О Богоявлении

22.01.2018
Просмотры: 1337

"Господь являет Себя так, как может принять человеческий разум, в такой полноте, сколько может уместить человеческое сознание и ограниченность нашей человеческой жизни, наступившая из-за первородного греха. Господь являет Себя голосом Отца, говорящим с неба, Сыном, крестящимся в воде от Иоанна Крестителя и Духом Святым, являющим Себя в виде голубя, сходящим от Отца к Сыну. Господь являет все Свои Лица, ипостаси Святой Троицы в Своем единстве, единосущности и нераздельности. Это явление Божие еще и для каждого из нас является самым убедительным залогом того, что Господь по-отцовски любит и доверяет нам".

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, в сегодняшний день с особой радостью я поздравляю всех вас с днём Богоявления, Крещения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Повинуясь древней традиции Церкви, сегодня мы все собираемся в храмах, чтобы совершить воспоминание этого удивительного события, которое Господь явил всем нам, показав Себя, явив Себя. И мы не только вспоминаем это давно минувшее событие, но и становимся сопричастниками этому явлению Божьему в силе и благодати Божией через освящение и вкушение агиасмы, освященной воды, которая по традиции древней Церкви в этот день совершается.

Что же это за особое событие? Священное Евангелие рассказывает нам об этом событии: когда Господь пришел к реке Иордан и там от Иоанна Крестителя принимал крещение. Пришёл, не потому что нуждался в этом, но пришёл, потому что нуждался в человеке, которого желал исправить посредством Самого Себя, нуждался в человеке не от того, что без него, без человека бытие Божие невозможно. А нуждался в человеке, потому что человека сотворил по образу и подобию Своему, по неизреченной, удивительной и трогательной Своей отцовской любви. А поэтому не оставляет Свое чадо.

Ибо Сам говорит о человеке: если и мать забудет тебя, Я, - говорит Господь, - тебя никогда не оставлю. Господь приходит в человеческий мир, искажённый грехом, как к забывчивой матери, которая как будто бы забыла свое человечество. Господь приходит в этот мир, чтобы явить Себя и показать Свою божественную любовь, показать путь, который ведет в Его Царство, вернуть человека в наследие этого Царства. И приходя к Иоанну Крестителю, Господь и показывает нам дорогу, которой стоит идти. Святой пророк Иоанн Предтеча говорит нам об этом пути: исправьте свою дорогу, выпрямите, сделайте свою жизнь прямой. Откажитесь от всякой кривизны. Откажитесь от всего того, что мы называем «ка бы да если бы». Пусть ваше слово, - говорит нам Священное Писание будет: да-да или нет-нет. Пусть вся ваша жизнь будет прямым ответом на явленную нам любовь Создателя и Творца, Небесного Отца. Иоанн Креститель говорит о Христе, что это Тот, Который пришёл очистить Свое жилище, это Тот, Который пришел к забывчивой матери, чтобы воспринять Свое чадо; это Тот, Который пришел сделать нас наследниками Своего Царства; это Тот, Который пришел не погубить, но взыскать, найти погибающее.

Господь являет Себя так, как может принять человеческий разум, в такой полноте, сколько может уместить человеческое сознание и ограниченность нашей человеческой жизни, наступившая из-за первородного греха. Господь являет Себя голосом Отца, говорящим с неба, Сыном, крестящимся в воде от Иоанна Крестителя и Духом Святым, являющим Себя в виде голубя, сходящим от Отца к Сыну. Господь являет все Свои Лица, ипостаси Святой Троицы в Своем единстве, единосущности и нераздельности. Это явление Божие еще и для каждого из нас является самым убедительным залогом того, что Господь по-отцовски любит и доверяет нам. Мы можем вспомнить из самого детства: когда для того, чтобы доказать свою верность другому человеку, мы говорим что-либо из своей жизни, что называем некой тайной. Не в том смысле, что это плохое дело, напротив, это дело может и должно быть самым лучшим, но это дело, о котором ты говоришь только тому, кому доверяешь. Господь являет тайну Своего Божества через явление Своё в Святой Троице. Господь доверяет нам Свою божественную тайну, не прячась от человека, но напротив, всецело открывая Себя, перед человеческой сущностью настолько, насколько мы можем воспринять.

