Об источнике наших сил

"Будем помнить, что источником всякой силы, любви и света, правды и справедливости, свободы, чистоты является Бог. И когда нам кажется, что всё это в нас иссякло и мы уже не можем ни любить, ни надеяться, ни дружить, ни верить, ни молиться, мы знаем Источник, из которого можно почерпнуть силы".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В храме общение с Богом невозможно без Его слова, поэтому чтение Священного Евангелия за богослужением для каждого из нас является живым ответом Бога на наши вопросы, Его словом в нашей жизни. Я хотел бы перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, чтобы поразмышлять над ним.

Апостол и евангелист Лука пишет: "и приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус". (Лк 8:26-39).

Иногда нам кажется, что бывают обстоятельства непреодолимого характера. И среди таких обстоятельств, несомненно, является то, о чём говоря, мы произносим: «это вне моих сил». Куда же делись тогда мои силы? Куда же девается моя свобода? Куда же девается мой выбор? Куда же девается вся моя любовь, дружба, молитва, надежда, вера, когда я перед какими бы то ни было обстоятельствами говорю: «это не в моих силах»? «Не в моих силах» – это значит отдать всю свою волю, весь свой выбор другому. История гадаринского бесноватого именно про это – «не в моих силах». Как же этот гадаринский бесноватый терял свои силы и где он их потерял? Как оказалось, что его душа, всё его внутреннее устройство было наполнено злыми духами, которые так мучили его, которые так терзали его? Его путь зависимости был долгим. Это мы узнаём от евангелиста, который говорит, что этот человек уже долгое время страдал этим тяжким душевным недугом. Этот путь начинался от маленьких поступков. Не вдруг бесы вселяются в человека, хотя нападают на него. Не вдруг они наносят ущерб человеку, хотя всякое делают, чтобы сбить с ног. Сначала они, приближаясь к человеку, находят в нём зазор между его совестью и в него, как мрак, как холод, как отравленный воздух, начинает мало-помалу просачиваться всё, что мы делаем, когда эта раздваивает нашу совесть надвое или разделяет ещё на большее количество кусочков – всё это наполняет нас мраком. Знаю, что плохо, а говорю. Знаю, что неправда, а продолжаю верить, или во всяком случае не препятствую этой неправде. Знаю, что так нельзя, потому что от этого потом будет больно самому, а делаю это возможным, потому что совесть во мне надломилась, и не кто-то ее во мне ломает, я сам ее ломаю в себе об колено своего выбора. Я выбираю, а не за меня. Я делаю свой шаг, а не вместо меня. Это я сказал, а не все говорят. Это я сделал, а не все так поступают. Это я подумал, а не все так думают. Это мой выбор, а не какие-то обстоятельства, которые нельзя было отменить через свою свободу.

Одержимый нечистыми духами, наверное, для своего времени до того, как оказался вне общения большого общества, как и любой человек, хотел быть в обществе заметным, чтобы иметь друзей. Мы не знаем, была ли у него семья. Возможно. Но уж точно знаем, что родные-то были, и родители, и должно быть и братья, и сестры, и родственники. И вот мало-помалу в своей жизни, вооружаясь делами, его расщелина в совести становилась всё больше и больше. И теперь сквозь неё проистекал не один, а уже легион бесов. О чём же это? Это о том, когда человек ради того, чтобы сначала по мелочи, а затем оттого, что уже не может от этого избавиться, но вот ради того, чтобы для других быть своим, сам становится другим. Думается, что твоя неправда может быть источником благополучия для других, но это не так. Когда со всеми за компанию, когда со всеми, потому что все так, и ты думаешь, что все через это сделаются тебе радостью, оказывается, что это большая неправда. Если в этом все так, нет имени Божия. Если ты понимаешь, что то, что ты сейчас делаешь, не прославляет твоего Создателя, а прославляет тебя самого как будто бы как своего, ты потеряешь всё, ты ничего не приобретешь, потому что там, где нет Бога, там и нет тебя. Там, где нет Его правды, там не будет и у тебя правды. Там, где нет Его света, там тебе будет нечем светить. Там, где нет Его свободы, ты всегда будешь в кандалах, в плену. Этот несчастный человек оказался вне города. Его боль, одержимость бесами, которые уворовали его волю, которые сделали его рабом страстей, сделали его чужим для всех. Как замечает святитель Феофилакт Болгарский: разумей в этом и другое: одержащие бесы – это его дела, в которых не было веры, а не одевался он потому, что не терпят эти дела никакого покрова Божия, домов не терпят и живут во гробах. Под домом разумей, - говорит, - Церковь, они бегут от неё. И каждый из нас может это заметить. Как только твоя совесть начинает раздваиваться, тебе тяжело молиться, ты говоришь себе: может быть не в это, а в следующее воскресенье пойду в храм. Первое, что происходит в твоей жизни – твоя душа начинает задыхаться от того, что теперь ей не сделать полного вдоха молитвой и мало-помалу в твое сознание, в твое сердце, в твою душу входят мрак отчаяния, подозрения, обиды, осуждения, надменности, всего того, что лишает тебя всех.

