"Крест, который Господь повелевает сегодня взять и последовать за Ним – это новый путь, в котором Его любовь и образ всегда избавляет от смерти. Крест и Голгофа – это то, чего нам не избежать, но то, куда мы поднимаемся вместе с Ним, и вместе с Ним там распинаясь, и вместе с Ним сходя с Голгофы даже до гроба, вместе с Ним и выйдем из него в день победы жизни над смертью, в день славного Воскресения".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы пришли в храм, чтобы поклониться Кресту Господню. И когда мы совершаем сегодняшнее поклонение, мы вчитываемся в Священное Евангелие, которое говорит нам о том, из чего должна состоять сила нашего поклонения Кресту. Я хотел бы вместе с вами вновь перечитать Евангелие, которое мы только что слышали за Божественной литургией.
Апостол и евангелист Марк в своём Евангелии говорит следующее: "сказал Господь: "кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе". (Мк. 8, 34 – 9, 1).
В традиции Церкви, которая запечатлена Преданием и которая выражена церковными песнопениями и гимнами, церковными молитвами, которые слагались от глубокого внутреннего переживания угодников Божиих, от их обожения, от их просвещения, есть множество удивительных слов, которые они обращали ко Господу и Спасителю Христу. И вот один из писателей говорит о том, что Бог – это удивительный Художник, это Тот, который создал, изобразил весь мир и сделал его таким прекрасным, что этим миром сегодня восхищается каждый из нас. Но самым Своим удивительным творением в этом мире этот великий Художник изобразил нас с тобой. Это великое изображение запечатлено в том, что каждый из нас был почтен Его образом и подобием. Ты можешь представить себе, что и тебя, и меня Христос списывал как художник с Себя Самого? Как для Него было важно и дорого, для Творца, чтобы самое любимое Его творение было бы отображением Его Самого! Он Своим образом, Он Своим подобием делится с каждым из нас! Как может делиться отец со своим чадом, отдавая самое дорогое, что у него есть. И даже больше – говорит: Я и жизнь готов отдать за тебя.
Смотри, Христос, изобразив и тебя, и меня, наделил нас свободой, такой свободой, которая совершенно может действовать по своему усмотрению, питаясь от своей воли и от твоего желания. А воля и желания, в свою очередь, находят силы в делах. В добрых делах свобода светлая, стремительная, смелая, решительная. В добрых делах свобода становится как плодоносное дерево, которое приносит хороший плод. В добрых делах, как в саду, всегда много всего. И это так радостно и утешительно. В злых делах наша свобода становится как пустыня, которая вытягивает последние соки из злой пустыни, и кроме как колючек, ничего не может произвести. Хотя Бог изобразил каждого из нас по Своему образу и подобию, однако же, представь себе, дает нам в руку кисть и краски, как волю и свободу, для того, чтобы дальше каждый из нас сам изображал свою жизнь. Не Он пишет наши судьбы, а мы с тобой каждый день пишем свою собственную судьбу, прописываем свою жизнь. Теперь можно понять, почему в этой жизни так много помарок и ошибок. Теперь можно понять, почему в нашей жизни так много мрачных красок, так много боли, одиночества и скомканных страниц, изорванных и истоптанных. Не Он это оставил, а мы с тобой так изобразили свою жизнь. И все наши боли, и все наши потери, и все наши горечи, и наши слёзы – это всё то, что мы сделали своей собственной свободой.
Понимаешь, когда мы пишем свою жизнь, мы должны помнить о самом главном правиле - на кого она должна быть похожа. Кого только мы перед собой не ставим, чтобы списать с них образ, и всё не выходит. Кого только мы перед собой не ставим, чтобы изобразить этот образ в себе - и всё это не делает нас счастливыми. То нам кажется, что самый счастливый - это человек с безграничным здоровьем или богатством, или властью, или звонким именем, или какими-то талантами - мы всё ищем таких красок, чтобы изобразить это в своей жизни. Но вот образа-то не выходит.
