Христос воскресе! Χριστος ανεστη! Чырысти райгас! Христос Къэтэджыжащ! Масих Тирилди!

О благодарной любви

"Сегодняшняя благодарность самарянина, человека, кстати, из другого рода и другого племени, других традиций, это благодарность настоящего и верного чада. Это благодарность сына отцу. Это правда. Это любовь, которая всегда дышит благодарностью. Там, где любят, там благодарят, там, где по-настоящему дружат, там благодарят и не на мгновение, а всю свою жизнь связывают с тем, кого ты любишь и кому ты предан".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, радуюсь вместе с вами молитве сегодня, в воскресный день здесь, в нашем храме, и вместе с вами открывать свое сердце, свою душу, свою совесть перед словом Божиим, перед Евангелием, которое как свет освящает всякие уголки нашей души, достигает до самой ее глубины. Я хотел бы вместе с вами вновь перечитать Евангелие для того, чтобы поразмышлять над этим Священным Писанием и найти для себя силу к действу.

Апостол и евангелист Лука в своем Евангелие, благовествуя, рассказывает нам следующую историю: "И когда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя". (Лк 17:12-19).

Сегодняшнее Евангелие открывает перед каждым из нас бесконечное милосердие Божие. Прежде всего, как замечает святитель Феофилакт Болгарский, размышляя над этим Евангелием: посмотри, - говорит он, - Господь никогда никого не гнушается. Те люди, которые были больны и знают правила в народе, в среде которого они жили, не могли войти в город, издалека остановившись, изо всех сил, что в них только оставались, кричали Ему: Наставник, помилуй нас. Они просили, крича Ему, ни хлеба, ни пропитания. Они просили у Него ни каких-либо материальных благ. Они просили у Него то, что может дать только Бог: помилуй нас.

«Помилуй нас» - это значит: посмотри, до какой глубины отчаяния, ужаса, до какой глубины одиночества мы дошли, как боль вошла в наше сердце. И теперь вокруг нас только люди, которые от нас шарахаются, бегают, боятся. Мы больны проказой, страшной заразной болезнью, и никто не смеет подойти к нам. Мы одиноки в своей болезни. Помилуй нас! Больше просить некого. И самое главное – больше силы ждать не от кого. Они не просят, чтобы Он создал для них какие-то особые условия жизни, они просят милости себе.

Бог всегда слышит слово Своего человека, человека, которого создал Своим Словом. Бог всегда слышит слова каждого из нас, все слова, какие бы они не были. Можно себе только представить, как из уст этих людей изрекались и другие слова: когда они узнали о своей болезни, когда от них отказались родные и близкие, когда их выгнали из дома, когда они лишились всего благополучия, что было у них, когда все их надежды рухнули в одночасье.

Можно только представить себе, какие тогда они произносили слова. И Бог их слушал. Бог не гневался на них. В этих словах не всегда была надежда. И уж точно в этих словах, наверное, не всегда была благодарность с верой. За что? Почему со мной так? А что я хуже других? А разве вот она или он, которые живут рядом, они разве не заслужили большего наказания? Почему я? Почему со мной такое произошло? Где Ты? – говорили они Тому, Кто всегда рядом с каждым из нас. Бог и эти слова слышал. И хотя эти слова были горьки и оскорбляли Его, но Он не обидчив, ибо Бог создал нас любовью. И Своей безграничной любовью Отца покрывает в нас все, потому что всегда любит нас, и никогда не оставляет.

Эти десять человек очистились. Они исцелились от своей проказы. Господь повелел им Своим словом: пойдите, покажитесь священнику. И когда они шли, чтобы удостовериться перед священником о своем исцелении, тогда они и очистились. Они поверили слову Христову и исцелились. Бог тоже верит людям и знает, что когда люди дают свои обещания, Бог верит нам. И когда мы говорим, что больше чего-то делать не будем, Бог верит нам. И когда мы говорим, что мы кого-то прощаем, Бог верит нам. И когда мы говорим, что мы изменим свою жизнь и примиримся с этим человеком, или об этом человеке перестанем говорить дурно, наконец-таки прекратим вражду, и тогда Бог верит нам. Он всегда верит нашим обещаниям – всем!

Десять счастливцев побежали в разные стороны. Только один из десяти пошел обратно ко Христу. И придя к Нему, уже близко, уже близко-близко, как никогда не подходил к людям, потому что раньше был болен проказой и все его сторонились. Он подошел так близко, как никогда уже давным-давно не общался с людьми, и пав на колени перед Ним, изо всех сил кричал: благодарю Тебя, Господи!

