О любви Захарии и Елисаветы

10.07.2018
Просмотры: 1605

"Сегодня мы празднуем день Рождества Иоанна Крестителя. Мы слышим ангела, мы видим Захарию. Мы радуемся с Елисаветой. Сегодня в этот день мы молимся им, чтобы они помогли и нашим детям прожить достойной жизнью, чтобы они помогли нашим детям верить безукоризненно, быть преданным друг другу до последнего издыхания своей жизни, мы молимся им о том, чтобы они помогли нам любить друг друга не потому, что нам это нравится, но потому что без этого не может быть спасения, любить друг друга не из-за симпатии, любить друг друга из одной только уверенности, что в каждом из нас образ и подобие Божие".

Братья казаки, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с престольным праздником, с днём воспоминания Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна!

Сегодня мы, вдохновляемые Священным Евангелием, вспоминаем историю жизни пророка и Крестителя Иоанна. Из Священного Евангелия мы знаем, что его родители священник Захария и Елисавет прожили до глубокой старости. Испытанием всей их жизни стало то, что они, не без промысла Божия, не имели детей. Это стало испытанием всей жизни потому, что они это бремя бездетности несли как тяжелый крест своей жизни. Впрочем, они никогда не отчаивались. И это следовало из того, что они до конца своих дней, даже дожив до престарелого возраста, сохраняли верность друг другу и брак друг с другом. Они поддерживали друг друга не только словами, но и бесконечным доверием. Они в своей жизни пережили всё: не только насмешки, упреки внешних, которые говорили, что если вы бездетны, значит Бог, не давая вам детей, за что-то вас наказывает, но они пережили еще и самое глубокое испытание внутреннего сомнения. Ведь каждый из них: и Захария, и Елисавет хотели быть родителями. И когда они видели, что в их семье Господь не даёт им чада, они в этом, возможно, замечали и какую-то вину друг друга. Мы не знаем какие пришлось им пережить внутренние страдания, но знаем, что они научились их преодолевать вместе. И знаем это из одного очень интересного обстоятельства.

И вот когда Захария совершал богослужение, в алтаре явился ему ангел, который сказал о том, что от него родится сын, которому предстоит совершить особое служение. Захария усомнился, увидев ангела и услышав такое благовестие. Возможно это произошло от того, что постоянное желание, внутреннее желание чуда и ожидание этого чуда, как возможно, показалось ему, перед ним изобразило то, что он желает, но не то, что есть на самом деле. Ведь в четком определении веры мы читаем, что вера – это уверенность в невидимом как в видимом, желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

Вера – это не тогда, когда ты что-либо представляешь себе или тогда, когда ты что-либо изображаешь для себя, несомненно мечтая о том, что так и должно произойти. Вера – это уверенность в невидимом как в видимом. И когда Захария со своей супругой просили у Бога для себя чад, они были уверены в том, что Бог слышит их. Они не говорили себе до конца своих дней, что уже не услышал, но до конца своих дней надеялись на милосердие Божие, вместе с этим смирились с тем, что имели. Когда же Захария смутился, увидев ангела, услышав это благовестие, ангел сказал ему, что вот, я предстою перед лицом Божиим и благовествую тебе о том, что повелел сказать тебе Сам Бог, и вот за то, что ты не поверил, ты не будешь говорить до тех пор, пока не увидишь сбывшимся пророчество, ибо у Бога исполняется всякое слово.

Молчание Захарии было, с одной стороны, наказанием за его маловерие, а с другой стороны, стало особенным временем, когда не уста, а сердце начинает говорить, когда не слова, издаваемые и облекаемые в звук, произносятся и разливаются вокруг, но молитва, облекаемая в силу надежды, возносится кверху. Такое время наступило для Захарии. Он изъяснялся людям, пришедшим в храм о том, что с ним произошло нечто необычное. Когда он вернулся в свой дом, что он мог рассказать своей жене? Он был нем и ничего не мог рассказать ей. Хотя изо всей внутренней силы хотел бы поделиться, что он слышал и что увидел в алтаре, но уста его были сомкнуты. Это было немалое для него переживание и испытание веры. Ведь они всю свою жизнь привыкли доверять друг другу, всё открывать друг другу, поэтому и прожили всю эту жизнь до старости вместе. И вот теперь нечто сокровенное, которым он хотел бы поделиться со своей супругой, остаётся только для него. Жена верила не только словам, когда говорил ей Захария что-либо, но жена поверила и его молчанию. Удивительна была их вера. Она поверила и его молчанию, и не приняла это молчание, как некую страшную болезнь, которой посетил их Бог, ибо они и так были болезненны и не имели детей, но приняла и это молчание своего мужа, как благоволение Божие. И вместе с ним в тишине дома продолжала горячо молиться о милости. Через некоторое время оказалось, что она непраздна.

