О жизни из последних сил

"Когда мы из последних сил верим и, нам кажется, что вера наша, как последняя капля догорающей свечи стекает по нашей жизни, не будем отчаиваться. Бог дождется пока это свеча полностью истлеет, чтобы на ее место поставить новую ещё больше, которая даст еще больше света. Когда мы из последних сил дружим, любим, прощаем, Бог не ждёт, когда всё это в нас завершится, а радуется нашим последним силам в наших добродетелях, потому что взамен этих последних даёт нам ещё больше. Как Сам говорит: у вас будет ещё больше и домов, и братьев, и сестер. Только вот это последнее надобно употреблять, передавая в Его руки".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я думаю, что каждый из нас не только слышал, но и произносил слова, которые я сейчас произнесу: «из последних сил». Вот об этом – о последних силах сегодняшнее Евангелие. Я хотел бы и вновь перечитать его для лучшего и осмысленного понимания церковнославянского языка по-русски и поразмышлять с вами над этим Евангелием.

Апостол и евангелист Матфей в своем благовестии говорит следующее: "и, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ". (Мф 14:14-22).

Вот эти слова – «из последних сил», как правило, мы произносим тогда, когда подходим к некоторой грани, к некоторой черте, за которой, как нам кажется, уже и нет надежды. Очень часто мы именно эти слова произносим как признак заканчивающейся надежды: мол, отдаю последнее и сам остаюсь без ничего. И вот Христос сегодня показывает нам удивительную возможность для нашей человеческой души, когда она открывается, когда мы это последнее правильно употребляем. Сегодняшняя история совершенно обычная для времени земной жизни Господа и Спасителя Христа – Его всегда окружало множество людей. Разные люди по разным причинам приходили к Нему: одни приходили послушать Его слово, другие – получить ответы на свои вопросы, третьи – хотели исцелиться от болезней, как, впрочем, и ныне каждый своего ищет у Бога. И тогда собралось множество людей. И в тот вечер апостолы, заботясь об этих людях, говорят Христу, как мы слышали в Евангелии: отпусти их, время-то позднее, им нужно где-то что-то перекусить. И Христос на их упреждение о заботе о других людях отвечает парадоксом. Ну, как правило, наша забота, которую мы также проявляем о других людях заключается, в том числе, и в том, чтобы дать им возможность свободно себя чувствовать и как-то позаботиться о себе: мол, я тебе сказал, а дальше сам решай. Всё вроде бы верно и правильно. И апостолы говорят: Господи, им бы уйти сейчас.

Так вот Господь и отвечает им поручением, на которое они реагирует сразу же. Говорит: вы дайте им есть. Апостолы не начинают оправдываться: да, как же? - их столько много. Да как же мы это сделаем? Да как же это возможно? Они не вступают с Ним в диалог о логике Его поручения. Они не начинают с Ним дискуссию, которая вполне может быть логична и, кстати, очень часто нами употребляется. Ну, разве это возможно? Ну, всё, что могли, мы сделали. Ну, сколько их, а сколько нас. Да и время такое. Да и как это себе можно представить! Да, мы уже собрались сами отдыхать. И массу других слов.

Апостолы этих слов не произносят. Они приносят Ему всё то, что у них было – из последних сил. Они приносят Ему пять хлебов и две рыбы, и говорят: вот, что у нас есть, только это. И Христос дальше говорит им: дайте Мне их сюда. Отдайте Мне то, что вы называете последним. Отдайте Мне то, что вы делаете из последних сил. Не себе оставьте, а Мне принесите, не для себя оставьте запасной выход приоткрытым, а Мне дайте пространство для того, чтобы войти в вашу жизнь. Не приготовьте себе то, что вы называете только немногое и последнее для себя, а дайте Мне то, что вы называете своим последним и это последнее станет для вас началом большого нового. Говорит: Мне дайте их сюда. Мы не знаем с каким чувством апостолы отдавали Христу этих несчастных рыб и несколько хлебов. Наверное, они как обычно и привычно служили Ему и отдали Ему, думая своим сострадательным сердцем: ну, пусть не все напитаются, но хотя бы Он, Божественный Учитель найдёт удовлетворение, насытится.

И Божественный Учитель действительно насытился, но не этими хлебами и рыбами, а насытился верой Своих апостолов, их верностью, когда они всё то, что мы называем «последнее» готовы вложить в дело Божие, в дело проповеди о Христе. Последние силы, последние надежды, последняя молитва, последний вздох, последний взгляд, последнее слово – всё, что у них есть, они приносят к Его ногам. Вот если «последнее» звучит в нас самих и для себя, оно в нас гибнет вместе с собою. А если оно звучит перед Богом и ради Бога, происходит то, что произошло тогда, на той большой поляне – Христос благословил эти последние приношения и отдал Своим ученикам, а они людям. И ели все и насытились. А вкушавших было пять тысяч, не считая жён, детей. И набрали еще двенадцать полных коробов.