Мне кажется, что в этих словах, когда он говорил: благодарю Тебя, Господи! – он выплакал все боли, которые нанес другим людям. В этих словах: благодарю Тебя, Господи! – он говорил не только о чувстве благодарности, которая в нем родилась сейчас, но говорил еще и о стыде тех слов, которые произносил раньше. Только он знал, что Бог мог бы и не слушать его. Только этот несчастный человек знал о всех своих поступках, о всех своих дурных словах, о своем отношении к другим людям, о том, что жило в его сердце через эту болезнь – только Бог знал и этот человек.

И он благодарит Господа за то, что Господь, не смотря на всю болезнь его тела и души, не оставил этого человека и исцелил его. Трудно сказать, чему он радовался больше: физическому исцелению или тому, что прощен. Но мы знаем точно, он благодарил Бога. И благодарил не на одно мгновение. А должно быть теперь его благодарность стала частью его обновленной жизни, ведь Бог дал исцеление не на один час. Ведь он не просто снял боль, обезболил. Он дал исцеление навсегда! Он вернул здоровье целиком. И благодарность, которая родилась у этого человека, была благодарностью не на час и не на день, и не на мгновение, а благодарностью на всю свою оставшуюся жизнь, как любовь к Богу, как настоящая дружба, как подлинное доверие.

Странно, - о девяти Христос говорит: разве не все очистились? Не десять? А где же девять? И знаете, когда я вновь вместе с вами слышал и читал это Евангелие, страшно подумать, но кажется, среди этих девяти и я. Потому что моей благодарности не хватает надолго, потому что милости Божии, которые Он изливает на нас, потому что руки, которыми Он обнимает нас, руками друзей, потому что добрые слова, которые мы слышим, что говорят нам наши близкие и родные, потому что столько милости, которые дает Он нам, они в нас как будто бы не живут благодарностью. Мы быстрее вспомним, кто нам должен, чем тех, кому мы благодарны. Мы чаще всего размышляем о тех, кто нас обидел, чем о тех, кто нас любит. Странно, но чаще всего мы думаем не о тех, кому благодарны, а о тех, с кем проблемы.

И к Богу наши слова чаще всего или молчание до края терпения или «помоги», но так редко «благодарю Тебя, Господи». Тогда, когда нам больно, тогда, когда нам одиноко, тогда, когда мы по-человечески начинаем болеть и страдать, тогда, когда болезнь касается не только тела, но и души, сердца, ума, мы так редко говорим: благодарю Тебя, Господи. Мы все еще продолжаем говорить другие слова: за что? почему? а почему со мной? Как несправедливо, как больно, вокруг все такие плохие. Сегодняшняя благодарность самарянина, человека, кстати, из другого рода и другого племени, других традиций, это благодарность настоящего и верного чада. Это благодарность сына отцу. Это правда. Это любовь, которая всегда дышит благодарностью. Там, где любят, там благодарят, там, где по-настоящему дружат, там благодарят и не на мгновение, а всю свою жизнь связывают с тем, кого ты любишь и кому ты предан.

И наконец, самое главное – Бог в спину тем девяти отправил только Свой вопрос, впрочем, оставил им подаренное здоровье. Он не отнял у них исцеление, Он даже не дождался ответа. А девять где? – говорит Он как будто бы в воздух. Где же вы, получившие то, что просили? Как всегда не замечаете Моего присутствия, как всегда не знаете о том, что Я всегда с вами? И кажется, что спросив так, Он пошел следом за ними. Ну, где же вы? Куда вы теперь пошли?

А исцеленному говорит: встань и иди, вера твоя спасла тебя. Встань и иди – это значит – больше ты не такой, как прежде, ты изменился. Не возвращайся к своей жизни, которая тебя лишала людей, к жизни, в которой ты прятался от всех. Бог помиловал тебя. Не стыдись больше того, что больше в тебе нет. Господь простил тебя, не возвращайся к этой жизни. Живи жизнью другой – это и будет твоя благодарность. Встань, выпрямись и ходи пред Богом во всякой правде, и Бог, видя твою правду, никогда не оставит тебя.

Сегодняшнее Евангелие о благодарности. Сегодняшнее Евангелие о чуде исцеления. Сегодняшнее Евангелие о том, что Бог рядом со мной. Евангелие спрашивает меня: ну, а я который из этих десяти – тот, кто благодарит или тот, кто все еще не замечает Его, хотя и столько от Него получает. Тот, кто встал, выпрямился и пошел или те, которые стыдливо убежали делиться своей радостью, в которой не нашлось места для Того, Кто дал жизнь, места благодарности и любви к Богу. Этот вопрос звучит сегодня ко всем нам: разве не десять очистились? Аминь.

Просмотров: 458

Поделиться