О праведности Лазаря

21.11.2017
Просмотры: 2259

"Праведность Лазаря заключалась в том, что он каждый раз, когда богач проходил мимо ждал его общения с ним. Он каждый раз поднимал голову вслед проходящему богачу. Он надеялся на общение. Он не смотрел на него с ненавистью или раздражением. Он не посылал в его след бесконечные слова гнева и ругани. Он лишь только с ожиданием, жаждой искал общения с ним. Лазарь был праведный потому, что умел любить даже сквозь раны, которые облизывали псы, даже сквозь свою нищету и убожество, которые, впрочем, не лишили его самого большого достоинства – уметь ждать, уметь любить, уметь надеяться, уметь прощать, уметь доверять".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вместе с вами, дорогие братья и сестры, свое сердце, свою совесть обнажаю перед Священным Евангелием, чтобы словом Божиим наполнить свободным от всякой зависимости греха смыслом собственную жизнь, и вместе с вами размышляю над Евангелием. Я хотел бы вновь перечитать это евангельское повествование, которое мы только что слышали для лучшего и осмысленного понимания церковно-славянского языка и для того, чтобы это размышление мы могли не только сохранить для себя самих, но поделиться им, этим размышлением со своими родными и близкими. Я перечитаю Евангелие, которое, впрочем, мы уже много раз слышали, но это чтение всегда полезно.

Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии говорит следующее: "Сказал Господь притчу сию: некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят". (Лк 16:19-31)

Эта притча так ярко и так убедительно открывает перед каждым из нас образ настоящего человека. Эта притча не о том, что легко определить, кто хороший, а кто плохой. Это повествование о том, как становятся хорошими и как остаются плохими. Богач, который сегодня вспоминается в притче, был человеком, о происхождении богатства которого мы ничего не знаем. Может быть, оно ему досталось в наследство. Может быть, он был хорошим, как бы сказал современный человек, менеджером: умел хорошо управляться. Мы не знаем о его профессиональных качествах, но мы знаем о его человеческих качествах. Богач научился проходить мимо. Мы не знаем, стало ли это источником его богатства, но может быть, именно это положило начало его обогащению. Он постоянно проходил мимо. Он проходил мимо человека, который был в боли, и думал, что надо стремиться только к тем, от которых может быть прок. А кто это? - Я даже не знаю его. Он проходил мимо людей, который нуждались, но он думал только о своей собственной нужде. Он каждый раз проходил мимо, стремясь к своей собственной цели, в основе которой было его собственное благополучие. И в этом благополучии не оставалось никому больше место. Впрочем, это место было с теми, кто мог бы разделить с ним его собственное благополучие, кто мог бы умножить его.

Не будем спешить гневливо судить этого богача, посмотрим на собственную жизнь. Как часто можно услышать начало вот этого «страшного» - пробегаю мимо: у меня нет сейчас времени; я сейчас очень тороплюсь; у меня совсем нет нисколько возможности даже остановиться рядом с тобой. Мы это говорим себе тогда, когда видим чьи-то глаза, встречающиеся на нашем пути. Но у нас же так много дел, так много нужно успеть. Ну, не сейчас! Ну, не до этого.

Сначала мы так учимся обходить тех, кого почти не знаем, хотя, впрочем, иногда начинаем с самих близких. Они-то уж точно поймут. Ну, с близкими-то все просто. Они знают, как я для них все делаю. Мне сейчас не до них. А потом эти слова превращаются в еще больший упрек: ну, что ты от меня хочешь, я же зарабатываю, приношу в дом что-то. Ну, разве что-то ты от меня хочешь получить, - говорит один человек другому в семье, когда другой надеется на простое участливое общение – остановиться рядом, просто побыть рядом. И мало-помалу тот самый богач научился проходить мимо: мимо родных и близких, а затем и друзей. Ну, потому что искал себе других – сначала тех, которые смогут разделить с ним его общую нужду, его цели, идеи, а затем тех, которые смогут понять его. Ну, разве ты сможешь меня понять, мы теперь уже совсем другие.

