О воскрешении наших душ

30.10.2017
Просмотры: 2240

"Сегодняшнее Евангелие о том, как мы хороним наш ум, сердце и о том, как вдовеют наши души, о том, что Бог уже сейчас взялся за наше тело, как за одр и говорит нам: восстани, а душе нашей: не плачь. Я с тобой, только поверь Моему слову, начти жить Моим словом, вернись в ограду города, где Я Царь, и тогда ты не будешь испытывать больше нужды, жить на могилах своих похороненных надежд".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангелие удивляет событием: мертвый становится живым! Я хотел бы вновь перечитать это Евангелие, чтобы поразмышлять над ним, и не только для того, чтобы вспомнить о чуде, которое сотворил Господь и Спаситель Христос в Своей земной жизни, но для того, чтобы это Евангелие положить основой для размышления теперь уже о своей собственной жизни.

Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии говорит следующее: "Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой". (Лк 7:11-16).

Что может быть более трагичного, когда человек теряет самых родных и близких? Несчастная вдова, потерявшая своего мужа, без того ввергающая себя в бесконечную боль одиночества, страх будущего, ужас настоящего, теперь еще и теряет единственного сына. И все, что она может теперь – это страдать и вместе со своими родными и близкими, впрочем, не замечая никого, а, только следуя за гробом своего единственного умершего сына, плакать и говорить: теперь моя последняя надежда оставила меня, и что мне делать? Если на все это смотреть без присутствия Божия, то кроме ужаса ничего нет. Тогда если смотреть на все без всякой веры и надежды можно и не возвращаться в город. Можно остаться там на кладбище. Кажется, что единственный путь этой несчастной женщины именно туда. И к ужасу многие, начиная этот путь, даже не думают оттуда возвращаться.

Посмотрим на это событие глазами одного из толкователя Евангелия святителя Феофилакта Болгарского. И вот что он говорит: вдова, которую сегодня вспоминает Евангелие – это наша душа, которая лишается своего мужа – слова Божия. Когда человек живет без слова Божия, он по-настоящему становится одиноким. Он вдовствует. Слово Божие, как слово мужа, может и укрепить, и вдохновить, и поддержать, и внушить смысл жизни. Присутствие мужа – это ведь не только физическое прикосновение, это еще та самая мысль, которая убеждает человека в надежности нынешнего дня. Присутствие слова Божия в жизни человека имеет еще большее значение. Оно не только вдохновляет нас, слово Божие открывает нам настоящее и будущее. Через слово Божие мы совершенно верно и правильно смотрим на нынешнее и оглядываемся на прошлое. Прошлое перестает преследовать, когда мы словом Божиим меняем свою жизнь. Настоящее приобретает смысл, когда мы этим словом поступаем правильно, а не от сиюминутной, теперешней выгоды, обстоятельств, которых мы оказались. Слово Божие, как надежный муж для души, открывает будущее: не оставлю тебя, но всегда буду с тобой. Когда человек, хотя и зная слово Божие, перестает жить им, то он делает свою душу несчастной вдовой, лишившись Божественного слова. Вдова, которая идет и хоронит своего сын – это несчастная душа, которая погребает свой ум. Стоит только лишиться трезвости жизни по слову Божьему, как ум человека начинает, как бы, погибать, умирать. Что только в нем не рождается?! Что только не приходит на ум человеку?! Какие только безумства не приходят ему на ум?! Что только этим безумством человек не творит, умирая, убивая всю свою собственную жизнь. Иногда смотришь на свою жизнь и говоришь вместе с апостолом Павлом: бедный я человек, что хочу доброе не делаю, а не хочу злое, творю (Рим 7:19, 24). Что же творит мой ум? Что же он делает со мной, повергая меня в ужас бесконечного плача и страданий? И если честно посмотреть на свою собственную жизнь, то слезы, которыми мы нередко орошаем сами себя, рождаются от наших собственных дурных дел. Погибший ум вокруг себя все предает тлению.

И, кажется, когда такая несчастная душа следует за своим умершим умом, уже обратно дороги к жизни нет. Впереди только кладбище – место, царство мертвых. Как это бывает и в жизни. Как мы быстро отчаиваемся! Мы уже ничего не замечаем, что рядом с нами, как и с той вдовой наинской шли люди, которые оставались с ней и горе, и в потерях, но она кроме своей боли ничего не замечала. Как часто мы, влекомые нашим погибающим умом, перестаем замечать друзей, родных, близких, храм, таинства, исповедь, причастие, молитву. Как часто мы, от всего от этого отмахиваясь, как бы покидая свой город, уходим на кладбище. Ничего больше мне не может помочь, - говорит несчастная вдова, видя перед собой умершего сына. Душа с погибшим умом. И этот ужас длился бы бесконечно. И удивительно – хватает сил идти за этим ужасом! Удивляешься самому себе! Хватает сил с каждым шагом все дальше и дальше уходить от города, от места жизни, дальше и дальше уходить от правды. Хватает сил на дурное и нет сил вернуться обратно. Да, пусть уже будет, как будет. Буду продолжать ненавидеть, буду продолжать всех винить, буду продолжать никого не замечать. Все вокруг плохие. И на это хватает сил! Плакать не о своих грехах, не о своем умершем уме и погибшей, овдовевшей душе, а плакать о бесконечных обстоятельствах, в которых, впрочем, Бог никогда не оставляет тебя, как и эту несчастную вдову из города Наин.

