О радости Преображения

24.08.2017
Просмотры: 1360

"Хорошо нам здесь быть, - говорит апостол Петр, увидев Преобразившегося Господа. Мы даже не можем себе представить, какое чувство радости охватило святых апостолов: радости, которая бывает не от ума, радости, которое бывает не только от увиденного, радости, которая бывает от души, от особого соприкосновения с Богом. Эта радость больше всякой радости, которую может пережить человек. Это радость, когда ты соприкасаешься со своим небесным Отцом".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестная матушка игуменья, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, я радуюсь вместе с вами тому, что в этот день имею счастливую возможность помолиться здесь, на земле Преображенского Тебердинского женского монастыря, и прославить Господа, являющего нам Свои милости. Сегодня мы совершаем праздник Преображения Господня. Я хотел бы вместе с вами вновь вернуться к Евангелию, которое мы только что слышали, чтобы поразмышлять над этим Священным Евангелием.

В своем послании апостол и евангелист Матфей говорит следующее: "По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых". (Мф 17:1-9).

Хорошо нам здесь быть, - говорит апостол Петр, увидев Преобразившегося Господа. Мы даже не можем себе представить, какое чувство радости охватило святых апостолов: радости, которая бывает не от ума, радости, которое бывает не только от увиденного, радости, которая бывает от души, от особого соприкосновения с Богом. Эта радость больше всякой радости, которую может пережить человек. Это радость, когда ты соприкасаешься со своим небесным Отцом.

Как хорошо нам здесь быть, - говорит апостол. И на этот его возглас, на это его признание, на это его исповедание, на это его чувство, на эту его радость он вместе с другими апостолами слышит голос с неба: это Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайтесь. Какой удивительный диалог человека с Богом! На подлинную человеческую радость, в которой человек отзывается готовностью всего себя отдать, Бог всегда отвечает.

Апостол говорит: хорошо нам здесь быть, давай останемся. Это означает, что теперь вся его жизнь открыта перед Ним, т.е. все силы своей жизни, все дни жизни, весь свой ум, всю свою волю он готов оставить здесь, где ему хорошо с Ним, с Богом. Послушайтесь Его, - говорит Небо, - тогда радость вас не оставит. Какой простой удивительный рецепт счастья!

Те, кто слушается Христа, те всегда живут в радости. Те, кто прислушивается к Его заповедям, кто с Его заповедями соразмеряет свою жизнь, кто из всего многоголосья и шума жизни вслушивается только в одно истинное слово, из всех букв и слов, которые мы прочитываем, живет только одними словами Его заповедей, тот, кто везде ищет Его, находит, и он по-настоящему счастлив.

Господь преобразился перед Своими учениками. Он изменил Себя, показав им Свою Божественную сущность. Его человеческое естество просияло Божеством не для того, чтобы показать, каков Он, но для того, чтобы показать, к чему призваны мы. Наш свет, наша радость, наше сияние, наше торжество, наша правда заключается в том,что мы исполняем Его слово, Его слово делаем силой, солью, сутью нашей собственной жизни. Наш свет светит тогда в нас, когда имя ему – Бог. Нередко, когда в житиях святых описываются угодники Божии, то всегда говорится об их внешности, что во время молитвы они так лицом своим сияли, все в них, кажется, изменялось. Когда они начинали говорить о Боге, они изменялись и преображались.

И в начале нашего преображения – размышления о Христе, слово о Нем, мысль о Нем. Когда мы начинаем, даже с теми, кто находится рядом с нами, говорить о каком-то пустом и бесконечном, говорить о каком-то раздражительном, говорить о каких-то болях и печалях, смотри, как быстро лица начинают становиться понурыми, как быстро раздражение охватывает других, как быстро гнев, ярость или другие какие-то чувства, чувства от греха и порока начинают охватывать ум, и человек, раздражаясь, располагает себя к тому, чтобы совершить дурной поступок.

