О друзьях Божиих

14.11.2017
Просмотры: 1277

"Для Бога мы все свои, для Бога мы все друзья. Для Бога мы все чада. Только вот не каждый из нас считает Его своим отцом, своим другом, не каждый из нас считает так, потому что поступает иногда не так, как поступают перед отцом и не так, как поступают с настоящими друзьями. Но и даже тогда Господь все равно каждому из нас говорит: друзья Мои, чада Мои, возлюбленные Мною, Мое стадо, Я с вами во вся дни жизни вашей".

Дорогой отец Александр, отец настоятель, дорогой отец благочинный, отец Борис, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, паломники, гости нашего города, я сегодня хотел бы тепло и сердечно поздравить всех вас с престольным праздником этого замечательного древнего храма, который был построен и освящен в честь святого праведного Лазаря Четверодневного, которому сегодня мы возносим свои молитвы и, память которого мы сегодня вспоминаем.

Евангелие повествует нам об удивительном событии, связанном с земной жизнью Господа и Спасителя Христа и событии жизни Его друга – Лазаря. Из Евангелия мы знаем, что умерший Лазарь был воздвигнут от смерти к жизни своим другом Господом и Спасителем Христом. Знаете, когда я вместе с вами сегодня внимательно вслушивался в Евангелие, повествующее о воскрешении Лазаря, и размышлял над этим Священным Евангелием, то невольно может коснуться мысль, которая говорит о том, что Господь особо благоволит к некоторым людям. Кстати, эта мысль нередко касается нас и тогда, когда мы читаем жития святых угодников Божиих, и нам кажется, что есть одни люди, которым расположение Божие особенное, а есть другие, к которым это расположение иное. Нередко наш лукавый ум и испорченная совесть могут сказать нам: это все зависит от того, каков человек – особенный – к этому человеку особенное некое благоволение. Кстати сказать, о таких особенных людях мы говорим и в своей жизни: вот надо же, как ему повезло; вот, посмотри, ей всю жизнь так везет. Вот, все не так, как у других, другим нужно много трудиться, идти долгим путем, много скорбеть, а этот какой-то особенный. Все как-то по-другому. Почему я говорю, что лукавый ум нам это говорит?

Потому что это только лишь кажущееся везение или некое сложение каких-то, как нам кажется, случайностей. А на самом деле, в самой глубине отношений Бога и человека всегда лежит одинаковая любовь Бога к каждому из нас. Нет таких, которые, как сказал бы современный человек, родились под особенной звездой. Все рождаются под этой особенной звездой, имя которой – Христос. Все те, кто принимает святое крещение и всех тех, кого приносят к купели, рождаются в жизнь пакирождения, становятся теми счастливцами, кто рождается под Его именем, умирая для греха и рождаясь к жизни вечной. О каждом Господь промышляет особенно и каждому дает Свое утешение. И нам лишь только кажется, что чье-то бесконечное счастье или радость – это везение. Нет, это любовь Божия, на которую человек отвечает и своим трудом, и своей благодарностью, и своей надеждой. Счастливый не тот, у кого все выходит, а тот, кто никогда не остается в объятьях смерти, в объятьях греха, уныния, отчаяния, в объятьях гнева, одиночества, проклятий. Посмотрите на человека, который изрыгает проклятия. Это несчастный человек, который, впрочем, свою совесть сжигает тем, что не благодарит Бога о милостях, которые Господь являет этому человеку. И напротив, посмотрите на другого человека, который всюду благословляет имя Божие, и хотя кажется, его жизнь совершенно ничем не отличается от жизни других людей. Но о нем можно сказать: он особенный, в нем столько веры и надежды, в этом человеке столько любви, с ним Бог. Да, Он с теми, кто благодарно с любовью следует за Ним.

Воскрешение Лазаря из мертвых. Мы сегодня слышим плач его сестер, которые рыдают о потере своего брата, которые вместе со своими родственниками говорили, что это был хороший человек, и у него впереди еще могла бы быть долгая и счастливая жизнь. Он еще мог очень много полезного принести. Они, по-человечески размышляя о смерти, наверное, думали о некоторой несправедливости, которая касается тех, кто так стремится жить. Смерть всегда несправедлива, потому что он неестественна. Бог не создавал ее. Она пришла в мир людей через грех, через ослушание. И поэтому с кем бы мы не прощались – с молодым или с пожилым человеком – всегда в сердце остается горечь о потере человека, который мог бы еще или стать другим, или многое сделать, с которым можно было бы просто иметь долгое, благодарное, хорошее общение. Но Бог применяет, т.е. через Себя Самого изменяет, говоря по-русски, законы греховного человечества, передавая через Свою крестную смерть Свою божественную силу искупления от проклятия первородного греха. Где Бог, там пременяется естества чин ибо Бог есть закон всему. И этот самый главный закон – жить. Этот закон, дающий жизнь, дающий надежду, этот закон, который дает прощение – и на утро новый день. Так Господь пришел в семью Лазаря и сказал ему, чтобы тот вышел из гроба. Лазарь всегда исполнял слово Божие. Его дружба со Христом заключалась не в том, что они просто, как сказал бы современный человек, совпадали интересами, характерами, были приблизительно одного возраста, жили в одном обществе, имели общих друзей. Их дружба заключалась в том, что Лазарь всегда с доверием и глубоким вниманием относился к слову Христа. Он всегда слушался Его слова. Это повиновение было не повиновением раба господину, а повиновением друга, который свою дружбу являл в том, что был верен словам своего друга.

