О главной заботе нашей жизни

28.06.2017
Просмотры: 2394

"Христос говорит, что самая главная наша забота должна заключаться в том, чтобы всегда находиться подле источника жизни. Наша забота заключается в том, чтобы всегда черпать из этого источника первозданной рождающейся от Бога чистоты, которая есть наша вера, наша надежда и наша любовь, те таланты и дары, что Бог дает нам вместе с даром самой жизни". 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Вместе с вами радуюсь воскресному дню и возможности в этот день совершить молитву в храме нашей святой обители. Вместе с вами открываю свое сердце, свою совесть перед словом Божиим, которое мы слушали за Божественной литургией.

Я хотел бы перечитать Священное Евангелие, которое мы только что слышали, для его лучшего понимания и затем хотел бы поразмышлять над этим Священным Благовестием. Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии говорит следующее:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:22-33).

Сегодняшнее Евангелие о том, ради чего мы живем. При этом вопрос этот мы задаем в самом глубоком, сущностном его смысле. Ради чего мы живем? Наверное, каждый мог бы по-своему, исходя из своего жизненного опыта, исходя из знаний, который получил от других людей, ответить на этот вопрос. И мы с вами уже не раз задавались этим вопросом и знаем, что ответов на него может быть множество. И еще знаем, что за одним ответом следует другой, и что этот перечень ответов очень велик, и его почти невозможно остановить. Что мне надо и что хотелось бы – эти вопросы очень часто занимают так много пространства в моей собственной жизни.

Христос говорит нам, что наша жизнь освящается и просвещается нашим умом и тем, к чему ум расположен. Он говорит: «Светильник для тела есть око» (Мф. 6:22). Наш ум, наше сердце есть светильник для нашего тела. Чем занят наш ум, к чему прилеплено наше сердце, тому принадлежим и мы, тем наполняемся и мы. Если человек живет постоянной надеждой и поиском правды и, эту правду прежде всего ища в себе самом, находя ее, торжествует и живет ею, то, несомненно, человек будет наполнен миром, если нет, то будет наполнен войной. К примеру, кто-то обидел, и человек ищет не такую правду, которая могла бы составить в его уме слова, чтобы хорошенечко отхлестать своего обидчика, а, напротив, он изо всех сил старается преодолеть посеянную злобу в себе, и его ум и сердце заняты горячей молитвой о своем обидчике.

Если человек живет через свое маловерие страхом о своем настоящем и будущем и к этому страху не прилагает никаких сил, а если и прилагает, то силы эти неправедные, - к примеру, говоря себе, что надо позаботиться о будущем, и в настоящем ради этой мнимой заботы лишает своей помощи тех, кто сейчас нуждается в ней, - то этот человек будет весь наполнен сомнением, и в нем надежда со временем погибает. Он уже не

останавливается перед страхом о своем будущем, но всецело себя отдает этому страху, забывая о том, что и настоящее, и будущее – все Бог, в Его все руках.

Нельзя служить Богу и маммоне. Святитель Иоанн Златоуст об этом замечает следующее: «Нельзя служить двум господам, которые противоречат друг другу». Как говорит апостол, мы все делаем единым духом и живем одной верой и как бы одной жизнью, но при этом каждый в своем теле. И это единомыслие заключается в том, что служим мы одному господину. Что же это за господин? Это Тот, Кто подает нам всяческие блага, о которых мы, к сожалению, забываем. Но когда господа, которые становятся для нас образом, к которому мы стремимся, противоречат друг другу, тогда мы одного начнем любить, а другого ненавидеть, об одном заботиться, а о другом нерадеть.

Кому-то может показаться, что жизнь ценна сама по себе. Она ценна только Тем, Кто ее подарил. Она ценна Источником, Родителем этой жизни. Можно найти такой пример из нашей обыденной жизни, когда мы, почитая и вспоминая какого-либо человека, говоря о его талантах, как будто бы забываем тех, кто дал этому человеку жизнь и воспитал его. И когда человек забывает об источнике своей жизни, тогда бывает большое горе: он управляет своей жизнью не к тому, чтобы оставить ее полноводной с той чистотой и прозрачностью, которые дает ее Источник, но сливает ее и наполняет такими желаниями, что ужасаешься от того, во что превращается человеческая жизнь. Если бы он служил истинному Источнику жизни и подлинному смыслу, роднику, то тогда никогда бы не засорил ее и не осквернил.

