О покаянии преподобной Марии Египетской

25.03.2018
Просмотры: 1803

"Жизнь Марии Египетской говорит нам о том, как эта удивительная женщина, которая, казалось бы, потеряла всякую надежду на достойный образ жизни смогла восстановить его в себе и, сама того не желая, стала еще примером для очень многих других людей. Она сделала свой выбор - какова она. Этот выбор привёл ее в пустыню, потому что ее собственные грехи и те падения, которые она совершила в своей жизни, привели ее в страшную духовную пустыню, и чтобы восстановить это жуткое состояние души, она уходит туда, где смогла найти утешение и прощение от Господа. Она уединилась не от людей, а, сделав выбор, ограничила себя. Каждому из нас полезно вселяться в пустыню, в пустыню не внешнюю, но хотя бы в такое место, в котором мы не будем возвращаться к прежнему делу."

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я радуюсь сегодняшней возможности вместе, соборно с вами совершить благодарственную молитву Господу о всех Его великих благодеяниях, которые Господь даёт нам, и вместе с вами причаститься Святых Христовых и Животворящих Тайн.

И в эти дни Великого и спасительного поста Церковь для утешения каждому из нас, для назидания и для твердой опоры подает нам память святых угодников Божиих, которая является не просто воспоминанием их жизни, но живейшим, самым наилучшим образом устроенным общением с теми, кто достиг Царства Божия. На этой неделе мы вспоминали подвиги преподобной Марии Египетской. Сколько удивительного было в ее жизни! И самое важное, пожалуй, самое трогательное и самое глубокое удивление в ее жизни было то, как она принесла свое покаяние, которое полностью и всецело изменило ее жизнь. Посмотри, - говорят толкователи и те, кто изучал жизнь Марии Египетской, многие святые отцы, - на подвиг той, которая смогла перенести в себе самой не только тяжесть греха, но и высоту, легкость покаяния. Хотя, несомненно, это покаяние далось нелегким трудом.

Многие годы Мария Египетская подвязалась в подвиге воздержания, в оплакивании своих грехов в египетской пустыне. И всё это принесло ей долгожданные плоды милосердия Божия и прощение ее согрешений. Как она жаждала и как она желала вечности! Как она жаждала и желала того, что для неё самой станет поистине единственным, самым надежным и самым глубоким, самым живым и нераздельным утешением, которое может сделать ее счастливым и достойным человеком.

Из жизнеописания Марии Египетской мы знаем, что ее жизнь опустилась до самого дна. Мы знаем и страшное упреждение, которое она увидела в храме Божием, когда пришла, чтобы поклониться Животворящему древу Креста Господня. Мы знаем, как некая сила не пустила ее войти в храм Божий. Иногда нам кажется, что ничто не препятствует нам соединиться с Богом. Но мы не всегда даже можем себе представить, как Господь далёко от нас отстоит даже тогда, когда мы думаем, что теперь общаемся с Ним.

Тогда Господь видимым образом остановил Марию прежде, чем она принесет свое покаяние. Но иногда нам кажется, что если наши шаги и наши движения, наши молитвословия и наши труды продолжают быть, значит Господь принимает их. Это не всегда так. Грозные слова, которые сегодня уместно бы вспомнить из Священного Евангелия, слова Господа, Который говорит: уйдите от Меня, Я не знаю вас. Даже и тогда, когда скажут: не Твоим ли именем мы совершали свои чудеса, не Твоим ли именем мы совершали свою жизнь? Да, каждый из нас запечатлён именем Христа. Каждый из нас, крещеный христианин, но не всегда живёт именем Божиим, потому что не может один источник приносить и горькую, и сладкую воду, потому что не может человек, запечатлённый именем Христовым, творить и доброе, и злое, восхвалять и осуждать, благословлять и проклинать, воздерживаться и не поститься, молиться и забывать о молитве. Не может настоящий христианин совершать одно и другое, потому что тогда начнёт не радеть об имени Божием.

