О том, зачем приходит Господь

"Бог приходит для того, чтобы призвать к Себе тех, кто падает, и опустить на землю тех, кто в своем высокоумии и гордости высоко поднимается, чтобы не разбились последние и не утонули первые. Бог приходит спасти погибающее. Он приходит не отнять, а дать. Он приходит не лишить, а вернуть свободу от греха, счастливую жизнь, вернуть разломленную на части веру, вернуть растоптанную любовь, вернуть оскверненную дружбу".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я вместе с вами хотел бы вновь перечитать Евангелие, которое мы только что слышали за Божественной литургией, чтобы поразмышлять над этим Евангелием.

Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии говорит следующее: "потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее". (Лк 19:1-10).

Вот как не согласиться со словами святителя Феофилакта Болгарского, который следующее говорит об этом: Господь Иисус Христос - такой любящий Отец, и прежде, чем Закхей залазит на эту смоковницу, поджидает его. Как удивительно говорит этот толкователь Священного Евангелия. Христос, понимаешь, поджидает каждого из нас, куда бы мы не залезли, куда бы мы ни спрятались, куда бы, как нам показалось, мы не поднялись или не упали, Он везде и всюду поджидает нас. Кто-то может сказать, да я думаю, и ты слышал эти слова: от Него, от Бога не скрыться. Ну, казалось бы, тогда нужно поверить этим словам и жить всегда в той мысли, что ничто не может от Него скрыть. Но если мы посмотрим с тобой на свои дела, то окажется, что некоторые из них, как нам думается, Он может быть не замечает. А если замечает, то почему делаем? А если знаем, что Он видит всё и слышит всё, и прислушивается к нашему сердцу, то почему тогда в пускаем в наше сердце то, что лишает нас радости, тишины, мира, спокойствия?

Сегодняшний Закхей выглядит немножко смешно: с одной стороны, это большой начальник, богатый человек. И видишь, как он лезет на это дерево, да на смоковницу. Скажу тебе, это не самое лучшее место, чтобы там находиться. Дерево – это очень неудобно. Но делает это из особого какого-то странного интереса – увидеть Христа. Почему странного? Да потому что каждому человеку понятно, что увидеть Бога – это значит как-то поменять свою собственную жизнь. Ну, одним словом, сделать ее пригодной для того, чтобы видеть Бога. Как мы в Евангелие читаем: блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят (Мф 8:5). А сердце, когда нечисто, кажется, что, если ты приедешь в какое-то особенное место или залезешь на какое-то дерево, или каким-то образом как-то удастся тебе потянутся и куда-то заглянуть, вот тогда ты увидишь Бога.

Так думал и Закхей. Видишь, как Христос поджидает его, останавливается и говорит ему: сходи Закхей со своего дерева, Мне нужно быть сегодня в твоём доме. Как бы ты высоко не залез, тебе придётся слазить. Как бы ты глубоко не пал, тебе придется подниматься. Бог всегда ищет человека, который, как замечает тот же святитель Феофилакт, через свое покаяние слазит со своей гордости, через свое раскаяние подымается от своего падения. Бог поджидает тебя в месте, в которое тебе нужно прийти. Он всегда замечает тебя, но Он не полезет за тобой. Ты должен сойти с этого своего высокого умствования, с этой своей высокой точки надменного суждения о всех, с этого своего взгляда поверх всех голов ты должен сойти. Бог, понимаешь, смотрит прямо в глаза, и чтобы увидеть Его взгляд, надобно встать прямо напротив Него. И если ты падаешь, то Господь всегда ждет, пока ты встанешь. Он поможет тебе встать и слезть, но ты должен сделать первый шаг. Видишь, как Закхей радуется. Он слазит с этого дерева и уже не кажется смешным для других людей. Теперь уже все спрашивают, откуда знает его Учитель, и идут вместе в дом Закхея.

А теперь посмотри, что происходит в этом доме. Как радуется Закхей! Он радуется, не потому что к нему пришёл Тот, Который проходил мимо других домов. Закхей прекрасно знает, что Он мог открыть любую дверь любого дома, и радуется, не потому что теперь может всем рассказать: смотри, Кто у меня в гостях. А если бы тогда были современные телефоны, навряд ли бы он стал бы делать сэлфи фотографию с тем, Кто к нему пришёл. Сейчас ему это уже ничего не нужно. Понимаешь, он слез со своего высокого дерева. Теперь он стал как ребёнок, который радуется просто тому, что на него посмотрели, его полюбили, ему доверяют, его слушают, ему верят. Что делает Закхей в ответ на эту радость? Он говорит: Господи, я пол имения моего отдам нищим. Мы знаем с тобой, что Закхей был богатым человеком. И кажется, такой совершенно правильный поступок делает. И тут же может быть мой ум и твой зацепится за слова «пол имения». А что же половину оставит себе? Да, Закхей отставляет эту половину себе, чтобы сделать следующее. А кого, - говорит, - обидел, возвращу в четверо.

