О том,что такое Пасха

23.03.2018
Просмотры: 1532

"Пасха – это не тогда, когда можно сказать: ну, все, прошел пост - теперь и физическая трапеза, и жизнь становятся как будто бы наполнены другими правилами и другими границами. Пасха - это когда в поле нашей жизни приходит Тот, кто является хозяином этого поля – Сам Спаситель Христос. И тогда, глядя на труды нашей жизни, Он может или порадоваться вместе с нами, или опечалиться, если так и найдёт поле невспаханное, поле незасеянное и поле, на котором так ничего и не смогло вырасти".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с сегодняшним днём соборной молитвы и с днём, который Церковь, обращая наше внимание на быстропроходящее и скоротекущее время, именует средой постной. В этот день совершается преполовение Великого и спасительного поста.

Я радуюсь, что в этот день, сегодня многие из вас причастились Святых Христовых Тайн. Вместе с вами размышляю о преполовении, которое сегодня мы совершаем и на которое обращаем свое внимание. Вы знаете, сегодня перед божественной литургией, наверное, как и многие из вас, задумывался о том, а сколько остается времени еще до Пасхи. Совсем скоро Пасха. И что же означает это внутреннее переживание и это внутреннее вдохновение - что скоро Пасха? По-другому спрошу: что мы ждем от этого праздника? Чем для нас является Пасха, кроме радости, которая будет вдохновлять и давать нам особые, новые, если так можно сказать, силы, кроме радости сопереживания Воскресшего Христа, кроме радости соприкосновения к Его реальной победе и присутствия в нашей собственной жизни? Ну и конечно, еще и кроме того, что время Пасхи для нас – это время праздника, в том числе и в нашей обычной жизни. Что всё это время дает нам, как ощущение горизонта, к которому мы стремимся?

Если Великий пост сравнить с сеянием, то сегодняшнее преполовение можно отнести к тому, как если бы человек, который посеял свое поле и потрудился, чтобы на этом поле достойно вырос будущий урожай, приходил бы к своему сеянию, прилагал бы руку к земле, в которую он положил семя, и прислушивался к любому движению, которое бы касалось его. Он испытывал бы температуру земли. Он смотрел бы на окружающую его природу, погоду. Он ко всему бы внимательно прислушивался лишь только для одной единственной цели - ответить себе на вопрос: растет ли это семя, выходит ли оно из земли. Он бы все свои внутренние силы посвятил тому, расследуя, и исследуя внешние происходящие события, чтобы, прислушавшись к этому дыханию весенней земли, почувствовать силу нового рождения.

Вот преполовение - это нечто подобное - когда мы прикасаемся к своему собственному сердцу, к своему уму, к своей душе, прикасаемся к своему внутреннему человеку и рассматриваем изо всех сил: а в нашем внутреннем человеке происходит ли изменение, растет ли этот внутренний человек из малого, совсем незаметного, слабого в человека сильного, человека, который теперь может совсем скоро выйти из своего внутреннего существования и объявить о своей новой жизни? Что же это за внутренний человек? Это наш навык в молитве. Это наше преодоление своих страстей. Это умение преодоления своих мыслей, которые повергают нас в отчаяние, в уныние, в гнев или раздражение. Этот внутренний человек – это тот самый человек, который является опытом и силой нашей собственной духовной жизни. Ведь по сути, тогда наша жизнь, если этот внутренний человек вырастает в сильного, в нового человека, и приобретает подлинный смысл. Ведь тогда есть надежда, что этот новый человек станет в полноте жить в нас. Тогда есть надежда, что всё не напрасно, неслучайно.

Преполовение поста - это время, когда мы, прикасаясь к своей собственной совести, прислушиваемся к тому, что вырастает в ней в полную силу: наши сомнения или наша вера, наша любовь или наша ненависть, наши чистота или скверна, наша сила в молитве и в любви или в лени и в ненависти. Что вырастает у нас сегодня? - мы, прикасаясь к своему внутреннему естеству, внимательно прислушиваемся. И делаем это потому, что скоро время Пасхи, что скоро время, когда придет великий Хозяин жатвы, Хозяин полей, на которых мы и растим все наши добродетели, Хозяин всей нашей жизни - Господь и Спаситель Христос. И что же мы покажем Ему? Будем ли ссылаться на внешние обстоятельства нашей жизни или покажем плоды наших трудов?

Пасха – это не тогда, когда можно сказать: ну, все, прошел пост - теперь и физическая трапеза, и жизнь становятся как будто бы наполнены другими правилами и другими границами. Пасха - это когда в поле нашей жизни приходит Тот, кто является хозяином этого поля – Сам Спаситель Христос. И тогда, глядя на труды нашей жизни, Он может или порадоваться вместе с нами, или опечалиться, если так и найдёт поле невспаханное, поле незасеянное и поле, на котором так ничего и не смогло вырасти.

Преполовение - это время, когда мы можем смело себе сказать: если еще не начало расти, есть время пересеять, если еще ничего не получилось преодолеть, есть время начать всё заново. Преполовение - это не когда половина позади, а когда нужно или то, что уже растёт поддержать или если так еще в нас и не появился навык новой доброй жизни, успеть начать всё заново. Ведь к Своему полю, к каждому из нас, к простоте, свободе и ширине нашей жизни идет Тот, кто великий истинный любящий Отец и Податель всего.

И дай, Господи, чтобы время сегодняшнего преполовения, которое мы вместе с вами совершаем, позволило бы каждому из нас, привлекло бы каждого из нас к решительному и верному, ответственному и значимому поступку в собственной жизни. Если ещё то, что хотели бы мы вырастить в своей жизни доброго и надежного, только лишь начинает расти, помочь ему, а если не прижилось с первых дней поста, посеять заново через прощение, через покаяние и через надежду на великого Бога. День сегодняшнего преполовения до отрезвит, вдохновит и да благословит каждого из нас, да подаст нам здравой, достойной, верной, благодарной и преданной жизни, крепкой веры, горячей любви и твёрдый надежды. Аминь.

Поздравляю причастников с причастием Святых Христовых Тайн.

14 марта 2018 года. Иверский храм Пятигорского епархиального дома

1532