О призыве к святости

"Сегодня мы здесь в храме преподобного Серафима Саровского, чтобы вспомнить жизнь этого удивительного человека, и для себя совершенно определённо решить – святость – это не удел других, святость – это призыв к каждому из нас".

Всечестные отцы, дорогие братья казаки, господин атаман, дорогие братья и сестры, я всех вас с радостью приветствую с днём памяти преподобного Серафима Саровского чудотворца, под сводами храма которого сегодня мы собрались, чтобы прославить имя Господа и Спасителя Христа, чтобы прославить Святую Живоначальную Троицу, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Мы собрались сюда, в этот храм для того, чтобы здесь по-настоящему почувствовать в себе свободу человеческой личности, свободу от греха, от страха, свободу от прошлого, потому что всяким покаянием исправляется прошлое. Оно как бы отменяется для человека. Если человек не приносит своего раскаяния и покаяния, то он всегда будет жить, оборачиваясь назад, но если он подлинно встаёт и идёт, тогда перед ним открывается добрая надежная дорога, которая по-настоящему этого человека может сделать счастливым.

Сегодня мы вспоминаем преподобного Серафима Саровского. Житие этого угодника Божия многим нам с вами известно. Мы знаем, с какой любовью он принимал людей. Мы знаем, сколько в его сердце жило этого удивительного дара любви. Он сам по-настоящему, приобретя имя Серафим, был пламенеющий пред Богом в молитве и в любви. Когда читаешь житие преподобного Серафима Саровского и других угодников Божиих, то задумываешься невольно вопросом, а ведь это всегда свойственно для человека, примерять эту жизнь на жизнь свою собственную, и думаешь: а возможна ли теперь в наше время такая жизнь? Или для того, чтобы быть таким как Серафим Саровский, нужны какие-то особые внешние условия, какие-то особые времена, какие-то особенные события? И чтобы честно ответить на этот вопрос вспоминаешь слова Евангелия, в котором Господь Спаситель Христос дает нам двуединую заповедь: возлюби Бога своего всем сердцем своим и возлюби ближнего своего как самого себя. Эта двуединая заповедь является корнем святости для любого человека, какой бы деятельностью он не занимался.

Святость начинается не с того, что ты остаешься без людей вокруг и куда-то удаляешься. А святость начинается с того, что ты начинаешь любить людей, которые рядом с тобой. Святость просто начинается не с того, что ты смыкаешь свои уста и перестает что-либо говорить, а с того, что ты своими устами начинаешь благодарить Бога, прославлять Его. И тогда твои уста, подобно источнику мало-помалу будут набираться сладкой воды добрых слов, вытесняя и замещая собою слова горькие и жестокие. Святость начинается с любви к Богу, которая растет и приносит нам плоды тогда, когда мы эту любовь изливаем на тех, кто рядом. Святость начинается тогда, когда мы перестаем делить людей на хороших и плохих, на своих и чужих, на тех, кого я помню и благодарю и на тех, кого я не могу простить и отделяют их от первых. Вот тогда начинается святость в жизни человека. И она со временем, собой наполняя человеческое сердце, просвещает ум, наполняет всю жизнь новым свободным от греха, от порока, от страха взглядом в настоящее и грядущее, в прошлое и в нынешнее.

Память преподобного Серафима Саровского напоминает нам о подвиге этого удивительного человека, как подвиге, возможном для каждого из нас. Он ведь жил совершенно обыкновенной жизнью. И когда он жил, то не задумывался о том, чтобы совершить ему еще, чтобы этим самым угодить Богу. Просто каждый день он старался быть хорошим христианином. И тогда, когда к нему приходили люди, он для каждого находил слово утешения, он для каждого находил время, хотя бы небольшое время, но посвящал каждому человеку. Когда он находился с человеком, он переставал куда-то торопиться.

