Об ожидании апостола Фомы

19.04.2018
Просмотры: 1292

"Прошли семь дней Пасхи. Все еще жаждем общения с Богом? Все еще живем этой радостью? Веруем? «Веруем» - значит действуем так, как верим или нет-нет, да и впустим в свою душу сомнения, отмахнемся, цокнем языком и скажем: ну, ладно, пусть так. Нет, не пусть так. Нет, не будем отмахиваться. Апостол Фома дал нам с тобой хороший урок – как он жил и ждал встречи с Богом, и встретился и Ним. И дай, Бог, чтобы вся наша жизнь была как эти восемь дней у апостола Фомы. И чтобы мы победили наше сомнение".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе! В этот воскресный день после славного святого Воскресения мы вспоминаем уверение апостола Фомы. Я хотел бы вместе с вами вновь перечитать Евангелие, которое мы только что слышали, чтобы всем своим сердцем, всем своим умом, всей силой своей веры не просто поразмышлять над этим Евангелием, но в этом Евангелии найти то, что очень живо может тронуть каждого из нас.

Апостол и евангелист Иоанн в своём Евангелии пишет: в тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин 20:19-31).

Сегодня пред нами с тобой становится образ апостола Фомы. Мы не раз слышали вот это словосочетание: ты – как Фома неверующий. Это словосочетание как раз вспоминает историю, которой сегодня Церковь называет целую наступающую неделю –Неделя о Фоме – воспоминание уверения апостола. Святитель Иоанн Златоуст замечает следующее: как быстрая и нерассудительная вера бывает очень поспешной, неглубокой, бывает очень поверхностной, так и упорство не в доказательствах тоже приносит человеку печаль и не приносит радость. Понимаешь, вера должна быть не от внешних обстоятельств, а от внутреннего расположения. Конечно, многое зависит от погоды, чтобы выросло семя и принесло плод. Но заметь, семя это погружают в землю, и пока в этой земле это семя не умрет, и пока оно из этой земли не выйдет малым ростком, никакие внешние обстоятельства не способны помочь принести ему плод. Всё должно быть вместе, но земля дает силу. Фома был очень любопытный. Ну, вот как мы бываем в нашей жизни, особенно, мы становимся не воздержано любопытны тогда, когда так жаждем и ждём явления Божия. Вот заболел или какие-то другие обстоятельства в жизни. И как тогда, вроде бы и хватаешься за молитвослов и молишься, и тут же отлагаешь, и мечтаешь, и недоумеваешь, почему же Бог не слышит молитву. Ну, почему ничего не меняется? Вот это любопытство – побыстрее бы сорвать с неба Его благословение – оно так часто мешает нам тихо ждать, когда это семя даст свой плод. Мы то и дело раскапываем эту землю, ковыряясь в ней, и ничего не находим. От того не находим, что нетерпеливы. Когда апостолы говорят своему другу Фоме: «мы видели Господа» (Ин 20:25). Он не поверил не потому, как говорит сегодня также Златоуст, что не доверял своим друзьям, не верил им. Нет, он и в это не поверил, потому что в принципе не мог допустить мысли о воскресении из мертвых. Вот опять, знаешь, как это похоже на нашу жизнь – чего мы не допускаем в ней, того и не происходит, то и мешает нам. Мы не допускаем действа промысла Божия, и каждый раз, когда Бог действует в нашей жизни, мы говорим: ну, за что? ну, почему? ну, неужели я это заслужил? ну, а другие? ну, почему этот со мной опять происходит? Понимаешь, мы не доверяем промыслу Божьему и не

верим в Его Воскресение. «Не верим» - это значит - не принимаем этой радости, не начинаем жить так, как если бы всеми своими чувствами видели, чувствовали Его живое присутствие в нашей жизни. Проходит время, как Фома услышал весть о Воскресении Христовом – восемь дней. И Христос опять является и говорит Своим ученикам слова, как удобрение для нашей веры: «мир вам» (Ин 20:26). Видишь, из мирного сердца растет крепкая вера, из мирного ума бывает просветление, из мирной души может быть только глубокая и настоящая любовь. Бог дает такое удобрение, от которого всё начинает в нас изменяться. «Мир вам» - и опять, смотри, как Господь нас с тобой учит. Мирны ли наши сердца? Мирен ли наш ум? Наша душа? Что за войны в ней бывают? От чего? Посмотришь – ерунда, не стоило бы об этом и думать: чей-то глупый взгляд с горьким словом, чей-то упрек, чье-то молчание, пинок. И всё это врывается в нас бесконечной войной. Сердце, ум, душа охватываются – и мы как на войне, и не остается совсем сил верить. Христос говорит сегодня мне с тобой: самое начальное и важное, с чего и начинается главное, - «мир вам» (Ин 20:26). А затем протягивают руку Фоме, как теперь мне или тебе, и говорит: дай сюда твой палец, дай твою ладонь, почувствуй Мои раны, почувствуй прободенное ребро, и не будь неверен, но верен. Так бывает всегда, когда ум и сердце успокаиваются миром, Бог мало-помалу начинает являть Себя, как солнце после тумана или рассвет после ночи, ясный день после ненастья – всё мало-помалу возвращается к радости жизни.