И наоборот, посмотри, когда ты говоришь о добром, когда ты начинаешь говорить о Самом Боге, когда ты начинаешь говорить о Небесном Отце, сколько радости начинает возрождаться в твоем сердце. От такого диалога, от такого общения никогда не бывает уныния, никогда не бывает желания поступить дурно. Напротив, ты говоришь себе: надо менять это в своей жизни, от этого пришло время отказаться, надо помочь этому человеку, надо протянуть ему руку помощи, надо отказаться от войны и искать мира, ибо Бог заповедал нам этот мир. Хорошо нам здесь быть, - восклицает апостол. И эти слова становятся воплощением всей человеческой благодарности, всей человеческой надежды, которая может быть только в нас с вами.

Нам хорошо, когда мы с Тобой, Отец. Без Тебя нам очень плохо. И плохо нам не потому, что нет Тебя рядом, а потому что нет нас рядом с Тобой. Наша жизнь нередко отводит нас от Тебя, уводит нас в сторону, мы, падая, сбиваемся с пути. Но Господь говорит: чтобы найти дорогу к Нему, чтобы вернуться к Нему, чтобы прийти к Нему, нужно слушаться правду. А правда – у Бога, ибо Он есть и жизнь, и истина.

Преображение Господне – это воспоминание апостолами славы Христа, но это не только память о событии, которое было далеко от нас по времени, на высокой горе Фавор. Это еще и точка нашего возврата, это еще и сияние славы Божией для нас. Это путь, к которому призывает нас Господь: чтобы поменять себя нужно подняться на гору добродетелей.

Так всегда бывает. Так и Лот бежал со своей семьей в горы, спасаясь от гибнущих Содома и Гоморры. Так и святые подымались на вершины, в горы, спасая себя от гнева. Гора – это не только некое преодоление внешних обстоятельств, это возвышенное место своей жизни. У каждого из нас в жизни должна быть вершина, к которой мы стремимся, свой Фавор, только Фавор истинный: не тот фавор, где нас славят, но тот Фавор, где мы по- человечески славим Бога и любим тех, кто рядом, не тот ложный фавор, в котором нам кажется, что отравленная, как питие, жизнь, может принести некое временное облегчение, а тот Фавор, который из надежд и слез, из молитв и любви, из дружбы и преданности, из отречений и подвигов, приводящий нас к настоящей свободной от греха человеческой жизни. Каждому из нас надобно достигнуть этого Фавора, подняться в гору своих добродетелей, преодолевая путь, отказаться от того, что мешает нам идти, отягощает нашу жизнь, подымаясь к Тому, Кто есть источник этой жизни.

Праздник Преображения Господня – это праздник надежд на наши изменения. Бог надеется, что мы поменяемся. Мы верим в Него, а Он верит нам, когда мы говорим: остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим. Мы верим в Него, а Он верит нам, когда мы говорим: Господи, милостив буди мне, и прости мне, я хочу измениться, исправиться. Мы верим в Него, а Он доверяет нашим словам, когда мы говорим: «да», тем, кому обещаемся в своей дружбе, в своей любви, в своей искренней открытой жизни. Он верит нам и верит в наше преображение, которое возможно тогда, когда, слушаясь, мы следуем Его слову.

Сегодняшний праздник Преображения Господня – это надежда на наше изменение, надежда не пустая, но основанная на твердой почве: на вере во Христа. Это не мечта, что мы хотим быть другими, это жажда вернуться к Отцу. Это первый шаг, который мы делам на свой фавор, на свою вершину, в свою гору. Это первый вдох, который мы делаем свободными от греха. Это первый взгляд, который мы обращаем не к тому, на что привыкли смотреть с греховной зависимостью, а к тому, что является вершиной нашей новой жизни, наших новых добрых, по-человечески хороших поступков.

Преображение Господне – это шаг к тому, где хорошо, и наше преображение, и наше изменение – это там, где хорошо с Ним. По молитвам Божией Матери и всех угодников Божиих да будет наша жизнь хорошей с Ним в истинном Фаворе света благодати Его Божества. Аминь.

1360