Конечно, сейчас речь идет о богачах, но я думаю, что каждый из нас понимает, что бесконечное богатство принадлежит каждому из нас – это собственная жизнь, которую Бог нам подарил, которую Бог нам просто дал. И в этой жизни дал нам все для того, чтобы это богатство могло сделать нас по-настоящему счастливыми людьми. Он дал нам глаза, чтобы видеть не только свои цели, но и нужду других людей. Кстати, ребенок, когда только начинает отличать свет от тьмы, первое, кого видит – своих родителей. И все свое младенчество он учится различать своих, которых отличает от других. Трудно себе представить, чтобы ребенок искал и имел перед собой какую-то высокую цель своей жизни, чтобы он смотрел куда-то очень далеко. Он смотрит в глаза матери, в глаза отцу. Душа наша имеет столько же зрения и еще ищет взгляда Небесного Отца, и всегда ищет взгляда матери-Церкви, которая взирает на нас через святые образы, через Божественные Тайны. Но мы нередко это зрение, отвлекая от самого важного, бывает, видя, не видим, что-то желаем видеть больше. Слух нам дал Бог, как и ребенку, чтобы сначала услышать пение матери, ласковое слово отца. И уже через эти голоса научиться разделять все другие, через голос отца понимать и другие слова, выражения, которые услышит этот ребенок, встав на ноги. Так душа наша ищет слова Божия, от которого становится на ноги, но мы прислушиваемся очень часто к другому, к тому, что бывает нам погибелью. Мы слышим лесть и верим ей, неправду – и живем ей, мы слышим раздражение и ненависть, и, впуская в себя, миримся с этими страшными звуками, лишающими всякого подлинного человеческого счастья, благополучия, и опять проходим мимо.

Мы перестаем слышать нуждающихся, мы перестаем слышать слова любви, дружбы, мы выбираем только то, из чего сами мало-помалу начинаем состоять. Все наши силы, которые Бог дал нам двигаться, что-то брать в свои руки, кому-то поклониться, стать перед кем-то на колени, мы также посвящаем тому, что далеко от человеческого счастья. Вспомним ребенка, в первый раз на колени он падает тогда, когда идет к матери. Ну, когда она его отпускает и учит ходить. Первые свои протянутые руки, это малое сокровище, простирает к матери и к отцу. Вот также и душа наша, имея все эти силы, и свое поклонение, и свои объятия простирает к Небесному Отцу, но мы, не умея видеть, и забыв о том, как слышать, обнимаем и радуемся, и до земли кланяемся не там, где Он, а тому, что, как нам кажется, может сделать нас счастливыми, удачными.

Богач мало-помалу научился проходить мимо. Он уже не замечал этого Лазаря. Мы не знаем, о чем он думал, когда проходил мимо, по-разному, наверное, складывалось его отношение, но мы знаем одно – этого Лазаря в его жизни не было. Но вот в жизни Лазаря был богач, который не вызывал в Лазаре ненависти и раздражения, не вызывал проклятий вслед его, не рождал недоумений или отчаяния. Праведность Лазаря заключалась не в том, что он болел, и не в том, что он был нищим. Праведность Лазаря заключалась в том, что он каждый раз, когда богач проходил мимо ждал его общения с ним. Он каждый раз поднимал голову вслед проходящему богачу. Он надеялся на общение. Он не смотрел на него с ненавистью или раздражением. Он не посылал в его след бесконечные слова гнева и ругани. Он лишь только с ожиданием, жаждой искал общения с ним. Лазарь был праведный потому, что умел любить даже сквозь раны, которые облизывали псы, даже сквозь свою нищету и убожество, которые, впрочем, не лишили его самого большого достоинства – уметь ждать, уметь любить, уметь надеяться, уметь прощать, уметь доверять.

Что было дальше, мы знаем. Богач оказался в аду, а Лазарь в Царстве Божием. И когда богач осознает весь ужас того, что теперь и его будут не замечать, и его просьбы останутся неисполненными, как некогда неисполненными остались просьбы нищего Лазаря, он просит о своих родных, которые остались там, в его доме. Ведь он их тоже научил: главное в жизни – это ты, самое главное – это ты, надеяться надо только на себя, все, что ты сделаешь, то твое; не обращай ни на что внимания, иди своей дорогой. Богач понимал, что эта школа приведет к печальным последствиям, к последствиям, где никто не будет замечать его так же, как и он не замечал Лазаря.

Сегодняшнее Евангелие о настоящих людях, о людях, которые умеют ждать, о людях, которые умеют надеяться, прощать, любить и молиться, о людях, которые замечают. Посмотрим на свою собственную жизнь и на дорогу своей жизни. Может быть, слегка замедлим шаг и посмотрим по сторонам, сколько там тех, кого мы не заметили, не услышали, не увидели, перед кем не остановились, не встали в грязь колени, не подняли человека из этой грязи, не отмыли его и оставили его в попечение собакам. И не нужно думать, что этот образ такой прям натуральный, что мы так с кем-то поступили, но, вспомните, и пусть каждый из нас сейчас на Божественной литургии вспомнит имена тех, на чьи слова не ответил, на чьи поступки не ответил, к кому остался черствым своим сердцем, чью нужду не исправил и не поддержал, кому обещал и забыл о всех своих обещаниях. Вспомним об этих людях, и помолимся о них сейчас же, чтобы тогда, когда мы пришли на суд Божий, Бог помянул и нас, и сказал нам: свое ты получишь здесь. И наше доброе вернулось бы нам в вечности. Аминь.

2259