В сегодняшнем Евангелии мы видим, как Бог сжалился над этим человеком, как жалится Он над каждым из нас, когда видит в нас вот эту надломленную совесть, как жалится, как Создатель, когда видит в нас эти глубокие трещины, наполняемые грязью и пылью. Как Он аккуратно и с бесконечной любовью берёт в руки наши разбитые надежды, берёт в руки нашу потрескавшуюся от страстей и накалов дружбу и любовь, чтобы вернуть им первозданный вид целостности, чтобы вынуть из нас эти осколы, которые, как нам кажется, уже невозможно никак преодолеть. Первое, что говорит бесноватый, когда увидит Его: не мучь меня. И вот эти слова беса, пожалуй, самые парадоксальные, которые мы нередко слышим или снаружи, или внутри себя, в особенности тогда, когда предстаем перед правдой. Здесь бы дать тебе твоей совести вдоволь плакаться. Здесь бы дать тебе твоей душе вдоволь помолиться, но всё это ты принимаешь, как муку, и говоришь: для меня мучительно это слушать, читать Евангелие - мучительно, видеть храм – мучительно, переступить порог храма – мучительно. Бес отравляет мою волю и мою свободу разными образами, наполняя это пространство храма молитвы, Священного Писания, ни Его образом, а кем и чем угодно. Он постоянно вертит нашей головой от Его образа и поворачивает к образу людей. Я стою перед иконой, а думаю не о Том, Кто на ней. Я молюсь как будто бы Ему, а моё сердце разговаривает совсем с другим. Свою душу открываю перед Ним, а в ней клокочут страсти по отношению к тем, нередко даже которые стоят рядом, здесь же в пространстве храма. Не мучь меня, - говорит ему бес.

Христос прогоняет беса из человека, выгоняет из Своего создания то, что вредит ему. Посмотри, только посмотри на Его образ, только заставь свой ум сосредоточиться на этом образе, только верни в свою душу мысли о Нём, о Боге, как эти несчастные бесы, как тени начнут исчезать из твоего ума, из твоего сердца, из твоей души. Только посмотри на свет, и мрак рассеется. Ну, что же это означает? Это означает – всецело доверь себя промыслу Божьему. Это означает – прекрати врать себе, что ты не можешь. Можешь, но не хочешь. Прекрати обманывать себя, что тебе это не по силам. Тебе по силам ненавидеть? Неужели тебе не по силам любить? Тебе по силам не прощать, неужели тебе не по силам простить? Тебе по силам злиться, неужели тебе не силам успокоить свое сердце? Если тебе по силам дурное, думаешь тебе не хватит сил на хорошее? Хватит. Их больше. И какие бы легионы не нападали на нашу свободу и выбор, и в нашу собственную жизнь, ты всегда должен помнить о том, что Тот, Кто подарил нам жизнь, создал нас по Своему образу и по Своему подобию даже разбитую чашку не выбрасывает вон. Этот великий Гончар, этот великий Строитель эту великую красоту, даже поруганную, оскверненную и разбитую, потрескавшуюся и состарившуюся как великий реставратор восстанавливает. В Его руках не бывает ненужного. А мы всегда в Его руках, потому что Он причина нашей жизни.

Когда бесы вышли из этого человека и освободили его, опрятный и радостный он встретил горожан. Впрочем, горожане испугались и попросили Христа уйти от них. Христос сел в лодку и отплыл из этой страны. Но даже тогда, когда обезумевший говорит Богу: «отойди от меня», - Христос плавает где-то очень рядом. Даже тогда, когда обезумевший говорит: «выйди из моей жизни, Тебя больше нет», - Христос находится где-то совсем близко. И как только этот обезумевший скажет: «Господи!», - Христос сразу же ответит ему, также как и гадаринскому бесноватому: выйдите из него все бесы.

Еще хотел бы сегодня сказать о том, что перед Божественной литургией, размышляя о Евангелии, нашел очень интересные слова святителя Феофилакта Болгарского, которого я нередко привожу вам. Он говорит: интересно, почему же Бог не отправляет этих бесов в бездну, а оставляет их на земле. Для того, - говорит святитель, - чтобы их посредством сделать нас искусными в борьбе, в битве, чтобы их посредством сделать нас сильными. Они нападают на нас не потому, что сильны, а потому что через это нападение Бог побеждает их через нас, в нас, нами, вместе с нами. Сегодняшнее Евангелие открывает нам очень благодатное слово для размышления о своей жизни и о том, что мы не можем и о том, что нам не под силу. Будем помнить, что источником всякой силы, любви и света, правды и справедливости, свободы, чистоты является Бог. И когда нам кажется, что всё это в нас иссякло и мы уже не можем ни любить, ни надеяться, ни дружить, ни верить, ни молиться, мы знаем Источник, из которого можно почерпнуть силы. Боже, суди ми, - говорит пророк Давид. И он же отвечает: Ты всё премудростью сотворил. Мы же имя Господа призовем и живы будем. Аминь.

11 ноября 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

 

Просмотров: 239

Поделиться