О чём мы должны заботиться

24.04.2018
Просмотры: 1618

"Вот Христос сегодня нам с тобой со строгостью и говорит: вы ищете Меня не потому, что поразились чуду жизни, а потому, что почувствовали насыщение; заботьтесь больше не о телесном хлебе, а о хлебе духовном, ищите больше утешения, которое может дать только Бог человеку: прощение грехов, утешение чистой совести, утешение чистого ума, чистого сердца, хороших поступков, настоящей жизни. Господь говорит: ищете прежде этого утешения. Бог все дает нам к этому".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

Перечитаю Евангелие, которое мы только что слышали, чтобы поразмышлять над этим Евангелием, чтобы это Евангелие стало не только звуком, но силой для дела.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: "тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир. Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один. Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли. На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог". (Ин 6:14-27).

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя это Священное Евангелие, замечает следующее: посмотри, Господь иногда употребляет строгость и настойчивость. Я хотел бы вместе с вами задаться вопросом. Что же подвигает каждого из нас искать общения с Богом? Что мы ищем в этом общении? Конечно, каждый на этот вопрос может ответить по-своему, исходя из опыта своей собственной жизни. Но когда мы произносим это горячее: «Господи, помилуй», когда мы так жаждем Бога.

Сегодняшнюю историю, которую вспоминает апостол и евангелист Иоанн Богослов и доносит ее до нас, рассказывает нам о том, как люди искали Иисуса Христа. Искали после чуда. Как Господь удаляется от них, не желая человеческой славы, показывает, что для Него самой главной, самой радостной и желанной славой является то, когда Его имя прославляется в жизни людей. Они хотят сделать Его царем, поставить Его над собой, чтобы Он правил ими.

Но, при этом, удивительно, не делают царственным Его слово в себе. Да, пусть Он правит, и как быть снаружи все приведет к порядку. Но внутри нас главным, - говорили те люди, - остается то, что мы чувствуем насыщение. Пусть Он добывает хлеб и умножает его, а мы будем чувствовать сытость от этого. Не мы будем добывать хлеб, а Он. Не мы будем трудиться, а Он будет давать от того, что делает Сам. Они хотели, чтобы Он царствовал, как бы наводя порядок вовне, но внутри царствовали совсем другие силы и законы в тех, да, что, в тех, и в нынешних людях, в нас с вами. Вот эти люди искали Христа не для того, чтобы пойти за Его словом, не для того, чтобы следовать Его слову, а для того, чтобы Он решал их проблемы, проблемы, которые они создавали сами.

И лестью говорят Ему: как Ты пришел сюда? Христос с настойчивой волей Бога и Наставника, с ревностью говорит им: вас поразило не чудо, которое Я сотворил. Правда! Кто из нас сегодня утром поразился своей жизнью? Ну, вот если честно. Кто утром проснулся и сказал: Господи, я жив, какое чудо!? Кто утром поразился чуду, обняв своего ребенка? И сказал: Господи, какое чудо – в моем доме я и мои дети, и моя семья! Мы как-то к этому так привычно относимся, к тому, что подлинно является самым настоящим чудом – к жизни. Кто поразился чуду, когда, не смотря на все проблемы, сложности, все поступки, мы, просыпаясь, начинаем новый день и живем этим днем, как новым даром Божиим? Мы, как бы утром просыпаясь, начинаем перебирать дела, которые нужно сделать.

Но, Господи! Честно, кто из нас сказал: слава Тебе, Господи, за этот новый день, за это чудо? Христос говорит: вас поразило не чудо. Вам понравилось то, что вы насытились. Вы почувствовали эту сытость, как дар того, что дает Бог. Но никто не приложил к этому дару своей благодарности. Благодарность, которая состоит из трудов. Потому Господь и говорит: прежде ищу для вас не внешнего царства, не благополучия вашей жизни, а вашего человеческого образа, в котором есть благодарность к жизни, за жизнь, желание исправить в этой жизни, в которой день, который начинается не от мысли: «что сейчас я должен делать», а от мысли: «Господи, прости прежде мне мною дурное сделанное и дай мне силы исправить это дурное, чтобы Ты давал мне настоящий хлеб, хлеб, который не временно насыщает, но всегда оставляет нас людьми, хлеб веры Тебе, любви к тебе, надежды на Тебя». Тогдашние люди, честно скажем и сегодняшние, очень часто ищут чувства пресыщения: «дай, Господи». Дал Господь. Все. А потом проходит время и опять: «дай, Господи». Дал Господь. И все.

И как редко: «на, Господи», «возьми, Господи, мою радость, мою благодарность». «На, Господи», - когда протягиваешь руку другому человеку и в нее вкладываешь хлеб. «На, Господи», - когда прощаешь своих врагов. И говоришь: «Господи, это ради Тебя». «На, Господи», - когда ты отказываешься от дурных поступков, привычек, которые так въелись в твою жизнь и умножаешь в себе доброе. Так редко это бывает. Только: «дай, Господи».

Вот Христос сегодня нам с тобой со строгостью и говорит: вы ищете Меня не потому, что поразились чуду жизни, а потому, что почувствовали насыщение; заботьтесь больше не о телесном хлебе, а о хлебе духовном, ищите больше утешения, которое может дать только Бог человеку: прощение грехов, утешение чистой совести, утешение чистого ума, чистого сердца, хороших поступков, настоящей жизни. Господь говорит: ищете прежде этого утешения. Бог все дает нам к этому.

Сегодняшнее Евангелие показывает и то, что Господь всегда ходит следом за нашей лодкой жизни, в какую бы тьму мы не заплыли, в какой бы шторм мы не попали, Бог всегда идет следом за нами. Это утешает. Это радует. Это обнадеживает. Он всегда рядом с лодкой моей жизни. Но еще больше было бы радости, если бы Он оказался в ней, если бы Его слово, если бы Его волю, Его жертвенную смерть на Кресте, Его Воскресение мы сделали бы капитаном нашей жизни, если бы мы их слушались, как капитана, тогда бы эта лодка быстро бы пристала к берегу, как и в сегодняшнем Евангелии – только Бог вступил на нее, и она оказалась уже на берегу. И больше нет вокруг ни штормов, ни тьмы, ни угроз, ни отчаяния, ни криков, ни страха – ничего. Там, где Он, там всегда надежный причал. Вот об этом сегодняшнее Евангелие.

Сейчас мы с вами будем продолжать Божественную литургию, которая является воплощением нашей благодарности. Не будем думать о делах, подумаем о нашей благодарности. Вспомним те чудеса, которые Господь творил с нами и для нас, поблагодарим Его за это. И не будем говорить: «дай, Господи». А будем изо всех сил, хотя бы сейчас на божественной службе говорить: «благодарим Тебя, Господи». Ищем Тебя не потому, что хотим насытиться, а потому, что без Тебя наша жизнь, как плавание в ночи – ни берега, ни просвета, а с Тобой – причал надежный, светлый, как заря с новым днем. Господи, благодарим Тебя за милости Твои! Войди в нашу лодку жизни, и будь, Господи, голосом нашей совести. Аминь.

21 апреля 2018 года. Георгиевский храм станицы Боргустанской

1618