О желании чистоты

04.03.2018
Просмотры: 1869

"И когда наша лукавая, искушенная совесть, когда опыт нашей жизни будет подталкивать нас к прежнему, вспомним с тобой слово сегодняшнее, услышанное в Евангелии – Бог желает нам чистоты. Будем сковывать свой язык от дурных слов, будем очищать свое сердце от плохой памяти, будем высветлять свой ум от плохих мыслей, от недоверия и от сомнения. Ну, и наконец, сами дела нашей жизни будем делать такими, к которым Господь, прикасаясь, сообщает Свое благословение".

Я хотел бы вместе с вами вновь перечитать Священное Евангелие, которое мы только что слышали за Божественной литургией в этот поминальный родительский день, чтобы нам поразмышлять над этим Евангелием, чтобы каждый из нас мог найти из этого Священного Евангелия для себя, для каждого действенное слово Божие.

Евангелие от Марка: "утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им". (Мк 1:35-44).

Мы не в первый раз становимся свидетелями, когда читаем Священное Евангелие, как около Господа оказываются люди с глубоко пораженной волей, немощью. Я думаю, что и мне, и тебе очень хорошо известно, что означает быть как будто мертвым, хотя ты среди живых. Вот ты жив, но здоровье не позволяет тебе, как и всем, совершать твои дела, или какие-то обстоятельства, которые коснулись твоей жизни через твой собственный грех или через твои страсти сделали тебя как бы умершим среди живых. Когда все остальные на тебя смотрят, как на человека, лишенного силы, воли, как на человека, с которым мало кто хотел бы общаться, и всячески даже избегают этого общения. Теперь, в настоящее время проказа во многих случаях излечима. Но тогда, хотя в принципе, и сегодня сохранилось слово «как прокажённый» - что означает – отверженный, отторгнутый, потерявший родных и близких, потому что с тобой теперь никто не хочет знаться.

Вот так жил тот прокажённый, о которой мы только что с тобой слышали в Евангелии. Он подходит ко Христу и просит Его: если хочешь, можешь очистить меня. Прокажённый из-за боли своего отогнутого одиночества всегда знал из опыта своей жизни, что скорее его прогонят, он и не рассчитывал на другое к себе отношение. Он уже привык к тому, что все на него смотрят криво и косо. Но только не Бог. Понимаешь мы тоже очень часто иногда привыкаем к тому, что на нас смотрят именно таким взглядом. И не просто к этому привыкаем, а бывает, к ужасу и к большой боли, даже живём этим. Ну что ж, ну такой - уж какой есть. Но Бог никогда не отвергает нас, Он никогда не смотрит на нас искоса. Он никогда не протягивает руку, чтобы сказать нам: стой, не подходи ко Мне. А если и протягивает руку, то совсем для другого.

Христос отвечает ему, прокаженному к изумлению всех окружающих людей, которые уже ёжились и старались отойти подальше, чтобы не заразиться, чтобы не оказаться рядом и не попасть под власть болезни, Христос протягивает руку к этому больному и говорит: хочу, очистись. Видишь, Господь всегда желает, чтобы каждый из нас был чист. Никогда Господь не останавливает нас, идущих к Нему протянутой рукой, а напротив, протягивает эту руку, чтобы прикоснуться к нашим немощам. Как кстати замечает интересно святитель Иоанн Златоуст, говоря: думается мне, Господь простер руку и прикоснулся, потому что хотел показать - для чистого все чисто. Господь над законом человеческой власти, где во многом царствуют силы и власти греха.

Хочу, - говорит Бог прокаженному, - очистись. И знаешь, когда это Евангелие только что вместе с тобой слушал и перечитывал, то совершенно очевидно понимаю, что эти слова Господь обращает не только к тому прокаженному, которому вернул здоровье. Но обращает и ко мне, и к тебе. Господь желает, чтобы наша жизнь была чистой. Он прикасается к нашим ранам, от которых бывает так нестерпимо больно, и которые мы скрываем от других. Он прикасается к нашим грехам и к нашим проступкам. Он прикасается к нашим слабостям и к нашим немощам не для того, чтобы содрать с нас одежду и обнаружить эту немощь, а для того, чтобы под одеждой нашего смирения, нашей надежды на Него, нашей молитвы к Нему исцелить наше сердце, исцелить нашу душу от этой страшной язвы.

В сегодняшнем Евангелии Христос показывает не только Свое удивительное человеколюбие и милосердие, к которому мы привычно уже относимся с тобой, но еще и показывает нам пример, как мы должны быть милосердны и человеколюбивы, как мы должны, если и прикасаться к жизни другого человека, то не для того, чтобы сорвать с него одежду, а для того, чтобы покрыть его раны. Если и прикасаемся словом или мыслью к другому человеку, если говорим о нем и размышляем не для того, чтобы еще больше разодрать его рану, без того приносящую ему боли и скорби, одиночество, отверженность, брезгливость - всё то, что этот человек переживает от других, не для того мы прикасаемся, чтобы добавить этой брезгливости и этой горечи, и одиночества, а для того, чтобы сообщить этому человеку надежду на исцеление, на очищение. Сказать этому человеку словом Христа Спасителя: хочу, чтобы ты был чист.

Не говорю тебе, что ты скверен, не говорю тебе, что твоя жизнь дурна, но хочу, чтобы жизнь твоя была чистой. И это «хочу» нам бы с тобой научиться выражать не только словами пожеланий, а, во-первых, сострадательным участием в жизни таких людей молитвой о них, поддержкой, добрым словом об этом человеке. Как говорят о немощном: ну, как он там? - слава Богу! Еще болен, но уже легче, стремится к исцелению; Господь не оставил его. И мы с тобой давай поможем этому человеку добрым словом, вниманием, поддержкой, любовью, такой любовью, которая протягивает руку, чтобы сообщить через это прикосновение свою надежду.

В сегодняшнем Евангелии Христос мне с тобой показывает удивительный, поражающий всё наше человеческое сознание, которое бывает нередко отравлено плохим опытом жизни, поражает нас парадоксом чистоты и любви. Прикоснуться к прокаженному и не отторгнуть отверженного - это первый шаг к исцелению и к очищению. И вместе с этим, это Евангелие показывает и обнаруживает и мои язвы. И мне, и тебе сообщает великую радость того, что желает Господь. Хочу, - говорит Он, - чтобы ты был чист. И это говорит сегодня мне Господь. И когда теперь после сегодняшнего богослужения я вернусь к делам своей жизни, когда мы придём в свои дома к своим родным и близким, будем часто вспоминать это слово.

И когда наша лукавая, искушенная совесть, когда опыт нашей жизни будет подталкивать нас к прежнему, вспомним с тобой слово сегодняшнее, услышанное в Евангелии – Бог желает нам чистоты. Будем сковывать свой язык от дурных слов, будем очищать свое сердце от плохой памяти, будем высветлять свой ум от плохих мыслей, от недоверия и от сомнения. Ну, и наконец, сами дела нашей жизни будем делать такими, к которым Господь, прикасаясь, сообщает Свое благословение. Помолимся сейчас за божественной литургией и о себе самих, и о своих немощах, и о том, что скрыто под покровом нашего молчания. Помолимся о том, чтобы Бог исцелил наши язвы и не возмущался нас. Скажем Ему со всей верой, со всей надеждой: Господи, если хочешь, можешь меня очистить; Господи, если желаешь, можешь очистить и того, к кому моё сердце, мой ум, моя душа всё ещё продолжают питать боль и раздражение. Очисти нас, Господи. Аминь.

3 марта 2018 года. Михайловский храм п. Ленинский (Красный Узел)

1869