О причине нашей веры

25.05.2018
Просмотры: 1470

"Верим не потому, что боимся кого-то, а верим потому, что любим Его, не потому, что боимся что-то потерять, а потому, что боимся лишиться Его отцовского присутствия. Верим не от того, что это делает нашу жизнь благополучнее, а от того, что без Бога не до порога. И наконец, потому, что именно Он сохраняет в нас нашу душу, то, что мы называем человеческим".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, вместе с вами сегодня совершаю благодарственные молитвы перед Богом в попразднство Вознесения Господня и в преддверии дня рождения Церкви, Святой Живоначальной Троицы. Сегодня мы вспоминаем память удивительного человека, о котором сохранилось повествование Ветхого Завета и образ нынешний, в современной жизни часто приводимый, сегодня мы вспоминаем праведного Иова Многострадального.

Его жизнь полна человеческим подвигом. Мы знаем из Священного Писания, что этот человек был твердой веры, что он был твердого упования на Бога и был праведной жизни. И за эту праведную жизнь, и за это правильное устроение своей собственной жизни Господь даровал ему многое. У него была замечательная семья, у него было множество друзей. Это был состоятельный человек. Но всё это он приобрёл, благодаря своей глубокой вере и бесконечному труду. Это не вдруг появилось в его жизни, а всё это стало следствием его собственного правильного устроения.

И вот в книге Иова рассказывается о том, что когда ангелы пришли поклониться к Богу, тогда падший денница сказал Господу, указывая на Иова, что всё это он имеет потому, и верует, благодарит Тебя потому, что он человек благополучной жизни. Вот так может показаться, что внешнее благополучие является залогом настоящего человека, человечности. Некоторым кажется, что для того, чтобы быть честным, добрым, верным, любящим, для того, чтобы быть уважаемым человеком в обществе – для всего этого необходимо иметь некоторое внешнее благополучие. Мол, всё оно складывает имя, и тогда к такому человеку относятся иначе, чем относились бы к кому-то бедняку. Тогда Господь говорит деннице: всё возьми у него, его самого не трогай. В одночасье Иов остаётся без своих детей, без своего имущества и со своей супругой начинают влачить очень жалкое существование.

Всё, что происходит дальше вокруг Иова вполне укладывается, к большому сожалению, в современную парадигму размышлений о человеке: ну, если так произошло с ним, значит что-то с ним не так. Если человек страдает, если человек всего лишается, значит что-то там у него за душой есть дурное. Не случайно, мол, всё это с ним, за его грехи. Иов же повторяет слова, которые, кстати сказать, сегодня нередко повторяются и нами: Бог дал, Бог взял. Иов продолжает благодарить Бога, как и до того, когда в дом свой он входил со своей большой семьей, когда на его стол ставили богатые угощения, когда он одевал дорогие одежды, когда он слышал приветствия от людей на улице и благодарил Бога. Так и теперь лишённый семьи, не имеющий богатой трапезы, одевающийся в лохмотья, на улице просящий подаяния он продолжал благодарить Бога. В его жизни ничего не поменялось. И если кто-то его спрашивал о его собственной жизни, что в ней поменялось, то Иов отвечал: Бог дал, Бог взял. Ничего в его жизни не поменялось. Он продолжал оставаться тем же, которым был.

Опять денница говорит Богу о том, что так Иов поступает, потому что ещё Бог ему дал здоровье. И тогда Господь говорит деннице: возьми у него всё, но только души у него не трогай. Вот, нам нужно всегда об этом помнить. Наши души принадлежат Тому, Кто их создал. Бог никогда никому не позволяет прикасаться к нашей душе. И все, что касается нас болезнью, скорбями, потерями, всё, что касается нас неправдами, ложью - не может забрать от нас нашей души и прикоснуться к душе. Иов заболевает. Он заболевает проказой. Для того времени, да и для нынешнего – очень тяжёлая болезнь. Тогда она и вовсе не лечилась. Иов продолжает произносить слова, собирая со своего тела свою проказу: Бог дал, Бог взял. Слава Ему за все! С ним оставалась только жена, которая, впрочем, говорила ему: произнеси на своего Бога слова гнева, смотри к какой жизни Он привел тебя.

Некоторым кажется, как и жене Иова, что вера в Бога нужна и должна быть только для того, чтобы хорошо жить. Что вера и упование на Бога – это некоторое лекарство от какого-то неблагополучия, это некоторая страховка от несчастий, это некоторое опережение от злого. Вот, мол, верю, и от всего Бог сохранит и всё даст. Не для того мы приходим к родителям, чтобы они нам всё давали, а для того, что мы нуждаемся в любви, независимо от того, какие мы. И не для того мы приходим к родителям, чтобы они нас от всего сохраняли и кормили, а для того, чтобы они нас прощали. Никто кроме родителей не может так любить. Никто кроме родителей не может так прощать. Никто кроме родителей не может верить.

Потому-то и мы верим в небесного Родителя, в Бога и Отца для того, чтобы верой в Него, Им мы были любимы, прощаемы и вдохновляемы. И когда мы приходим в отцовский дом, то уходим из него не богатыми, но настоящими. Мы как бы совершенно понимаем всю свою собственную человеческую жизнь, ее смысл и сущность, и выходя из дома родителя, теперь уже иначе смотрим на свою жизнь, преодолевая в ней разные испытания. Так и Иов верил не от того, что был богат и не от того, что была большая семья и его уважали, а от того, что любил Бога, как отца, как верный сын.