Сколько мы с тобой ни мечтали быть богатыми, мы не стали счастливыми. Сколько ни представляли себе хорошей жизни, а живём такой, которую сами заслужили. Сколько мы ни мечтали о здоровье или о каких-то других вещах, которые могли бы дать нам некой силы для кажущейся нам свободы, мы его, это здоровье, нередко проедаем, пропиваем, просыпаем, теряем, не приобретаем, и всё потому, что те кисти и краски, что дал нам Отец, даны нам для того, чтобы изобразить нас настоящими. А какие мы настоящие? Когда Христос видел каждого из нас, как и теперь видит тебя и меня, то смотрит не как на то, что как будто бы уже нельзя исправить, смотрит на нас не как на загубленные шедевры. Знаешь, в Его саду не бывает сорняков и гнилых деревьев. Он бережно до последнего борется за каждое дерево.
И вот этот великий Художник не нашел иного пути, как прийти в человеческую жизнь и вновь изобразить Себя, запечатлев этот образ на каждом из нас. Знаешь, Он как будто бы достаёт этот драгоценный образ и показывает его нам. И что же мы видим на этом образе? Посмотри на распятие. Вот этот истинный образ любви Бога к каждому из нас. Вот Он, великий Художник показывает Свою любовь к Своему созданию. Господь, поднявшись на Крест, через это удивительное сияние Голгофы, через эту бесконечную любовь, через Свой восход и заход, через горизонт нашей жизни показывает нам такой Образ, в котором отображает всё наше: все наши боли, все наши слезы, нашу выступившую кровь, наши потери, наше биение. Показывает всё, что претерпел ради нас: предательство, отречение, стыд, общение. Показывает всё, что терпит каждый из нас, и этот образ возносит даже на Крест, на самую высшую точку, для того, чтобы на этом Кресте омыть нас.
Знаешь, Он берет холст нашей жизни в Свои руки и мало-помалу Своей Кровью, как новой краской, очерчивает образ человеческой жизни, настоящей жизни в каждом из нас. Боже! Как Он искусно поправляет нас. Посмотри, Он не приказывает и не повелевает, а говорит: если хочешь спастись, возьми крест свой и последуй за Мной. Возьми то, что Я дал тебе в руки, как новую драгоценную краску, чтобы ты верно изобразил свою жизнь, очерти правду от неправды, ложь от истины, свет от тьмы, любовь от ненависти, злобу от прощения. Отдели от себя то, что испортило твой образ. На, - говорит Бог, - новую краску, она красная, как кровь. Но эта удивительная и чудодейственная краска способна вернуть нам подлинный образ.
Мы с тобой вступаем в Крестопоклонную Неделю Великого поста. И в этой неделе великий Художник вновь с такой любовью, с такой жертвенной сострадательностью, с таким настоящим чувством отца, которое ни с чем не спутать, приходит в нашу жизнь, чтобы отмыть этот образ, омраченный образ, вернуть нам настоящее сияние, подлинную нашу драгоценность, которое - не богатство (за них не купишь Царство Небесное), а драгоценность, которая - Его подобие. Оно-то и сделает нас Своими Ему на границе миров - нашего времени и вечного, Его мира.
Именно это подобие станет тем самым выкупом сокровища открытых дверей в Его Царство, в котором нет ни болезни, ни печали, никакого воздыхания. И сегодня этот великий Художник, изобразивший Себя в нас, и нас в Себе поднявший на Крест, искупивший от грехов, этот великий Художник говорит моей и твоей совести: не отвергайся Меня, ибо кто постыдится Моих слов, того постыжусь и Я; не бойся начать всё заново, Не бойся вновь притронуться к своим ранам и к своему образу этой новой чудодейственной, красной как Его кровь, краской. Она способна многое изменить. Она может поменять всё в тебе. Не стыдись этого изменения.
Великий Художник дает и мне, и тебе еще одну возможность всё подправить, пока еще не зашло солнце нашей жизни, пока еще можем разглядеть собственную жизнь, чтобы в ней что-то подправить и изменить, написать новое, начать всё снова. Крест, который Господь повелевает сегодня взять и последовать за Ним – это новый путь, в котором Его любовь и образ всегда избавляет от смерти. Крест и Голгофа – это то, чего нам не избежать, но то, куда мы поднимаемся вместе с Ним, и вместе с Ним там распинаясь, и вместе с Ним сходя с Голгофы даже до гроба, вместе с Ним и выйдем из него в день победы жизни над смертью, в день славного Воскресения. Аминь.
11 марта 2018 года. Крестовоздвиженский храм города Кисловодска