Отец ничего не скрывает от Сына и дочери. И Бог сегодня являет Себя нам и показывает нам Свою любовь не образно, а явно, не явлением призрачным, а явлением очевидным: воплощением, крещением, распятием на Кресте и воскресением из мертвых.

Праздник Богоявления, Крещения Господня – это запечатлённая божественная любовь, которая и поныне, как бы расплываясь, растекается, насыщая нас через вкушение агиасмы, освященной воды. Господь, войдя в реки Иордана, Своим естеством освятил их и сделал эти воды дверью, ведущей в Его Царство. Потому и говорит: кто не умрет – во Христе не родится - тот не войдет в Царство Божие. Открывает нам тайну крещения, как дверь, ведущую в жизнь вечную.

И сегодня, когда мы вкушаем освященной воды, мы прикасаемся к этой священной грани между жизнью временной и жизнью вечной. И когда мы принесём сегодня освященную воду в свои дома и будем окроплять наши жилища этой водой, тем самым мы скажем: Господи, сделай и нашу жизнь открытый гранью в Твое Царство. Войди, Господи, в наш временный мир, в нашу временную жизнь, чтобы сделать ее вечной, чтобы ничего из Твоего создания не погибло. Возьми, Отец, Своих в Свои руки. Сохрани нам наши жизни, даруй нам счастье благодарить Тебя за дар жизни и радоваться тем талантам и дарам, которые Ты даешь нам, Господи, в рождении детей, в трудах, в дружбе, в любви, в любви, в верности, в настоящей достойной жизни.

Сегодняшнее освящение крещенских вод знаменует собой видимое, сильное, убедительное явление славы Божией, знаменует собой открытое небо, которое сегодня изливается на нас своей божественной любовью. И хочу пожелать, чтобы сейчас, когда мы начнём освящение воды, каждый из нас не просто внутренне, умозрительно, но всей силой своей веры видел и чувствовал Господа, грядущего в мир, идущего, чтобы Свое оставить Себе, а неисправимое, что отказывается от Его света, предать огню. Пусть в нашей совести огнём сгорят наши проступки, недобрые слова. Пусть в нашей совести через по наше покаяние огнем сгорят дурные дела и кривизны, которые стали для некоторых из нас обычаем нашей жизни. Пусть наша совесть выпрямиться, и пусть в ней правда, сила Божия через окропление, освящение агиасмой, этой крещенской водой, как через благодатную влагу прорастет в нас то, что по-настоящему истина: наши вера, надежда и любовь к Богу и к тем, кто рядом с нами.

Сейчас мы совершим великое освящение вод и призовем благословение Божие. Верим, что соборной молитвой всех нас Господь отзовется на нашу просьбу и дарует нам Свое явление, явит Себя в каждом из нас: в ком-то утешением, которое поможет встать с колен, в ком-то слезами покаяния, которому поможет избавиться от грехов, в ком-то назиданием, которому поможет исправить свою жизнь, в ком-то Господь явит Себя удивительной любовью и поможет почувствовать себя не одиноким, в ком-то Господь явит Себя врачом и избавит от болезней, в ком-то Господь явит Себя любящим пастырем и вернет наши души к истинной вере и к доброй жизни, для кого-то Господь явит Себя другом и простит наши предательства наших бывших друзей, для кого-то Господь явит Себя отцом, и мы перестанем чувствовать себя сиротами, для кого-то Господь явит Себя надежным защитником, и мы больше не будем бояться. Всем нам явит Себя Господь любящим Создателем, и мы всей Церковью вместе с древними скажем Ему и себе: с нами Бог. Аминь.

1337