О горении наших душ

"Наше спасение состоит из вещей достаточно маленьких, малозаметных: доброе слово, терпение, сострадание, умение промолчать, умение подождать, ну, конечно, умение простить, умение долго не злиться, и вообще лучше не злиться, умение очень быстро менять свой вспыльчивый характер на тихое горение доброй надежды. Из вспышек пламени сделать горение души, как лампадки, спокойно и тихо мерцающей. Вот эти мелочи, как кажется, и оказались средством, которое позволило первым пяти мудрым девам дожидаться небесного Жениха. Так и наши души. Те из них достигают Небесного Царства, которые и сохраняют свою чистоту жизни, но не бахвалятся ей, и каждый день берегут кроткое горение пламени веры, кроткое горение пламени надежды, сохраняют свет веры".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, в эту Страстную неделю, предшествующую светлому Христову Воскресению каждый из нас в меру своих сил, в меру своего духовного опыта и, вместе с этим, во всю меру своей надежды совершает свой пост и свою молитву с особенным усердием, видя грядущего в мир Господа и Спасителя Христа, видя и зарю нашей жизни - светлую Христову Пасху. Каждый день Страстной седмицы наполнен таким воспоминанием, которое способно влагать в нас, если так можно было бы сказать, такие правила, которые становятся основными в нашей жизни. По сути, Страстная седмица, говоря современным языком, это некая карта нашей собственной жизни, правильный взгляд на жизнь: где нужно остановиться, а где нужно, наоборот, ускорить шаг; где нужно немного терпения, а где нужно запастись безграничной любовью.

Сегодняшняя притча, которую мы слышали за Божественной литургией, именно об этом – о десяти девах, пять из них были мудрыми, а пять - юродивыми. Надо сказать и о первых, и о вторых. Эти девы сохранили самое сложное, что можно сохранить в своей жизни – они сохранили свое девство, они сохранили свою физическую чистоту. Они сохранили эту чистоту посредством правильной жизни, правильного отношения к жизни. Ну, что уж говорить, особенно в нынешнем современном мире, когда мы говорим о девстве, то к большому горю и ужасу, нередко это вызывает кривизну улыбки и чувство непонятливого сожаления у обычного человека. Уж, во всяком случае, к большому ужасу и сожалению, призыв к девству, к чистоте физической жизни нередко отдается эхом, но не часто отдаётся делом. Чистота свойственна для юности, но с годами жизни человек, употребляя этот опыт в жизни не ко благу, бывает так, что оступается и лишает себя этой девственной чистоты.

И вот эти девы, о которых сегодня речь, смогли до зрелого возраста своего сохранить самое непростое - чистоту своей физической жизни. Они ждали Жениха, который шел к ним. Те, которые были мудрыми, запаслись большим количеством елея. А те, которые были юродивые, как их называет Писание, не имели этого запаса. Первые, запасшись елеем, прообразуют тех, которые не только живут физической чистотой, но эту внутреннюю чистоту через свою любовь и сострадание распространяют на всех. Ну, во всяком случае на тех, кто рядом с ними. Они никогда не хвалятся этой чистотой. Они никогда не говорят о том, чего они не делали с бахвальством. Ну, как некоторые: ну, я же не убивал; ну, я тяжких грехов же не совершаю. Они не бахвалятся своей чистотой, которую сохраняют.

Странно хвалиться тем, что ты не делаешь. Но такая похвала, к сожалению, встречается в нашей жизни. Эти девы не только не хвалились, но они ещё и были очень милосердными, как говорят толкователи Священного Писания, например святитель Феофилакт Болгарский. Елей, которым они запаслись, подразумевает собой милость. Они были людьми открытой жизни. Так всегда бывает - чистый никогда не боится тьмы, и человек с нетронутой совестью никогда не боится говорить правду. При том, когда они произносят эту правду, она всегда бывает без укора. Она бывает такой, что понуждает других к действу. Кстати, так случилось и с их подругами.

