О том, что делает причащение недостойным

02.03.2018
Просмотры: 1937

"Вот, смотри, когда каждый из нас приступал к Святым Тайнам, Господь подлинно никого не осудил. Хотя мы знаем из Священного Писания и из опыта нашей Церкви, что всякое недостойное причащение становится для нас огнём и судом. А недостойным причащение становится тогда, когда мы приходим к Судье, сами из себя изображая судей".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, каждого из вас я поздравляю с радостью сегодняшнего общения Божественной Евхаристии и с причащением Святых Христовых Тайн.

Вот, смотри, когда каждый из нас приступал к Святым Тайнам, Господь подлинно никого не осудил. Хотя мы знаем из Священного Писания и из опыта нашей Церкви, что всякое недостойное причащение становится для нас огнём и судом. А недостойным причащение становится тогда, когда мы приходим к Судье, сами из себя изображая судей. Понимаешь, когда ты к Богу приходишь, сам изображая из себя бога, или, когда ты к священному Судье приходишь, сам изображая себя судьей, тогда Он не преподает тебе того, чего ты у Него ищешь. Ведь у Бога мы ищем суда милости и суда любви. Но если сам ты судишь без милости и любви, то какого суда тогда ты обрящешь? Какой тогда суд коснется тебя, если сам ты к Богу приходишь не с ощущением своего недостоинства, своей горячей жаждой подражания Богу, если в тебе этого подражания нет, но ты с легкость взвешиваешь и осуждаешь другие образы Божии, а ведь всякий человек создан по образу и по подобию Божьему, то тогда какого милосердия Божия ты ждешь?

Божественное причащение, и я с горячим сердцем верю, что сегодня многие из вас всем своим сердцем и всей своей душой это почувствовали, - это вход Судьи мира, образа, который в каждом из нас восстанавливает силу образа Своего в нашей человеческой жизни. Сегодняшнее Божественное Причащение, как и всякое сопричастие Божественным Тайнам, каждый раз делает нас пред Богом открытой книгой, в которой Господь, если мы оставим Ему место, вписывает строки нашей жизни. Если мы свою книгу жизни не исписали бесконечным судом и осуждением, бесконечным ропотом и неблагодарностью, если мы к Богу приносим девственную страницу своей жизни, в которой ждем Его приговора, но сами никому его не выносим, чтобы оставить место в нас для приговора Божия. Мы знаем, что тех, кого не судит Бог, того Господь и прощает. Мы знаем, что тех, кто не мерит и не взвешивает других, не сравнивая их с собой или свою с их жизнью, тому и Господь дает сравнение со Своей любовью, в которой многое оставляет и многое прощает тем, кто больше не возвращается ко греху, к проклятью порока, к несвободе. Божественное причащение – это прямая встреча с Богом твоя и моя, лицом к лицу, душой к душе, если так можно было бы сказать. Это такая встреча, в которой Бог услышит все твои суды и к этим судам приложит Свой суд.

Если ты все еще судишь других, тогда Бог скажет: какого же ты суда ждешь от Меня? - Будь осужден и ты. А если в тебе и во мне хватит силы, преодолевая этот навязываемый от дьявола суд, прощать и миловать, сострадать и молиться о других, тогда и Бог судит нас по Своей отеческой любви словами: войди в радость господина твоего (Мф 25:21). Что наш человеческий суд? Он чаще всего, да и в основном, питает свои силы от наших собственных страстей. «Мне кажется». «Мне видится». «Я бы так поступил». «А так бы я не поступил». «А вот я так не делаю». Весь наш суд упирается в нас самих, в которых кроме любви к себе ложной, самовлюбленности нет ничего.

А во что упирается суд Божий? – не смерти грешника хочу, но если обратится, то дам ему жизнь вечную. Его суд опирается от момента создания каждого из нас: и тебя, и меня – на любовь к нам. И создавал Он нас для Себя и для Своей любви. И поверь, в каждом из нас Его образ жив, пока жив ты и я. С трепетом, с благоговением перед Божественной Чашей будем испытывать свою совесть: кем я прихожу к этой Чаше – судьей или подсудимым? Я – тот, кто осуждает других или тот, кто осуждает себя? Кем я прихожу к этой Чаше, потому что у нее Бог запечатлеет на нас или Свою любовь судьи или Свою любовь судьи, которая говорит: всяк возвышающий себя, будет понижен, и тот, кто первый – станет последним.

В дни Великого и спасительного поста бес будет бить нас по самому больному, и что больше в тебе сейчас вскипает, какого гнева или раздражения, осуждения или чего-либо иного – знай, что именно этим поражена твоя душа. Время Великого поста – это время, когда ты с легкостью можешь увидеть все то, что так поработило тебя, а поэтому, и с Божией помощью, можешь и преодолеть это. Святой Паисий Святогорец, говоря о суде над другими, говорит это с болью и со страхом: кто я, чтобы других судить? - Я тот, что жду суда Божия. Пусть эти слова этого удивительного угодника помогают каждому из нас оставлять место в книге своих судов росчерку для Небесного Отца. Оставим это место для себя. И если Господь найдет это место, то вне всякого сомнения, подпишет нам разрешение от грехов. Аминь.

Еще раз подправляю причастников с причастием Святых Христовых Тайн и радуюсь вместе с вами.

28 февраля 2018 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

1937