Жизнь Марии Египетской говорит нам о том, как эта удивительная женщина, которая, казалось бы, потеряла всякую надежду на достойный образ жизни смогла восстановить его в себе и, сама того не желая, стала еще примером для очень многих других людей. Она сделала свой выбор - какова она. Этот выбор привёл ее в пустыню, потому что ее собственные грехи и те падения, которые она совершила в своей жизни, привели ее в страшную духовную пустыню, и чтобы восстановить это жуткое состояние души, она уходит туда, где смогла найти утешение и прощение от Господа. Она уединилась не от людей, а, сделав выбор, ограничила себя. Каждому из нас полезно вселяться в пустыню, в пустыню не внешнюю, но хотя бы в такое место, в котором мы не будем возвращаться к прежнему делу. Если ты любишь или уже не можешь без осуждения других людей, всели себя в пустыню, где ты никого не увидишь, сделай свою жизнь такой, чтобы не искать и не замечать других, но в этом месте замечай только самого себя. И тогда употреби всю силу своего осуждения и обрушь ее на себя. Если ты любишь много говорить, тогда вселись в пустыню, где ты найдешь множество слов –открой Священное Евангелие и непрестанно читай его. Этими словами наполняй свою собственную жизнь, не теми, которые рождаются у тебя от какого-либо недовольства, но теми, которые будут обращены к тебе самому. Все свои слова обрати к себе самому.

Преподобная Мария Египетская, преодолевая в себе зависимости и страхи, преодолевая в себе искаженную свою природу, через плач и покаяние обнаружила в себе то, что всегда есть в каждом из нас - живую бессмертную душу, способную через покаяние, обновление возвращаться к свободе во Христе Иисусе. И каждый из нас мог бы обнаружить в себе эту душу, если бы обратил свой взгляд, всю свою духовную жизнь внутрь себя самого и рассмотрел себя - каков он. Мария Египетская увидела еще до своего покаяния, как люди беспрепятственно входили в храм и прикасались к Древу Господню, и она с горечью и болью почувствовала, что не может прикоснуться к этому Древу из-за того, что этому Древу негде найти места в ее душе. Она была переполнена скверной, грехом и пороком. И пусть никто из нас не думает, что если сейчас же он прикоснется к древу Креста Господня, то делает это потому, что достоин. Пусть каждый из нас знает, что делает это не по своему достоинству, а по неизреченному милосердию Божию. Тогда и Мария прикоснулась к Древу, но когда услышала глас Царицы Небесной, и когда Ей дала горячие обещания, что исправит и изменит свою собственную жизнь. И она изменила ее. Эта жизнь стала жизнью свободной от греха, жизнью, в которой в пустыне она стала поистине подлинным живоносным источником, истощающим самую живительную и удивительную воду – покаяние, от которой растет всё.

И ещё в эти дни в Неделю преподобного Иоанна Лествичника вспомню его слова, которые говорил о том, что Бог не будет судить нас за то, что мы не творили чудеса, но будет судить нас за то, что мы не приносили покаяния. Верный и верующий - это не тот, который исцеляет и поднимает, не тот, который может какой-то внутренней силой изменить всё вокруг себя, но тот, кто, видя свои собственные грехи, горячо в них сожалеет и раскаивается, и изменяет свою жизнь ко благу.

Хочу пожелать всем нам, чтобы пустыня нашей жизни стала местом живоносного источника - нашего искреннего покаяния, которое рождается от осознания своих грехов, желания изменить свою жизнь и не просто желания, но и первые шаги, в которых мы замечаем за собою всё, а за другими только памятуем об их имени, чтобы молиться о них. Молюсь о том, чтобы милосердный Господь в эти дни уже преполовившегося Великого и спасительного поста каждому из нас подал силы к этому благодатному и живоносному источнику покаяния. И через образ Марии Египетской напомним своей совести: всё возможно мне, если уповаю на Господа, укрепляющего и благословляющего меня. Аминь.

23 марта 2018 года. Иверский храма Пятигорского епархиального дома

1803