Кстати, немного о дружбе. Это чаще всего и оскорбляет нашу дружбу, когда мы вроде бы общаемся с кем-то и все хорошо, но самое главное становится всегда болью, когда мы говорим другу или подруге: ты не слышишь меня, я тебе говорю, а ты меня не слышишь, я прошу тебя, а ты не хочешь это сделать; ну, что, разве это тяжело тебе сделать. Вот слова этого упрека самые горькие для дружбы. Дружба всегда: делает – говорит, говорит и делает, всегда друг другу: один говорит, другой делает. Так и взаимно. Говорил и Лазарь Богу, Христу, своему Другу и Бог отвечал на его слова; он просил простить его, и Бог отпускал грехи, он простил дать ему сил, и Бог давал этих сил, он просил Его помочь разобраться в жизненных обстоятельствах, и Господь давал ему мудрости.

И вот впервые, наверное, во всяком случае, мы в Евангелие об этом узнаем, и Христос попросил Лазаря, подойдя к гробнице: Лазарь, выйди оттуда. И Лазарь выполнил просьбу своего Друга. Он вышел из гроба. Господь вернул его к жизни. Верность слову, верность дружбе и любви всегда человека не только вдохновляет, не только ставит с колен на ноги, но даже от смерти подымает. Как много значит слово верного человека. Это верное слово способно избавить от самых глубоких падений, от разочарований, от отчаяния, от одиночества, от боли, от болезни, от предательства – от всего может излечить верное слово, слово, которому мы послушны. И Господь, являя сегодня этот пример удивительной дружбы, не потому что совпали они характерами, а потому что они слышали и слушали друг друга, и доверяли друг другу, и верили друг другу. Господь этим примером показывает и нам силу, от которой мы никогда не должны отказываться, от которой мы никогда не должны отступать. Помните, в Своем Евангелии Христос говорит: кто был в малом верен Мне, над многим того поставлю. Лазарь был в малом верен, он вышел из гроба, и Бог поставил его над многим, даже над самой смертью.

Сегодня мы вспоминаем праведного Лазаря. Он прожили еще много лет своей жизни и стал епископом, проповедовал Господа и Спасителя Христа, своего любимого и дорогого Друга. И называл Его так, потому что и Сам Господь говорит о нас: вы друзья Мне, Мои друзья; и где Я, там и вы будете со Мной. Лазарь проповедовал Того Христа, Которого всегда всю свою жизнь слышал и слушал, и многих привел ко Христу. Даже после своего воскресения, когда Господь шествовал на Голгофу, и Лазарь был рядом с ним, то многие люди приходили посмотреть на Лазаря: тот ли это, который был умершим, но был восставлен к жизни. День памяти праведного Лазаря очень многому нас поучает, и прежде всего, научает нас самому простому – научиться слышать то, что мы видим. Как Господь говорит нам: как вы поверите в то, чего не видите, если то, что вы видите, в это вы не верите; и как вы услышите Меня, если тех, кого вы слышите, вы слушаете и не слышите.

Как можно услышать голос Божий, когда ты не слышишь просьбы тех, кто рядом? Как можно увидеть славу Божию, когда ты не замечаешь несчастья других людей и не стараешься им помочь? Как можно почувствовать присутствие Божие, когда твое присутствие те, кто так нуждаются в тебе так и не чувствуют из-за того, что ты не замечаешь и не слышишь чужой нужды, чужой дружбы, чужой любви, других слов, не слышишь и не замечаешь чужих надежд. Праведный Лазарь, замечая тех, кто рядом с ним, и поддерживая и вдохновляя тех, кто рядом с ним, учил слышать и видеть Того, Кто причина всякой жизни, Кто причина каждому из нас, и Того, Кто любит каждого из нас особенно.

Для Бога мы все свои, для Бога мы все друзья. Для Бога мы все чада. Только вот не каждый из нас считает Его своим отцом, своим другом, не каждый из нас считает так, потому что поступает иногда не так, как поступают перед отцом и не так, как поступают с настоящими друзьями. Но и даже тогда Господь все равно каждому из нас говорит: друзья Мои, чада Мои, возлюбленные Мною, Мое стадо, Я с вами во вся дни жизни вашей. Аминь.

1277