Пришли к нему, и друзья и говорили Иову, не веря ему: ты, наверное, согрешил, ты, наверное, сделал что-то страшное в своей жизни, и не хочешь нам говорить, но из-за этого твоего греха всё с тобой это случилось. Так часто приходят к нам наши лукавые друзья-помыслы и говорят нам: за что это со мной? И начинают мучить нас. И как те друзья Иова, и эти лукавые друзья, мысли говорят нам: произнести на своего Бога хулу, за что Он так тебя наказывает, за что Он так тебя испытывает? почему Он тебя всего лишил? Неужели это приносит Ему радость, твои слезы и страдания? Родителям радость приносит только одно - когда с ними дети, независимо ни от чего. Вот, когда они приходят в их дом, это и приносит радость родителям, независимо от того, в каком они пришли состоянии. Главное – они пришли. Радость Небесного Отца – это любовь сына. Тогда Иов просит: Господи, покажи моим друзьям, что я не виновен в том, в чём они обвиняют меня. Бог укоряет Иова за такую его просьбу, но, впрочем, видя его терпение и его благодарность, назидает его. Иов с благодарностью принимает и это назидание в своём тяжелейшем испытании. Лишенный семи сынов и трех дочерей, большого богатства, уважения в обществе, положения среди людей, лишённый доверия своей жены, которая подозревала в нём неладный поступок, лишенный друзей, которые говорили ему, что он сделал тайное страшное, Иов говорит: Господи, от Тебя всё, Ты дал, Ты взял, у Тебя суд.

Бог возвращает Иову всё внешнее благополучие. Впрочем, Господь никогда не отнимал от него Свою руку. Посмотри, какой он был счастливый даже в своей болезни. Посмотри, какой он был настоящий в своей болезни, не проклинал, не гнал никого, не обижался, всё терпел, всему верил. Посмотри, какой он был верный в своей болезни и своим лекарством считал ни слова гнева к Богу за то, что с ним происходит, а слова надежды. И этими словами жил. Бог возвращает Иову здоровье. У его рождаются семь сыновей и трое дочерей. И после этого Иов проживёт еще 140 лет в богатстве, в славе, в любви. Но все эти долгие годы своей жизни, больше века, а сам он прожил почти четверть века, под 250 лет, и все эти столетия следующей своей жизни он нисколько не поменяется. Он нисколько не будет хвалиться тем, что всё было возвращено ему. Он не пойдет по улицам и не будет говорить: смотрите, а вы не верили мне. Он не станет укорять никого из тех, кто его осуждал. Он не будет отворачиваться от друзей, которые отвернулись от него. Он каждого будет принимать и говорить им драгоценные слова своей веры: всё от Бога, Бог дает, Он и берет, но души не дает погубить. И тот, кто верен Ему в скорбях, будет верен Ему и в радости. Тот, кто любит Бога в слезах, будет любить Бога и в улыбке. Тот, кто любит Бога в одиночестве, будет любить Бога и тогда, когда с ним будет множество людей. Тот, кто любит Бога в боли, будет любить Его и тогда, когда эта боль проходит. Тот, кто любит Бога в расставании, никогда с Ним не расстанется и всегда будет с Ним.

Эта вера праведного Иова особенно ярка теперь, когда мы совершаем попразднство Вознесения Господня, когда Господь, отступая от нас на небо, открывает нам путь нашей собственной жизни. И на этой дороге жизни силой шагов этой жизни может являться только наша искренняя, верная преданность Ему. Верим не потому, что боимся кого-то, а верим потому, что любим Его, не потому, что боимся что-то потерять, а потому, что боимся лишиться Его отцовского присутствия. Верим не от того, что это делает нашу жизнь благополучнее, а от того, что без Бога не до порога. И наконец, потому, что именно Он сохраняет в нас нашу душу, то, что мы называем человеческим.

Поучительна история Иова Многострадального. Так его и запомнила Церковь – Иов Многострадальный. Но его страдания стали славой Бога на земле, а теперь и славой Иова на небе, ибо он с Тем, Кто страдал ради каждого из нас на Кресте, с Тем, Кто отдал Свою жизнь ради каждого из нас. Он страдал с Тем, Кого неправедно судили и наложили болезни. Он страдал с Тем, Кто был рядом и через страшную человеческую клевету возведен до самого Креста. Он страдал с Тем, Кто умер и совоскрес с Тем, Кто победил смерть.

По молитвам святого Многострадального Иова да дарует Бог каждому из нас с вами уметь верить, любить и надеяться не тогда, когда, как нам кажется, хорошо, а всегда. По его молитвам да дарует Господь каждому из нас такой силы жизни, в которой главным будет опора на Него. Никогда не будем судить тех, кто судит нас. Иов не судил своей жены, друзей, и поэтому не осудил Самого Бога, а всегда благословлял Его имя, потому и Бог не судил Иова, а благословил его ещё большим, в том числе, и человеческим благополучием. В Его божественных руках всегда наши души. И они подлинно счастливы. И когда мы это прикосновение подтверждаем своей благодарностью и молитвой к Богу, то это прикосновение и рождает утешение. По молитвам многострадального Иова да укрепит Бог в нас нашу веру, да поможет каждому из нас преодолевать испытания в жизни и оставаться верным Ему. И на все, что мы имеем, говорить: слава, Тебе, Господи. И на все, что мы теряем, говорить: слава, Тебе, Господи! И за все наши болезни говорить: слава, Тебе, Господи! И за наши лекарства говорить: слава, Тебе, Господи! И о всей нашей жизни говорить: слава, Тебе, Господи! Чтобы после смерти в жизни вечной продолжить словами вечности: слава, Тебе, Господи! Аминь.

19 мая 2018 года. Георгиевский храм города Тырныауз (КБР

1470