Когда мы говорим «напоследок» и делаем нечто для себя или ради себя, то этот последок близок. А когда мы говорим «напоследок» и делаем нечто ради другого и ради Господа, то тогда еще не близок конец, тогда ещё это последнее не становится крайним, а становится началом большого пира. Бог не Себе забирает наше последнее, как нам кажется, а в обмен на немного оставшееся, на маленькое отдаёт больше. Просто забрав это маленькое, Он высвобождает для нас наши собственные руки, чтобы они смогли взять намного больше. Когда мы из последних сил верим и, нам кажется, что вера наша, как последняя капля догорающей свечи стекает по нашей жизни, не будем отчаиваться. Бог дождется пока это свеча полностью истлеет, чтобы на ее место поставить новую ещё больше, которая даст еще больше света. Когда мы из последних сил дружим, любим, прощаем, Бог не ждёт, когда всё это в нас завершится, а радуется нашим последним силам в наших добродетелях, потому что взамен этих последних даёт нам ещё больше. Как Сам говорит: у вас будет ещё больше и домов, и братьев, и сестер. Только вот это последнее надобно употреблять, передавая в Его руки.

Сегодняшнее Евангелие открывает нам удивительную тайну милосердия Божьего, когда мы понимаем, что Он не забирает, а всего лишь выменивает: худшее наше на лучшее Свое. Наши слёзы и покаяние в грехах, наше горькое – на Своё сладкое прощение и благословение. Нашу надежду – на Свое дело и укрепленную веру. Когда Бог забирает из нас ветхое, старое, прежнее, наши поступки, которые мы совершили, и которые, как бывает, нередко как грязная одежда, так прилипает к нашему телу, говорит нам: сними с себя не для того, чтобы ты оказался гол, как сокол, а для того, чтобы Я на тебя надел новое, одел так, как и Соломон во всей своей красоте никогда не одевался. Бог не забирает, Бог даёт.

В сегодняшнем Евангелии удивительного насыщения хлебами стольких тысяч людей есть ещё один очень важный призыв к каждому из нас. Ведь Христос руками апостолов раздавал хлеб и рыбу – Свой видимый знак любви к человеку и заботы о нём. Христос руками апостолов раздавал Свою милость, руками апостолов Он стал милосердным. И когда люди принимали эти дары, апостолам говорили: спасибо. А апостолы говорили: слава Тебе, Господи, мы Тебе служим и Твое слово совершаем. И в этом смысле мы должны помнить, что сегодня вот этими словами, нашей соборной молитвой в храме, нашим божественным Причащением, которое, Бог даст, мы вкусим, мы становимся подобно апостолам, которым Бог дает не для нас, а для того, чтобы мы и другим подали, и с другими разделили свою надежду, свое утешение, свою веру, свою любовь, которую получили от Бога разделили с другими людьми. Бог даёт нам милости не для того, чтоб мы ее прятали за пазухой, а для того, чтобы мы ее оставляли в своих руках и делали эту милость делами своих рук.

Думаю, сегодня здесь, в храме, совершая молитву, многие из нас чувствуют присутствие Божие в Его милости, в слезах покаяния, в надежде, в молитве. Каждый по-своему чувствует своим сердцем Его прикосновение. И дай, Господи, нам мужества этим прикосновением поделиться с другими и не думать: а хватит ли меня на всех, а надолго ли меня хватит, - не тебя, но твоей веры в Бога. И если из последних сил ты принесёшь Ему всё, что у тебя есть, Он даст тебе ещё больше. И тогда не нужно бояться, что может чего-то не хватить тебе. Бог никогда ни в каких обстоятельствах нашей жизни не оставляет нас и всегда позаботиться о куске хлеба для нас. Сегодняшнее Евангелие наполняет нас ещё и благодарностью к Богу.

И только теперь ты понимаешь, как часто мы говорили слова: «из последних сил», и как много лет после этих слов мы прожили. Видишь, оказалось эти последние силы стали началом большой милости Божией. И поэтому сегодня время сказать и слова благодарности: Господи, благодарим Тебя за то, что из наших недостойных рук Ты принимал меньше, а давал большее, принимал последнее, а даёшь до сих пор. И нет грани в Твоём милосердии. И нет дна в Твоем милосердном сердце. Нет окончания Твоей безграничной любви к нам. И каждый раз, когда я говорю: «из последних сил» - или люблю из последних сил, или надеюсь, или прощаю, или верю, или молчу их последних сил, - со мною Бог, забирая меньшее, подает большее, и дарует мне то, что сейчас я называю своей жизнью, имею счастье здесь на земле начать, и, если даст Бог сил, на небе продолжить благодарить Того, Кто никогда не оставляет одного, Того, Кто пришел грешных спасти и Царство Божие принести. Аминь.

22 июля 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

Просмотров: 165

Поделиться