О призыве к совершенству

"Господь каждого из нас призывает к совершенству. Он зовет каждого из нас постоянно работать над самим собой. Что же это означает работать над самим собой? И почему зовёт нас к этому Бог? Господь говорит нам о том, что наше призвание – для чего Господь и создал нас – уподобляться Ему, познавать Его. Потому и говорит: всякому просящему у тебя дай, и всякому хотящему знать, отвечай. Это говорит Господь о том, чтобы мы не избирали тех, с которыми нам удобно или неудобно общаться, но в каждом человеке искали бы, прежде всего, образ и подобие Божие, и через это общение могли бы в этом человеке этот образ, обнаруживая, восхвалять. Тогда во всяком человеке можно видеть надежду".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хотел бы вместе с вами вновь перечитать Евангелие, которое мы только что слышали. В этом Евангелии, как, в целом, в Евангелии, есть всегда очень много полезного для нас. Евангелие всегда отвечает на вопросы нашей жизни. Это самые правильные, самые прямые, самые понятные и безусловные ответы. С Евангелием не поспоришь. С ним нужно или жить и тогда его слово будет в тебе действовать, или отвергать и тогда его слово станет тебе судьей. Итак, я хотел бы вновь вернуться к Евангелию, которое мы только что слышали.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии говорит следующее: "сказал Господь: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". (Мф 5:42-48).

В Евангелии, которое только что мы слышали, Господь призывает каждого из нас не успокаиваться той жизнью или тем отношениям, или тому положению, в котором ты сейчас находишься. Проще говоря, Господь каждого из нас призывает к совершенству. Он зовет каждого из нас постоянно работать над самим собой. Что же это означает работать над самим собой? И почему зовёт нас к этому Бог? Господь говорит нам о том, что наше призвание – для чего Господь и создал нас – уподобляться Ему, познавать Его. Потому и говорит: всякому просящему у тебя дай, и всякому хотящему знать, отвечай. Это говорит Господь о том, чтобы мы не избирали тех, с которыми нам удобно или неудобно общаться, но в каждом человеке искали бы, прежде всего, образ и подобие Божие, и через это общение могли бы в этом человеке этот образ, обнаруживая, восхвалять. Тогда во всяком человеке можно видеть надежду.

Когда ты видишь в другом человеке надежду, ты сам остаёшься небезнадежным. Всё очень просто – чем больше я замечаю тех, кто должен мне, чем больше я думаю о тех, которые обидели или оскорбили меня, чем больше я внутренне сам с собой, в своем сердце общаюсь с теми, которые сказали неправду, и я для них готовлю целые триады защиты в свой собственный адрес, одним словом, чем больше я вижу вокруг себя всякой несправедливости, обид и всё это ранит моё сердце, тем больше во мне самом обнаруживается всей этой несправедливости и бесконечных обид. И еще проще скажу. Из чего мы состоим, то мы и замечаем. Потому Господь и говорит: благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас, - чтобы вы не состояли из этих проклятий, чтобы вы не состояли из этих обид. Давайте в долг тем, от которых не ждете принять обратно, чтобы вы не состояли в постоянной связи и зависимости от ваших долгов. Будьте свободны от них, не ищите воздаяния за них теперь. Но Богу оставьте попечение о них, и Бог всё воздаст.

Господь призывает нас к такому совершенству, которое Сам показывает, прежде всего, на нас самих. И мы это чувствуем всеми силами своей жизни. И вот как это происходит. Когда мы видим несовершенство других людей, то нередко в нас самих возникает некий упрек, очень редко возникает молитва о таких людях, сопереживание о них, сострадание к ним. Чаще всего мы находим множество слов, чтобы подвергнуть этих людей, как нам кажется, справедливому порицанию. Но как часто мы справедливо порицаем самих себя? Чаще всего, зная и чувствуя на себе милосердие Божие, свои собственные промахи и ошибки, свои гнилые слова и дурные поступки, свои недобрые мысли, свои злопамятства, все свои темные стороны мы не замечаем не потому, что их нет, но потому что внутренне чувствуем, Бог посылает Свое солнце, Свою правду, Свою милость над добрыми и злыми. Бог милостив ко всем. И эту милость, прежде всего, мы чувствуем на себе самих, не потому что теперь мы стали как бы не ответственны за то, что сделали, но потому что милосердие Божие вдохновляет нас к исправлению, не потому что мы в одночасье справились, и мы как бы себе уже забыли этот дурной поступок или это дурное слово, но потому что милосердие Божие так действует в нас, что в нас рождается самая главная надежда на исправление.

