О пророческом служении

11.08.2018
Просмотры: 1248

"Пророк – это тот человек, который боится только Бога и внимает своей совести. Но чтобы совесть пророка была чиста, сам пророк живёт чистой жизнью. Он не поддается сиюминутным выгодам. Он не подаётся каким-то обстоятельствам, которые были бы удобны именно сейчас. Он говорит правду, которой живёт. И это правда не на один день. Это правда вечности".

Дорогой отец Антоний, священноархимандрит сей святой обители, дорогие отцы, дорогие братья и сёстры, братья казаки, я всех вас тепло и сердечно приветствую, поздравляю с днём памяти святого пророка Божия Илии! Сегодня мы вспоминаем великого угодника Божия. Мы знаем, что он жил за 900 до Р.Х. Это был первый девственник и праведник, который всю свою жизнь посвятил служению Богу. И его служение заключалась в том, что с самых малых лет он, воспитанный в страхе и вере Божией, уже в зрелом возрасте удалился в пустыню и всю жизнь проводил там в глубоком воздержании от всего того, что может развратить нравственный облик человека и подкреплял себя горячей молитвой к Богу и общением с Ним. Пророк Божий был призван на пророческое служение.

В чём же служение пророческое? Кто-то может подумать, что служение пророка – это только обличать грехи других людей, показывая им их неправоту. Но служение пророка заключается в большем. Пророк есть носитель и хранитель истинной традиции поклонения единому истинному Богу. И пророк Божий Илия начал обличать его современников за то, что они уклонились от поклонения истинному единому Богу. Они начали кланяться разным идолам и служить им. Они начали свое сердце отдавать разным своим человеческим страстями и желанием, свою плоть распалять похотью и, умножая беззаконие, умножать и гнев Божий. Пророк Божий говорил своим современникам о том, что им не следует так поступать. И прежде всего, он обличал нечестивого царя Ахава, который поддерживал этих язычников и их нравы, которые установились в том обществе. Пророк – это тот человек, который боится только Бога и внимает своей совести. Но чтобы совесть пророка была чиста, сам пророк живёт чистой жизнью. Он не поддается сиюминутным выгодам. Он не подаётся каким-то обстоятельствам, которые были бы удобны именно сейчас. Он говорит правду, которой живёт. И это правда не на один день. Это правда вечности. Нередко мы, ища правду, находим некоторое ложное удовлетворение в этой правде, в некотором временном пребывании ее. Нам кажется справедливым только то, что нужно сейчас, но это не всегда так. Справедливым и правдивым является не то, что нужно сейчас, а то что ведёт в вечность нас настоящими людьми, что не разлучит нас от любви Божией, что не лишит нас наследия Его Царства. Правда Божия – это не сейчас и теперь. Правда Божия истинная – это всегда: и сейчас, и завтра, и вчера, и в вечности. Вот пророк живёт именно такой правдой: и вчера, и сегодня, и вечности.

 Мы знаем, что злочестивый царь Ахав не послушал пророка Илию, и когда он обличал народ об идолопоклонстве, они смеялись над ним и говорили: ну, что же, мы же получаем удовольствие сейчас, нас всё устраивает в нашей жизни, главное – сытый народ и спокойная жизнь, а то какому богу кланяются и вообще, что есть духовная жизнь – это становится второстепенным. Для некоторых и до сих пор кажется, что самым главным в жизни является благополучие, а всё остальное как будто бы не совсем важно. Неважно, мол, как ты молишься. Неважно, мол, какого Бога ты исповедуешь. Если ты живёшь в благополучии, которое тебе кажется вполне счастливым, это самое главное. Мол, ко всему относись терпимо, ни на что не обращай внимания. Так может жить, не знаю даже кто – может быть, кто ты из животных. Хотя навряд ли. Но уж человек точно жить так не может. И пророк Божий, обличая народ в нечестии, призвал благословение Божие и на три года затворил небо, которое не давало ни капли дождя. Шло время. Не было урожая. Засуха начала разорять всё то, что казалось оплотом благополучия. Как иногда человеку кажется, что самым главным и благополучным является его собственный труд и то, что он с этого труда получает. Но он забывает Кто дал жизнь, Кто источник всему, откуда причина этой жизни. Иногда нам кажется, что нам доступен любой порог. И мы забываем слова нашего мудрого народа: без Бога не до порога. В том народе начался страшный голод. Этот голод от недоразумения до гнева поразил всех людей. Изнывали все: и те, которые были язычниками и те, которые держались истинной веры. Страдали все. Вот за правду Божию всегда страдают все.