Христос упрекает апостола Фому и говорит ему: «не будь неверен, но верен» (Ин 20:27). Но давай заметим одно интересное обстоятельство. От времени, когда Фома узнал от своих друзей, что воскрес Христос, прошли восемь дней. Сегодня тоже не первый день Пасхи. Уже неделя за плечами. И вот теперь Христос является нам с тобой, чтобы испытать нашу веру. Вернее, не для того, чтобы испытывать, а для того, чтобы, показав Себя, найти Свое отражение в нас с тобой, в уверение, что за эти дни с нами произошли важные изменения. Ведь апостол не только тогда сомневался, когда сказал: «не поверю» (Ин 20:25). Он жил с этим сомнением все эти дни. Что значит жить сомнением? Это значит или всё больше и больше уступать ему место, или, напротив, всё больше и больше вытеснять его из своей жизни. Сомнения – это не внешние обстоятельства. Сомнения – это помрачение ума, это черствость сердца, это окаменелость нашей с тобой души. Жить с ним тоже самое, как если бы ты жил бы в доме со своим заклятым врагом. Он, мало-помалу усыпив твою бдительность, нанесет тебе последний смертельный удар и победит тебя. Понимаешь, есть в жизни вещи, с которыми никогда нельзя смиряться. Мы с тобой об этом знаем. Когда мы говорим: я никогда с этим не смирюсь, с этой неправдой, или никогда не смирюсь с тем, что тогда поступили так, а не так, или еще что-то. Но какой ужас – когда мы смиряемся со своим собственным сомнением, и оно начинает побеждать нас понемногу. Вот эти восемь дней, которые жил апостол Фома – это были очень серьезные дни борьбы. Мы знаем, что Фома победил это сомнение. И знаешь, почему? Потому что, когда Христос опять пришёл к Своим ученикам, Он сразу протянул руки к Фоме и сказал: дай Мне твою руку. Он не сказал ему: отойди от Меня. А напротив искал прикосновения к тому, кто искал прикосновения к Богу. Фома жил одной удивительной и очень живой, сильный надеждой. Он так хотел осязать Христа, он так хотел притронуться к Нему, он так хотел видеть Его. Понимаешь, он так хотел видеть Его, что всю свою жизнь сосредоточил именно на этом. Он стремился к Нему. Он не махнул рукой и не сказал: а, ладно, ну что ж, вот тогда меня и не было, без меня явился, а потом еще и все видели, а я нет. Понимаешь, он не стал жить этими словами обиды. А наоборот, свое недоумение воплотил в жажду. Хочу, - говорит, - прикоснуться к Нему. Хочу, - говорит, - осязать Его, не кого-либо другого, Его, ни в чём больше не найду утешения, как не в общении с Богом. И видишь, Христос отвечает ему: не будь неверен, но верен. Фома счастлив. «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:28).

 И Христос, глядя на любимого апостола, на счастливого Фому, говорит ему и мне: блаженны те, кто не видел и уверовал. Особенно, эти слова понятны теперь в нашей жизни, когда нам кажется, что вокруг мы так редко видим честность, справедливость, святость, когда мы вокруг так редко видим человечность, когда мы вокруг так редко видим любовь настоящую, без страстей, дружбу преданную. Когда так мало всего этого видим вокруг себя – блаженны, если веруем, и не видя это снаружи, делаем это своими собственными поступками: сами не видя дружбы, дружим, не замечая любви, любим, видя несправедливость, поступаем честно, видя черствость, всегда мягки к тем, кто плачет, видя забывчивость, помним о других. Когда мы сами, не видя, веруем, ибо это есть сила веры в Бога – быть как Он, подражать Ему, уподобляться Ему, исполнять Его слово, жить этим словом. Видишь, какой апостол Фома преподносит нам с тобой хороший урок!

Прошли семь дней Пасхи. Все еще жаждем общения с Богом? Все еще живем этой радостью? Веруем? «Веруем» - значит действуем так, как верим или нет-нет, да и впустим в свою душу сомнения, отмахнемся, цокнем языком и скажем: ну, ладно, пусть так. Нет, не пусть так. Нет, не будем отмахиваться. Апостол Фома дал нам с тобой хороший урок – как он жил и ждал встречи с Богом, и встретился и Ним. И дай, Бог, чтобы вся наша жизнь была как эти восемь дней у апостола Фомы. И чтобы мы победили наше сомнение. И тогда, когда мы шагнем в вечность, верь, Он скажет нам: дай Мне твою руку. Мир вам. Аминь.

15 апреля 2018 года. Михайловский собой Пятигорска

1292