Она испугалась своей непраздности. Как Захария испугался услышанного от ангела, так и Елисавет испугалась того, что непраздна, и скрывалась от своих родственников, стыдясь показаться им. Казалось бы, что же здесь постыдного, что же здесь того, что могло бы вызвать какие-либо усмешки или упреки? Наоборот бы радоваться этому. Но смиренная Елисавет привыкла жить в таком смирении, чтобы ее надежду, чтобы ее жизнь едва кто замечал из людей. Бог Всеведущий всё узнал. Он знал, что она была всегда честна перед мужем. Он знал, что она жила святой жизнью. Он знал, что она искренне любила своего мужа и любит. Он знал, что она принимала его и таким, когда он пришел в глубоком молчании. И спустя время Елисавет родила. И когда на восьмой день они принесли мальчика, чтобы наречь ему имя и совершить положенное в обряде древнего закона, тогда и произнесла Елисавет имя Иоанн, ибо так повелел Бог. У Захарии разрешились уста, когда он написал это имя на дощечке, и к удивлению всех, заговорив, начал прославлять великого и всемогущего Бога, прославлять не только за то, что в их жизни родился ребёнок, а прославлять за то, что ни одно человеческое слово никогда не остается перед престолом Божиим пустым и никчемным. Истинно говорит Господь: за всякое слово дадите ответ. И за все наши молитвы, и за наши надежды мы получим ответ, но тогда, когда эти молитвы и надежды мы растворяем не пустыми мечтаниями, а трепетным ожиданием, делом веры, уверенностью в невидимом как в видимом.

Ещё через некоторое время, когда родился Божественный Младенец Христос, Елисавет вместе с младенцем Иоанном скрывалась из города, потому что, как мы знаем, Ирод повелел уничтожить всех детей от двух лет и младше. Елисавет бежала со своим сыном, а Захария был в храме. Ворвавшиеся в храм воины спрашивали Захарию: где его сын. Но он, зная где они находились, умолчал. И на том самом месте, где Захария некогда видел ангела, благовествующего о рождении у него сына, он принял мученическую смерть за своего родившегося сына. Тогда он сомневался, а теперь умирал, радуясь за своего сына. Тогда он смущался, а теперь нисколько не дрогнул, и твердо стоя перед гонителями, сохранял в своем сердце, сохранял в своем слове драгоценную жизнь своего сына. Тогда после благовествования ему о рождестве сына, он молчал и не мог произнести ни слова, потому что Бог запретил его устам говорить силой ангела, теперь Захария молчал, потому что силой любви к сыну запрещал говорить сам своим устам.

Рождество Иоанна Крестителя – это образ бесконечной жертвенной любви родителей друг к другу, это образ, когда отец и мать до последнего вместе. Их последним становится не воздыхание в жизни, а радость, которую Бог всегда дает таковым. Рождество Иоанна Крестителя – это ещё и удивительное свидетельство о верности и любви к своим детям. Посмотрите на Захарию, который свою жизнь отдает ради своего младенца, своего сына. Это такая жизнь, в которой гранью является единственная надежда на живого Бога и бесстрашие безболезненное, без оглядки, без какого-либо переспрашивания исповедание веры и любви к своему сыну.

Сегодня мы празднуем день Рождества Иоанна Крестителя. Мы слышим ангела, мы видим Захарию. Мы радуемся с Елисаветой. Сегодня в этот день мы молимся им, чтобы они помогли и нашим детям прожить достойной жизнью, чтобы они помогли нашим детям верить безукоризненно, быть преданным друг другу до последнего издыхания своей жизни, мы молимся им о том, чтобы они помогли нам любить друг друга не потому, что нам это нравится, но потому что без этого не может быть спасения, любить друг друга не из-за симпатии, любить друг друга из одной только уверенности, что в каждом из нас образ и подобие Божие. И тогда, когда мы любим друг друга, этот образ в нас святится, а когда он святится в нас, он проставляется и в народе нашем. Иоанн вырос и сподобился крестить Господа и Спасителя Христа. Стал великим пророком, сильнейшим из всех пророков, рождённых на земле – Предтечей христовой правды, Самого Господа и Спасителя Христа. И пусть наши дети вырастают достойными своего имени от любви, верности их родителей, нас с вами. Аминь.

7 июля 2018 года. Иоанно-Предтеченский храм пос. Сунжа

1605