О непротивлении злу

"Не противиться злу – это значит не оставлять этому злу в своём сердце нисколько, нисколько из своего сердца, из пространства своих мыслей, из пространства своих молитв, своих надежд, своих прожитых часов жизни. Нисколько не отдавай злу в своём пространстве: ни одного слова, не повторяй вслед за ним, тогда его станет меньше в тебе".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные отцы, дорогая матушка-игуменья, дорогие братья и сестры, сегодня в Священном Евангелии мы слышим повествование о том, как Господь говорит Своим ученикам, чтобы они не противились злу. Так прямо и говорит: не противьтесь злу, и, если кто ударит тебя по одной щеке, подставь другую, и кто хочет с тобой судиться, отдай ему и верхнюю одежду. Эти евангельские слова мы неоднократно слышали. Но более того, эти евангельские слова также неоднократно во многих рождают разного рода вопросы и чаще всего рождают недоумение. Ну, как же так – не противиться злу? Ну, разве не стоит добру быть с кулаками и локтями? Разве не стоит отстаивать добро?

Мы говорили неоднократно и хотелось бы сегодня об этом сказать, что Священное Евангелие надобно понимать не только своим умом, который нередко отравлен не самым лучшим образом собственной жизни, но, прежде всего, чтобы понять дух и смысл Священного Евангелия, чтобы через Евангелие просветить свою собственную омраченную душу, нужно отвечать на эти вопросы устами святых отцов – как они говорили об этом через опыт своей собственной жизни, в которой было место для духовного подвига. Наш подвиг чаще всего не очень глубок и не очень высок. Он мимолетен. Наши подвиги – это чаще всего дела сегодняшнего дня, это чаще всего бесконечные дрязги и обиды, подозрения и недобрые слова, всякие слухи и слова, которые мы произносим по отношению к другим, обидные поступки. Вот, в общем-то, нередко это и все наши подвиги.

Вот послушаем, что об этом Евангелии говорит Макарий Великий. Говорит он так: неудивительно будет, если я скажу тебе, что хлеб делается из пшеницы, но надобно рассказать, как этот хлеб замешивается и выпекается. Не просто ведь собирается пшеница и складывается в то, что мы вкушаем как хлеб. Эта пшеница перемалывается в муку, она квасится с квасным хлебом, она вскисает мукою, а потом ее подвергают огню и через этот огонь, испекаясь, испаряя из себя лишнее и то, что не съестное, становится насыщенным хлебом. Далее Макарий Великий говорит интересно. Он говорит, что не всякий человек может рассуждать о духовных подвигах. Потому и Евангелие говорит нам просто: «не возжелай», дает нам простой рецепт: «не впускай в свое сердце гнев». Хотя бы начни с этого.

Не противиться злу – это значит не оставлять этому злу в своём сердце нисколько, нисколько из своего сердца, из пространства своих мыслей, из пространства своих молитв, своих надежд, своих прожитых часов жизни. Нисколько не отдавай злу в своём пространстве: ни одного слова, не повторяй вслед за ним, тогда его станет меньше в тебе. Хлеб хотя печется из пшеницы, сначала проходит прежде, чем будет готов и, чтобы можно было бы вкусить его и насладиться, большие испытания. Вот также и душа человека проходит немалые испытания, чтобы подобно пшенице, насытившись водой Евангелия, заквасившись словом Евангелия, пройдя огонь испытания, перенесения бед и страстей, стать хлебом, который будет положен в вечности на трапезу Господню. Как понятно и как просто говорит преподобный Макарий Великий, но за этими его простыми словами следует и пример его собственной жизни.

Пусть сегодняшнее Евангелие, которое опять воззовет каждого из нас не противиться злому, научит бороться со злом внутри себя, не впускать его в себя, тогда и побеждать его снаружи будет легче. Ну вот, как если бы в тебе был свет, который сам собою вокруг тебя побеждает тьму. Много врагов было и у преподобного Серафима Саровского, и у Сергия Радонежского. Они стали наследниками врагов от самого первого Божественного Искупителя, от Господа и Спасителя Христа, у которого тоже было много врагов. Но Тот ни единого зла не сотворил. Мы же не едино зло творим.

Непротивление злу, к которому сегодня призывает нас Господь через Евангелие – это то, что мы должны, прежде всего, не впускать внутрь себя. Когда ты борешься со злом, сам не будь побеждён им, - говорит святой апостол. Это означает, чтобы всё то, что раздражает, гневит нас, всё то, что мы называем своими врагами, мы не должны впускать в глубину своего сердца, но светом своей надежды на Бога, своих спокойных поступков, своих правильных дел, своего верного шага, своего единственного выбора, своей первой любви противиться злому в себе самом и через этот свет изнутри, о которым Господь говорит: вы сами сделаетесь источником, если вкусите воды (как Он говорил самарянке), этим самым светом стать источником и вокруг себя побеждать тьму. Она близко не подойдёт.

Сегодняшнее Евангелие и толкование великого подвижника Макария Великого приводит нас к очень важному размышлению. Прежде всего, всякое подлинное, настоящее сопротивление должно начинаться не с того, что я кому-то хорошенечко отвечу или хорошенечко двину, а начинать с того, что я себе самому правильно отвечу и двину собственную душу к покаянию, к исправлению. Вот с этого и начинается наша подлинная борьба, преодоление, настоящий верный подвиг. Тогда Бог даст силы, преодолеть неправду и вокруг себя. Когда из тебя произрастает доброе семя и коренится в твоём надежном сердце, это семя принесет плод. А когда твое сердце дыряво и трухляво от зависти и злобы, от ненависти и обид, от дурных слов и плохих поступков, что из него может вырасти? Сегодняшнее Евангелие побуждает каждого из нас задуматься о том непротивлении злу, которое начинается с победы в самом себе над грехом и над злом, и тогда это поможет нам преодолеть зло и вокруг нас самих. Аминь.

1 июня 2018 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома

Просмотров: 304

Поделиться