"Видишь, какой удивительный Врач – Христос! Он борется с болезнью каждого из нас. Он не просто приходит в мою жизнь, Он остается в ней. И шаг за шагом помогает мне преодолеть мои болезни. Он верит в наше исцеление. Он верит, что мы можем вновь отпасть от греха и стать чистыми. Он верит, что мы можем встать от болезни своих греховных привычек и склонностей, и выпрямиться в своей воле, чистоте, святости и достоинстве своей жизни".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Каждый раз за Божественной литургией Господь обращается к нам Своим словом, которое мы слышим из Священного Евангелия. Я хотел бы вместе с вами сейчас вернуться к Евангелию, чтобы поразмышлять над благовестием, которое мы только что слышали за Божественной литургией.
Апостол и евангелист Марк своем Евангелии говорит следующее: "проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". (Мк 2:14-17).
Это священное благовестие открывает каждому из нас то, что является силой нашей надежды – Бог приходит в мир, чтобы спасти человека. Это единственное, что побуждает Его прийти в мир людей. Бог не остаётся вне мира людей. Господь не остается наблюдателем за нашим миром, Он приходит в наш мир. Понимаешь, Бог приходит реально в наш мир, совершенно очевидно приходит так, как приходит врач к больному, не для того, чтобы расспросить: ну, как он поживает? - и остаться как бы сторонним наблюдателем. А как врач приходит с лекарствами, с готовностью прикоснуться к самым тяжелым ранам, с готовностью погрузиться в боль другого человека, внимательно расспрашивая его о том, каково его состояние, не просто предлагая ему рецепт, и говоря, как нужно жить, но как врач, взяв на себя его немощи, немощи человека, несет их, чтобы облегчить эти страдания, чтобы вместе с человеком пережить время, которое приведет к исцелению, к заживлению, к исправлению.
Сегодняшнее Евангелие открывает нам с тобой удивительное долготерпение Божие. Видишь, Господь приходит и называет Себя врачом, который приходит к больному, чтобы дать исцеление. Что же это означает? Вспомни, когда болел, сколько времени с тобой проводил человек, который приносил тебе облегчение, сколько времени своей жизни он посвящал тебе. Как он долго ждал результатов, трепетно, изо дня в день преподавая тебе необходимое лечение. Если бы врач, однажды посетив, развернулся и ушел, сказав: делайте, что сказал, а там посмотрим. То, конечно, преподанные им лекарства, наверное, помогли бы. Но вне всякого сомнения, для нас самым большим лекарством было бы общение с врачом. Если бы он находился рядом с нами, он бы постоянно нас вдохновлял, ободрял, потому что, понимаешь, когда мы болеем, нам очень важно, чтобы выздороветь, рядом видеть человека, который верит в наше здоровье, который борется за нас с болезнью, помогая и нам преодолеть болезнь.
Видишь, какой удивительный Врач – Христос! Он борется с болезнью каждого из нас. Он не просто приходит в мою жизнь, Он остается в ней. И шаг за шагом помогает мне преодолеть мои болезни. Он верит в наше исцеление. Он верит, что мы можем вновь отпасть от греха и стать чистыми. Он верит, что мы можем встать от болезни своих греховных привычек и склонностей, и выпрямиться в своей воле, чистоте, святости и достоинстве своей жизни. Бог посещает тех, кто борется с болезнью, кто нуждается во враче. С этого и начинается и наше собственное исправление, и наше богообщение. Как только я говорю Ему, что я, в принципе-то, совершенно свободен и мне хватает сил поступать, как считаю нужным, я хозяин своей жизни. Как будто бы, проходя мимо больницы, я считаю себя здоровым и не останавливаюсь у неё. Как только я так думаю, я теряю общение с Небесным Врачом, с истинным Отцом. Не Он нуждается в нас, а мы нуждаемся в Нём. Его божественная любовь, которая стала причиной нашей жизни, является той самой удивительной открытой силой, которая возвращает нас к Нему. И если мы отвергаем ее, думая, что эта сила всего лишь наша собственная жизнь и воля, то мы можем лишиться самого драгоценного – общения со своим Небесным Отцом.
Сегодняшнее Евангелие, открывая нам долготерпение Божие и безграничную Его любовь, показывая Его заботу о каждом из нас, побуждает и меня, и тебя к одному единственному – быть благодарным этому удивительному Врачу, побуждает нас прислушаться к Нему. Бог не просто заходит к нам в нашу жизнь, Он приходит, чтобы остаться с нами. Он не просто интересуется: ну, как ты? А приходит к нам: к тебе, ко мне, чтобы сказать: а давай вместе; давай вместе выкарабкиваться, Я помогу тебе избавиться от твоих болезней, только послушайся Моего совета, доверься Моему лечению. Принеси свое покаяние, прими лекарство Святых Таинств, которое преподает нам с тобой Господь через Свою Церковь, начни жить Его словом, Его Евангелием, отвергнись от своего опыта, который привел тебя к болезни, и скажи: Господи, теперь с Тобой я буду поступать так, как пожелаешь Ты, потому что я верю, Ты желаешь мне спасения, Ты по-настоящему любишь меня, потому что пришёл не для того, чтобы просто сострадая, уйти, а пришёл для того, чтобы, проливая Свою божественную кровь, остаться.
Евангелие, которое мы с тобой слышали, приносит нам еще одни слова Спасителя, которые становятся ключом к двери, открывающей нам пространство в Его небесный дом: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мк 2:17). Запомни, наше с тобой исцеление начинается с того самого момента, как мы понимаем и признаём, ужасаемся своей болезни. Пока мы с тобой говорим, что это не я, вообще-то я другой, но это так вышло. Пока мы с тобою продолжаем как бы обходить свои собственные болезни, в себе их не замечать, пока мы себе позволяем скверный язык и дурные мысли, пока мы позволяем себе плохо думать о других и не радеть о своем собственном спасении, пока мы позволяем себе не молиться и не благодарить, не любить и не прощать, пока мы позволяем себе ненавидеть, мстить, злиться, обижаться, мы будем продолжать болеть, болеть, пока совсем не потеряем жизнь. Как только всё, что мы себе позволяем, мы с тобой честно назовем болезнью и скажем: Господи, как же я болен. С этого самого мгновения Бог, как врач, начнёт мало-помалу исцелять и тебя, и меня. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Как только ты признаешь в себе свою болезнь и скажешь о ней своему Небесному Отцу, Врачу: «Господи, помоги! Больно. Не хочу быть таким больше, хочу изменить свою жизнь». Врач сразу же подаст тебе первое лекарство – Свою благодать, помощь, которая поможет стать тебе вновь человеком свободным от тяжких болезней души и сердца, ума и воли. Видишь, сколько милосердия у Бога, у Врача, который не гнушается наших с тобой ран, который пришёл не для того, чтобы разворошить прошлое, а исцелить надежно твое настоящее, и через это исцеление даровать тебе и будущее.
Сегодняшнее Евангелие о Враче. И дай, Господи, чтобы тебе и мне хватило сил своей совести, хватило сил своей веры, своей жизни прийти к Врачу и, подобно апостолу Петру, воскликнуть: Господи, погибаю, спаси меня, исцели меня от моих ран, прости мне мои раны, которые я сам себе нанес своей испорченной волей. Господи, помоги мне встать от моих болезней души и тела. Будь мне любящим, настоящим, верным Врачом, чтобы, Господи, и мне быть тебе Твоим верным чадом, другом, душой. Аминь.
***
10 марта 2018 года. Покровский собор города Минеральные Воды