, антикультуре. Там, где во главу угла поставлена свобода без любви, не может быть подлинной свободы личности, ибо всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34).

Ещё десять лет назад о проблеме свободы и ответственности писал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Завершая теоретическую часть своего выступления, процитирую его труд «Свобода и ответственность», впервые вышедший в 2008 году. Цитата по изданию 2014 года:

«…Нравственные ценности универсальны, а потому мы должны привести в гармоничное соотношение две ценности, которые принадлежат природе человека, — свободу и нравственную природу. Если мы вводим свободу и нравственную ответственность в соприкосновение, мы обеспечиваем ответственное поведение личности перед собой, перед семьей, перед окружающими, перед обществом, перед всем Божиим творением».

Как привести в гармонию столь дорогую молодёжи свободу и столь необходимую нашему обществу нравственную ответственность? Через изучение христианских основ нашей культуры, формирование мировоззрения, основанного на идеале любви, как главном мериле наших отношений с ближними. Ключевая роль в формировании такой мировоззренческой парадигмы принадлежит предмету Основы православной культуры и его продолжению в средней школе - Истории духовно-нравственной культуры народов России.

Мы должны и впредь поддерживать право родителей школьников самостоятельно, без административного давления выбирать модули предметной области Основ религиозных культур и светской этики, разъяснять культурологический, мировоззренческий и философский характер Основ православной культуры. Наши приходы продолжат обеспечивать неодстающими учебными пособиями школы, избравшие для изучения ОПК.

Важной задачей предстоящего учебного года является проработка с педагогическими коллективами наполнения часов, отведённых на историю духовно-нравственной культуры народов России. К сожалению, нередки случаи, когда этот предмет вовсе не ведётся в школах, а отведённые на него часы используются на предметы, никак не относящиеся к духовно-нравственному воспитанию наших детей.

Предлагаю отделу религиозного образования и катехизации, совместно с методическими объединениями преподавателей ОПК, изучить и предложить педагогам имеющиеся варианты учебно-методических комплексов по истории духовно-нравственной культуры народов России с учётом возможности их адаптации к моногонациональным и полирелигиозным коллективам учащихся нашего региона.

Задачей воскресных школ остаётся дальнейшее повышение качества остаточных знаний, особенно, по вероучительным предметам. Прошу отцов настоятелей и епархиальный отдел обратить особое внимание на качество и результативность преподавания Закона Божия, участие воспитанников воскресных школ в богослужениях. Именно любовь к храму и молитве, осознанное понимание богослужения, знание вероучительных истин и Священного Писания, а не умение петь, танцевать и ставить праздничные сценки должны быть основными критериями оценки качества работы педагогических коллективов воскресных школ.

Благодарю всех тружеников церковного и светского образования, прививающих детям ценности Православия! Давайте будем ответственно использовать невиданную свободу изучения нашей веры и культуры для сохранения душ нашей молодёжи!

25980