Нам бы этому научиться! Что уж там до великих подвигов! Нам бы научиться малому подвигу: когда ты общаешься с человеком, не заглядывать на часы, не выглядывать в окно, не хвататься за свой телефон и не думать, что у тебя впереди ещё куча каких-то очень важных и нужных дел. Самое важное дело то, которое ты делаешь сейчас. Молишься – молись. Общаешься с кем-то – общайся. Держишь за руку своего ребёнка – крепко держи. Работаешь – работай. Важное дело не то, на которое нужно успеть, а то, которое делаешь сейчас. Преподобный Серафим Саровский именно сейчас, тогда, когда он принимал людей, тогда, когда он становился на молитву, тогда, когда он трудился в своей обители, тогда, когда он утешал и поддерживал братию, именно в этот момент он делал самое главное дело, и не думал наперёд, что успеть, а думал сейчас: это бы сделать хорошо. Поэтому и Священное Писание говорит нам: не нужно думать о дне завтрашнем, он сам о себе позаботиться; о бесконечных делах, которые холодным ветром врываются в наш ум, в наше сердце, вынося из нашего сердца теплоту надежды. Не думай о завтрашнем, делай сейчас то, что нужно тебе делать.

Преподобный Серафим Саровский умел останавливать для людей время, если так можно образно сказать, в том смысле, что он останавливал это мгновение, как самую драгоценную часть жизни человека. И вот тогда люди учились молиться, учились приносить покаяние, тогда в тишине успокоившегося ума и успокоившегося сердца они начинали взывать имя Господа и Спасителя Христа. И постепенно, как утренний свет зари, это имя освещало всю жизнь человека, исправляя его, изменяя человека всецело. Преподобный Серафим Саровский показывал пример своей верности Христу. Во всём и всегда он искал исполнения слова Божия. Никогда он не примерял на себя свою собственную мудрость, но питался мудростью Священного Евангелия, мудростью святых отцов. От себя он не говорил ничего, но всегда находил и для себя, и для других такие слова, которые могли бы вдохновить и поддержать. Поэтому и в его сердце жила радость. Поэтому каждый раз, когда он кого-то встречал, он говорил человеку слова о вечной жизни: радость моя, Христос воскресе! И эти слова жили в нём благодатной силой.

Всяк для него был радостью: и нуждающийся, и богатый, и здоровый, и больной. Радостью для него были даже те разбойники, которые напали на него и немало нанесли ран. Всех он принимал с одинаковой радостью и в каждом он видел образ и подобие Божие: в некоторых потемненный, оскверненный; но от того ещё больше любви рождалось к этому человеку. Как если бы увидел ты икону, которая лежит в грязи. Разве бы твое сердце не вздрогнуло? Разве бы ты не остановился и не поднял бы эту икону? Так и преподобный Серафим Саровский останавливался особенно перед теми, чей образ и подобие Божие были осквернены, и подолгу с любовью и трепетом, с терпением он очищал этот образ, чтобы он просиял в человеке в полноту своих сил.

Сегодня мы здесь в храме преподобного Серафима Саровского, чтобы вспомнить жизнь этого удивительного человека, и для себя совершенно определённо решить – святость – это не удел других, святость – это призыв к каждому из нас. Ибо и Господь нам говорит в Евангелии: будьте святы, ибо Бог ваш свят. Это призыв к каждому из нас. И эта чистота святой жизни начинается с малых поступков – хотя бы им научимся: не разделять на чужих и своих, замечать других людей, перестать бесконечно куда-то торопиться, и сейчас свое время, и свои силы, и свою жизнь, и свою молитву, и свое сердце, и свое дыхание посвящать тем, кто рядом с нами. С этого малого и начинается святость, чистота жизни. И пусть преподобный Серафим Саровский поможет каждому из нас обрести такую жизнь, очистить свое сердце и свой ум, наполнив себя радостью о Воскресшем Господе и Спасителе Христе. Аминь.

***

Видеозапись проповеди смотрите на канале "Благословенный Кавказ"

Просмотров: 499

Поделиться