Первую половину раздам нищим, а вторая половина пойдёт на возмещение в четверо тем, кого обидел. А что Закхей оставляет себе? Себе он оставляет то, что теперь навсегда становится источником его счастья. Себе он оставляет чистый взгляд Спасителя, Который вновь поверил Закхею. Себе он оставляет право начать всё сначала. Закхей себе оставляет право снова стать человеком, которого не боятся, которого не ненавидят, за спиной которого не шепчутся, что он вор и крадет у бедных. Он оставляет себе право стать снова нормальным человеком, всё начать сначала. И никто теперь не скажет ему: хорошо быть хорошим, когда у тебя всего прикоплено и собрано много. Закхею так теперь никто не скажет. Что у него собрано? Что было – всё раздал.

Кто-то скажет: да, такие мысли - всё начать сначала, исправить свою жизнь, бывает, посещают каждого из нас. Ну, разве они не посещали никогда тебя? Ну, разве никогда эти мысли не приходили в голову? Ну, разве у тебя не было внутри силы: всё начинаю сначала? Но, если бы ты все прежнее раздал, ты смог. Но ведь ты же всё сохраняешь. Но ведь ты же всё опять возвращаешься к прежнему. Ты постоянно что-то у себя оставляешь за пазухой: того не простил, у этого не попросил прощения, тому не забыл, об этом всё продолжаешь всем подряд говорить неправду, то припомнил, это не оставил, там обиделся, здесь расстроился. Ну, ты же постоянно так и ходишь со всем своим неправедным богатством. Откуда мы знаем, что Закхей выполнил свое обещание? По слову Христа. Закхей не сказал: завтра всё раздам. Он говорит: сейчас всё раздаю. Понимаешь, Закхей не стал ждать понедельника. Мол, вот, с понедельника проснусь и стану другим. Сейчас я всё раздам, сейчас же. Мне уже завтра не нужно. Я не знаю, будет ли оно у меня. У меня есть только сейчас. Вот именно сейчас у меня есть. А завтра - ты можешь сказать, что оно у тебя есть? Ты будешь очень смешным человеком. Откуда ты знаешь есть ли у тебя завтра?

И Христос говорит Закхею: ныне, сейчас пришло спасение в твой дом. Сейчас! Понимаешь, мы же, каждый из нас хотим, чтобы Христос сейчас нас услышал, сейчас нас помиловал, сейчас нас полюбил, сейчас нам простил. Мы же не говорим: Господи, вот завтра приходи в мою жизнь и помоги мне. Мы же говорим: Господи, помоги мне сейчас, не завтра. Так почему же тогда на завтра ты оставляешь свои дела, а Его дела ждешь сегодня? Господь действует вместе с тобой. Как ты, так и Он. Закхей сейчас становится другим, и тут же получает Его благословение, Его спасение. Ты спросишь: что же Закхей себе оставляет? Он себе оставляет радость свободного человека, которому больше не нужно пересчитывать, которому больше не нужно просчитывать, которому больше не нужно извиваться и перед кем-то изгаляться, которому больше не нужно обманывать и придумывать какие-то странные фантастические истории. Закхей просто становится свободным от всего этого. Теперь ему не нужно ничего скрывать. Теперь ему просто, как свободному человеку, радостно и счастливо жить. На что же будет жить Закхей? - может ты меня спросить. Отвечу: на свой труд, но только честный, настоящий, брать столько, сколько только может, положено, не брать лишнего, совершать дело свое искренне. А, может быть найти такое дело, в котором больше не придется ничего отбирать, а делать своими руками. Одним словом, жить таким делом, за которое не стыдно.

Сегодняшняя история заканчивается словами: Христос говорит и мне, и тебе: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Бог не для того приходит, чтобы навести порядок. Бог приходит для того, чтобы призвать к Себе тех, кто падает, и опустить на землю тех, кто в своем высокоумии и гордости высоко поднимается, чтобы не разбились последние и не утонули первые. Бог приходит спасти погибающее. Он приходит не отнять, а дать. Он приходит не лишить, а вернуть свободу от греха, счастливую жизнь, вернуть разломленную на части веру, вернуть растоптанную любовь, вернуть оскверненную дружбу. Бог приходит всё исправить, исцелить и вернуть целое, прежнее. Посмотри на историю с Закхеем, а теперь посмотри на свою собственную жизнь и представь себе, даже не представь, а поверь, поверь, что там, где ты сейчас, стоит Бог и тебе, как бы ты высоко не был или как бы ты глубоко не пал, говорит так же, как Закхею: сойди со своего места, слазь или поднимись, сегодня Мне нужно быть у тебя дома. Аминь.

Просмотров: 246

Поделиться