Подойдя, Он коснулся одра, как тела, которое, погибая, лишается души. Остановив этот безумный ход жизни, этого отдельного человека, говорит ей, вдове, душе: не плачь. Не о том ты плачешь. Посмотри на свои слезы. От чего они льются? От того, что ты лишилась? Впрочем, ты лишилась сама этого ума. Ты сама овдовела, лишившись слова Божия, ты сама себя ввергаешь в это состояние, - говорит Бог нашей душе. Остановись, хватит плакать не о грехах, хватит хоронить себя в собственных слезах отчаяния. Где твоя надежда? Где твой муж? Где слово Божие, которым тебе стоило бы жить? Бог говорит прямо в мою душу: не плачь. И прикасаясь к одру, к телу, подымает из него ум, который встает, восстанавливает и возвращает вдове.

Чудо воскресения удивило всех окружающих, но можно вернуться к этой вдове и постараться понять ее чувства. Когда она все уже приготовила к смерти, как и себя саму, приговорила к вечным страданиям и мучениям, лишившись слова Божия и ума. И вдруг Господь останавливает это безумство. Мы бесконечно готовы плакать о всех наших глупостях, о всякой ерунде. Мы бесконечно готовы страдать о том, что кто-то не так сказал, не посмотрел, не так подумал, не так сделал. Мы бесконечно замечаем вокруг себя одних мертвецов, которых хороним и хороним. Мы уже почти живем на кладбище. И говорим, что нам плохо. Может быть, стоит вернуться с этого кладбища в город живых. Христос эту несчастную вдову исцеляет от самой страшной болезни – от мертвости своей души, от вдовства своей души. И счастье ее не в том, что теперь она обнимает своего сына, хотя, несомненно, это бесконечная благодарность Богу, ибо Он вернул ей жизнь самого родного и дорогого человека. Но счастье этой вдовы в том, что она наконец-таки услышала голос Божий и поверила Ему. Не плачь, - сказал Он ей, - не о том ты страдаешь. Вернись в город, вернись к жизни. Твоя дорога не на могилы. Там в царстве мертвых, в царстве порока, в царстве, где уже нет никакой надежды, нет для тебя места, моя любимая душа, - говорит Бог каждому из нас, - для тебя место со Мной. Там, где Я, там и вы будете. И что? Опять скажем, нет сил на молитву? Нет сил для поста? Нет сил кого-то простить? Нет сил кому-то поверить, опять. Нет сил кому-то забыть. Нет сил кому-то честно сказать, наконец-таки, правду. И все еще есть силы обижаться, злиться, бесконечно истерить по всяким глупостям и ненужностям. Наинская вдова осталась счастливой матерью. Ее душа вернулась к мужу, к слову Божьему. Она исцелилась. Исцелился ее сын, восстав из мертвых, он начал говорить, свидетельствуя о своей живости, потому что теперь он говорил свободно, без всяких обид, без всяких проклятий, без всяких оборачиваний в сторону могил. Он говорил смело и живо полнотой всей своей силы, дыша жизнью.

Сегодняшнее Евангелие о том, как мы хороним наш ум, сердце и о том, как вдовеют наши души, о том, что Бог уже сейчас взялся за наше тело, как за одр и говорит нам: восстани, а душе нашей: не плачь. Я с тобой, только поверь Моему слову, начти жить Моим словом, вернись в ограду города, где Я Царь, и тогда ты не будешь испытывать больше нужды, жить на могилах своих похороненных надежд, несбывшихся мечтаний, на могилах своих желаний, которые так и не стали твоей жизнью. Хватит мечтать, начни трудиться. Хватит представлять, рисовать будущее, а уже сейчас сделай в настоящем то, что в будущем станет твоей жизнью. Уже сейчас по-человечески относись к тем, кто рядом, крепко веруй и верой, надеждой смотри смело в нынешнее, не оборачивайся назад, знай, что оно осталось в прошлом. Бог простил тебе, если ты в этом горячо раскаялся и исправился. Вернись в царство живых, - говорит сегодня Господь наинской вдове, и она поверила, и вернулась. Говорит Господь и каждому из нас. А мы поверим? Вернемся? Аминь.

***

Видеозапись проповеди смотрите на канале "Благословенный Кавказ".

2240