И первый шаг к этому исправлению – больше к этому злому я не принадлежу. И когда я говорю сам себе: «я больше этого делать не буду», я верю, потому что Бог внушает в меня эту веру. Но вот странное дело, когда другой говорит мне: я больше этого делать не буду, мы очень часто не верим. Почему? Потому что сами не творим дел веры. А как мы знаем вера без дел – это мертвая вера. Вот поэтому Христос и призывает нас к совершенству, и говорит нам: любите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас, молитесь о тех, которые гонят вас и словом, и делом благодетельствуйте им. Это не означает, что мы должны об этих людях говорить, как о своих спасителях и превозносить их как людей, которые в нашей жизни сделали особое благо. Ну, к примеру, как родители или как наши учителя и наставники. Нет. Это означает, что через такую нашу веру и дела веры – молитвы о ненавидящих, мы можем в себе самих усилить и утвердить веру, мы можем исправить свою собственную жизнь. Мы не только можем сказать себе: «больше не буду». Но и сделать по сказанному слову.

Каждый из нас замечает в своей жизни, когда, к примеру, рядом со своим домом что-то хочет сделать на земле и посеять или какие-то красивые, замечательные цветы, или использовать эту землю, чтобы вырастить на ней то, что можно подать к столу, как много нужно трудиться, чтобы защищать свои добрые семена от злых плевел, которые мы не сеем. Но удивительно, злое всегда растет быстрее. Почему же так происходит? Иногда нам кажется, что зло умножается в мире. Почему же так происходит? От того происходит, что питается оно, в том числе, и силами нашей собственной жизни. Ведь наше бессилие перед злом делает его крепче. То есть тогда, когда я не выпалываю или тогда, когда я оставляю на произвол каких-то внешних обстоятельств то, что посеял, то навряд ли я получу урожай. Тоже самое и злые слова, поступки, обиды, подозрения, сомнения, всевозможные дурные разговоры нередко в нашем сердце гнездятся и приносят свой печальный плод, закрывая, затмевая Солнце Правды от доброго семени, и последнее гибнет. И происходит это от бездействия. От того, что кажется нам: ну, что с того, что скажу что-то?! – Есть в этом вред. Что с того, если кому-то отвечу или с кем-то очень серьёзно поговорю и напомню ему о долгах?! – Есть в этом вред. Это не просто пустой разговор, но сила для зла, которая находит в нас всё больше и больше для себя места. Теперь, когда мы слышим эти слова и когда мы слышали это Евангелие, каждый из нас, наверное, может вспомнить множество имён тех, кто ему должен и кто его обидел. И как мало мы можем вспомнить имён тех, о которых молимся. Поверьте, нередко о нас думают точно также – редко молятся, но часто всё нам помнят. Всё повторяется через нас в тех, кто рядом с нами. Всё распространяется и на них.

И поэтому Господь и говорит: благословляйте и молитесь о таковых, чтобы этот свет молитвы и свет вашей любви мог распространиться вокруг себя. Свет распространяется быстрее и согревает, и освещает быстрее. Тьма не имеет таких свойств, но она всякий раз убегает тогда, когда ты только подносишь хоть маленький отблеск отраженного света или сам начинаешь светить, тогда эта тьма очень быстро оставляет тебя. Можешь хотя бы сейчас здесь в храме попробовать помолиться искренне горячо о тех, кто тебя сильно обидел или кому ты никак не можешь простить. Имен этих вспоминать не надо. Они очень часто у нас на памяти. Просто начни сейчас молиться об этом человеке, и ты увидишь, как в твоём сердце станет больше тишины, больше света. Господь говорит: любите врагов ваших, не потому что они враги нам, но потому что и они чада Божии. Бог Своих чад всегда может призвать к миру. И когда мы молимся о своих врагах, ненавидящих и проклинающих нас, то мы их приводим, как непослушных детей, к Небесному Отцу, к нашему Отцу. Бог найдёт для них слово. Бог даст им просветление. Господь коснется и их сердца.

Сейчас за Божественной литургией, которую мы вместе совершаем в нашем храме, помолимся о таковых людях и помолимся о том, чтобы Господь дал нам силы любви к таким людям. И ещё, попросим у Господа, чтобы Господь дал силы любви и к тем людям, которые молятся и о нас, для которых кто-то из нас враг и обидчик. Будем честны в своей молитве. И попросим: Господи, дай и им, если это возможно, сколько возможно полюбить и меня. Дай им, Господи, молитв обо мне. Дай, Господи, нам Твоего света и совершенства, к которому Ты сегодня нас зовёшь. Будьте совершенны, ибо Отец ваш совершенен. Аминь.

2 июня 2018 года. Екатерининский храм станицы Ессентукской

Просмотров: 268

Поделиться