Пять из этих десяти дев не запаслись этим елеем. Они, конечно, жили чистой и доброй жизнью, и сохранили более сложное, но в малом были небрежны. Эта небрежность привела к тому, что у них не было запаса елея. И первые говорят вторым: вот ваши светильники угасают, а скоро Жених придет; пойдите и возьмите себе елея, чтобы не оказалось, что и у нас погаснут наши светильники. И когда вторые пять безъелейных пошли приобрести елей, пришел Жених и вошёл на брачный пир. Удивительная притча! Когда вошел Жених на брачный пир, двери затворились. И те девы, которые пришли, хвалились своей чистотой физической, но не имеющие елея милости, не смогли попасть на Его брак, потому что Жених остался с теми, кого застал.

Наше спасение состоит из вещей достаточно маленьких, малозаметных: доброе слово, терпение, сострадание, умение промолчать, умение подождать, ну, конечно, умение простить, умение долго не злиться, и вообще лучше не злиться, умение очень быстро менять свой вспыльчивый характер на тихое горение доброй надежды. Из вспышек пламени сделать горение души, как лампадки, спокойно и тихо мерцающей. Вот эти мелочи, как кажется, и оказались средством, которое позволило первым пяти мудрым девам дожидаться небесного Жениха. Так и наши души. Те из них достигают Небесного Царства, которые и сохраняют свою чистоту жизни, но не бахвалятся ей, и каждый день берегут кроткое горение пламени веры, кроткое горение пламени надежды, сохраняют этот веры. Наследуют Царство Божие те, кто во всём был милостив, имел запасы елея, как этот елей прообразует собой милосердное сердце, милующее сердце, сострадательное сердце. Такие достигают Царства Божия.

Когда эту притчу слышал вместе с вами сегодня за Божественной литургией, сейчас, то, конечно же, как каждый из нас, примеряя ее к себе, с ужасом обнаруживаю в своей душе, что вот этого малого, но, пожалуй, самого значимого не всегда хватает. Эта притча звучит в такое время, когда мы еще можем подправить свои светильники, когда еще Бог дает нам время к исправлению нашей собственной жизни. И коль скоро мы это слышим, то значит, мы предупреждены, чтобы не быть юродивыми, безумными, чтобы постараться успеть поменять эти мелочные привычки своей жизни.

Это важно, потому что Бог взвешивает нас целиком, а не частями. В нас может быть заметная часть нашего хорошего, но по мелочи плохого может набраться столько, что перевесит хорошее. Кто-то из нас может говорить себе, утешая свою совесть, что я не делал таких и таких поступков. Но не за это Бог будет судить, чего ты не делал. Бог осудит за то, что ты делал. И окажется, что эти мелочи постоянно отвлекают нас от самого главного: мы бежим то туда, то сюда. То за елеем побежали, то еще зачем-то. А Бог идет. Идет. Каждое дыхание, каждый вдох и выдох моей жизни - это шаг Бога навстречу к нам. Каждый вдох и выдох моей жизни. Иногда так и кажется, мы дышим только потому, что Он идёт к нам. И последний вдох мы делаем тогда, когда Он берёт нашу душу в Свои руки, когда Он совсем близко подошел к нам. И мы должны помнить всегда об этом. И помнить об этом образе дев чистых, но не всех вошедших в Его Царство. Спасаются не те, которые совершили одно дело, а те, которые в малом были верны. Потому Господь и говорит нам: «в малом ты был верен; над многим тебя поставлю» (Мф 25:21).

И пусть эта сегодняшняя притча и воспоминание мудрых и юродивых дев станет очень хорошей пищей для нашей собственной совести. Не просто поразмышляем над этим, но поспешим, пока мы дышим, Бог идёт. И пока Он идёт, у нас еще есть время поправить свои светильники, запастись елеем, милостью, любовью, состраданием, терпением к другим людям, умением не судить их, а согревать их, умением не казнить их, а миловать их, умением не гнать, а звать их, умением не помнить, а прощать, умением верить, надеяться и любить. Об этом сегодняшнее Евангелие каждому из нас. И даст нам Господь сил, мудрости в нашей жизни. Аминь.

3 апреля 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

Просмотров: 312

Поделиться