Мы можем вспомнить множество страниц из истории нашего Отечества, когда за правду Божию страдали все люди в нашем Отечестве: и те, которые были в окопах и те, которые были в домах, и те, которые были в землях многоплодных и те, которые жили в землях, объятых пламенем войны. Тогда страдали все за правду. Пророк Божий Илия после прошествии этого времени встречается с царем и обличает его. Царь слышит это облечение и приносит покаяние и за себя, и за весь народ за то, что развращал народ, а не укреплял в вере, за то, что думал, что какой-то едой или какими-то подачками для народа можно установить настоящий мир и счастье. Он покаялся в том, что искал человеческой славы, и люди перестали искать славы Божией. А в кого превращается человек, который перестает искать славы Божией? Он превращается в ненасытный образ: ему всегда мало того, что есть. Грех никогда не говорит: «хватит». Ему всегда мало. Ещё злейшие духи идут, как мы знаем из Евангелия, берут ещё более злейших, и последнее бывает хуже первого для человека. Грех как стихия сносит всё на своём пути. И самое главное – самого человека. Развращенный народ той местности был развращён в своих нравах: для них ничего не стоило предать или оклеветать, для них ничего не стоило взять не свое и просто не замечать боль другого человека. Всё, что хотели, то и творили. Лишь бы было благополучно.

После покаяния нечестивого царя и народа Илия взмолился к Богу, и пошел дождь, и напитал реки и вернул плодородие земли. И для того, чтобы доказать истинность своей веры, он ещё собрал всех языческих жрецов и сам пришел на гору, где сказал: давайте принесём жертву, я – своему истинному Богу, а вы – своим ложным богам. И вот эти язычники возложили свои жертвы на свои жертвенники, и начали просить, чтобы огонь сошел с неба и попалил эту жертву. Как нередко и мы возлагаем свои жертвы на свои языческие жертвенники: самое главное, мол, имя собственное или благополучие, или здоровье, или какое-то успешное место в жизни, или какое-то молчание – лишь бы только тебе было хорошо, но зачем говорить вслух то, что может быть кого-то может раздражать. Самое главное, мол, твое благополучие. Мы нередко на жертвенник кладем всё то, ради чего живём, ложным богам: слава, честь, известность, власть. И Бог не принимает этого ничего. Может быть поэтому нередко наши дети вырастают очень эгоистичными и жестокими. Может быть именно поэтому наши храмы нередко бывают в запустении. А пророк Божий Илия принёс в жертву то, что приносил всегда: свое чистое сердце, свою настоящую жизнь, свою горячую веру – и всё ещё залил водой, и помолился Богу, и огонь сошел на его жертвенник. И даже вода загорелась. В жизни человека, который предан Богу, даже вода может стать заправкой для светильника, который горит. В жизни человека, который во всём предан Богу и живёт чистой жизнью, как лампада, как светильник, всегда горит огонь правды Божией. А когда наша жизнь, как стекло, покрытое мраком копоти наших обид и маловерия, наших слабостей и страхов, она становится мрачной. Пророк Божий Илия показал веру в истинного Бога.

И сегодня, когда мы обращаемся к нему, мы это делаем не только для того, чтобы он услышал наши молитвы. Но сегодня мы здесь собираемся еще для того, чтобы мы услышали пророка Божия. Он говорит: поклоняйся истинному Богу твоему. Он говорит: не кланяйся мамоне. Он говорит: не бегай за временным благополучием. Он говорит: не ищи благополучия для своего имени, если тебе нужно предать свою семью или свою веру, свой язык или свой народ, своих друзей или своих соседей. Пророк Божий говорит, что правда Божия – это не то, что хочется или выгодно сейчас, а то, с чем не стыдно предстать перед Создателем в Его вечном Царстве. Вот что есть правда Божия. И сегодня мы приходим, чтобы услышать пророка, чтобы его слова впустить в свое сердце.

И вот здесь, в этой древней обители, у стен этого древнейшего в нашем Отечестве храма пророка Божия Илии мы не только просим пророка помочь нам, но глядя на эти стены, мы учимся у пророка правде Божией. Как этот древний храм с IX века стоит, так и нас пророк Божий учит стоять в правде. Как эти древние храмы здесь, в нашей благословенной республике по сей день сохраняют в себе дух и силу молитв наших предков, сохраняют дыхание Духа Божия, к Которому обращались наши предки, крестя здесь кавказские народы, так и мы должны стоять в правде своей веры, не оступаясь и не соглашаясь ни с какими сиюминутными выгодами. Наша выгода одна – Царство Божие, а его наследуют чистые сердцем. Наша надежда и сила одна – Сам Бог, а Он правит теми, кто умеет управляться со своей душой, губить в себе страсти, жить милосердием, растить в себе сострадание, открытое сердце. Наша правда заключается в том, что мы живем по-человечески, потому что истинный Бог стал человеком, Христос вочеловечился и Он показал нам достойный человеческий образ. И когда кто-то спросит нас: а что значит жить по-человечески? Мы должны всегда говорить: есть один истинный Бог и истинный Человек, имя Ему Христос. Жить по-человечески – это значит жить также, как жил Он – истинный Человек и Истинный Бог. Этому учит сегодня нас пророк Божий Илия. К этому он нас зовет. И мы приходим к Илие не для того, чтобы попросить дождя и солнца, не для того, чтобы только попросить себе благополучия и решения своих житейских проблем. Мы приходим для того, чтобы послушать его и укрепить себя в настоящей жизни. Мы приходим к нему, как к учителю благочестия, чтобы научиться у него, как быть и жить по-человечески, и через эту человеческую жизнь принять то, что Господь обещает нам: всё у вас будет в избытке: и братьев, и сестёр, и домов.

Сегодня удивительный день, в который мы еще вспоминаем 1030-летие Крещения Руси. И нельзя не вспомнить о том, что самый первый храм в Киеве, который был поставлен еще при князе Игоре, был освящен в честь пророка Божия Илии. Именно в том храме многие киевляне начали свое крещение, оттуда они узнали о Христе ещё до Крещения Руси. И вот неслучайно и здесь сохраняется этот древнейший Ильинский храм, как память о наших предках, которые отказались от языческого и поклонились истинному Богу. Истина здесь у стен этого храма и нет иной истины, и нет иной правды. Ибо нет иного имени под небом, данного человекам, которым можно нам спастись, - говорит апостол и мы повторяем вслед за ним (Деян 4:12). Воистину так. Только Его именем – Господа и Спасителя Христа мы спасаемся. И сегодня в этот год юбилейный 1030-летия Крещения Руси я вместе с вами, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, молюсь пророку Божию Илие, чтобы он всегда над нашим Отечеством сохранял правду Божию, чтобы как тогда, в своем Отечестве, в далекие-далекие тысячелетия от нас назад он и сегодня в нашем Отечестве и правителям, и народу внушал правду Божию, совестивил нас, просвещал наше сердце этой совестью, призывал нас к подлинной достойной жизни верных Богу и друг другу людей.

Я хочу сегодня поблагодарить всех вас, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, которые приехали из разных уголков не только нашей епархии, но всей России сюда, чтобы разделить с нами молитву. Вот сегодня шел сегодня на молитву и встретил одну семью из города Москвы. Говорят: каждый год приезжаем сюда и сегодня здесь вместе с вами. И так радостно, что наша древняя земля собирает сегодня сынов и дочерей из многих-многих уголков великой России. И так радостно, что эта древняя кавказская купель не пересохла. Если бы здесь не было бы Духа Божия, не было бы здесь и нас с вами. Мы сюда пришли не потому, что это кто-то этого захотел, но потому что этого жаждет наше собственное сердце, потому что здесь источник благодати. Мы это чувствуем и знаем. Мы всегда здесь находим утешение, ибо пришли сюда движимые тем же, чем были движимы и наши предки, которые строили эти древние храмы, воздвигали здесь обители и молили Господа, чтобы по молитвам древних пророков и Илии пророка Божия нам быть сохраненными в правде и истине, удаленными от всякой неправды, скверны, от всяких лжеверований и лжеучений, удаленных от всяких языческих поклонений, но жить в поклонении истинному Богу. Я благодарю всех вас, что вы сегодня разделили с нами молитву. Всех причастников поздравляю с причастием Святых Христовых Тайн. Я верю, что сегодняшнее причащение и соборная молитва всех нас утешила и соединила. И пусть благодать и благословение Божие всегда пребывает со всеми вами. Еще и еще раз искренне благодарю вас за вашу соборную молитву и за ваш труд, и за ваше сердце, которое вы услышали и пришли сюда в эту древнюю нашу кавказскую купель.

Я также хотел сказать слова благодарности отцу архимандриту Антонию с братией нашей обители которые, преодолевая разные испытания и искушения, продолжают здесь самое главное дело – молитву. Ваша самая главная сила и упование – это Бог. Вот сегодня мы уже в седьмой раз соборно здесь собираемся в истории современной, и мы чувствуем ваши молитвы. Мы приходим сюда к обновленным купелям. Пусть Господь укрепит вас, дорогой отец Антоний, и тех, людей, кто вместе с вами трудится, и поможет вам в вашем служении на благо матери-Церкви, нашего большого Отечества, нашей великой России, и нашей любимой и драгоценной республики – нашей Карачаево-Черкессии.

2 августа 2018 года. Ильинский храм посёлка Нижний Архыз, КЧР

1248