Христос говорит, что самая главная наша забота должна заключаться в том, чтобы всегда находиться подле источника жизни. Наша забота заключается в том, чтобы всегда черпать из этого источника первозданной рождающейся от Бога чистоты, которая есть наша вера, наша надежда и наша любовь, те таланты и дары, что Бог дает нам вместе с даром самой жизни. При этом Христос говорит, что эта забота не должна состоять в том, каковы будут берега этой реки, и как эти берега будут устроены, но Бог позаботится об этом. Мы нередко начинаем настраивать на берегах нашей жизни разного рода плотины и сооружения, думая, что так наша жизнь станет лучше, так она потечет быстрее, станет шире, полноводнее. И, увлекаясь этим строительством, зачастую превращаем ее в сущностное болото. Посмотри, как много бывает в нашей жизни идей, и как эти идеи очень быстро проходят, но не приносят нам никакой подлинной радости. Сначала желаем одного и, не успев насытиться этим, уже желаем второго. Вчера мечтали об одном, а сегодня уже мечтаем об ином. Вчера казалось, что без этого не сможем жить, а сегодня и это нас уже не радует. И так бывает до бесконечности.

Сначала думаем, что вот этот наряд или платье вполне будут для нас радостью, когда мы окажемся перед своими гостями. Но проходит время, таких нарядов становится больше, а гостей и друзей больше не становится. Потому и говорит Христос: «Посмотрите на полевые лилии: они ни прядут, ни трудятся, но Бог одевает их так, как Соломон не одевался во всей своей славе» (Мф. 6:28-29). Самым главным украшением нашей жизни должна быть та рожденная Богом чистота и прозрачность, которую Господь подает каждому из нас. Об этом прежде стоит заботиться. Полное и подлинное насыщение может быть только во Христе. Все остальное всегда приносит нам суррогат сытости, который, впрочем, очень быстро проходит и открывается еще большей жаждой насыщения. Всего становится мало.

Думаю, среди находящихся сегодня в этом храме и разделяющих молитву найдутся и такие, которые могут посетовать: «Вот кто-то ко мне приходит или общается со мной только из-за выгоды». С одной стороны, этот упрек может показаться справедливым по отношению к тем людям, кто ищет общения с нами из-за какой-либо выгоды, чтобы что-то получить от нас. Но не будем думать сейчас о них. А подумаем о евангельских словах, которые обращают нас внутрь себя: «Свет, который в вас, не есть ли тьма?».

Если ты видишь в человеке только жажду того, чтобы что-то взять от тебя, и если это занимает твой ум, и ты сам об этом думаешь и в другом человеке видишь только какую-либо от себя потребность, то сам-то ты чем наполнен? Если ты во всем видишь Христа, то ты не заметишь человека, который в тебе что-либо ищет, но прежде всего ты видишь человека нуждающегося. А если же от своей собственной увлеченности, всеядности, от твоего собственного расслабления ума и жизни, которая только и требует себе, ты видишь и в другом такого же человека, то чему ты удивляешься?

Сегодняшнее Евангелие призывает нас к тому, чтобы не быть маловерами, чтобы не быть как язычники, которые пекутся о своей жизни, наполняя ее высокими берегами, думая, что если будет высокий берег, нальется и воды. Нет. Источник воды нашей жизни – Бог. И этот источник Бог может дать, а может и отнять. Не высокие берега делают твою жизнь полноводной, а Тот, Кто дает эту жизнь. Если же ты все еще боишься и продолжаешь нагораживать в своей жизни разного рода сооружения, то тогда ты лишаешь себя самого дорогого, что может быть – любви Небесного Отца.

Надобно заботиться о своей жизни. Но заботиться с тем, чтобы не перегородить ее источник. Надо, конечно, беспокоиться о своей жизни, но это беспокойство должно быть в нас желанно тем, чтобы послужить другим. Да, я нуждаюсь в том, чтобы получать какое-либо пропитание или средства, но я нуждаюсь в этом для того, чтобы этим поделиться с другими. Себе взять столько, сколько нужно сейчас для жизни, и не оставлять на потом, но поделиться с теми, кто теперь нуждается в этом.

Поразмышляем над этим удивительным откровением Божиим о нас с вами и посмотрим в себя самих: свет, который в нас, не есть ли тьма, и какова она? Будем очищать свое око, чтобы все тело было светло. Будем очищать свою душу, свой ум от любви к тому, что не дает нам жизни, - от любви к берегам. Будем любить источник этой жизни. И Бог тогда нашу жизнь сделает ровным и хорошим руслом. И она никогда не будет пагубой для других и для нас самих не станет болотом. Будем наблюдать за оком, которое просвещает все тело, за умом, который любит и который прилепляется, который желает и который по чему-либо тоскует и скучает. Его желанием, его тоской, его жаждой сделаем Того, Кто есть Источник и Питатель нашей жизни. Аминь.

***

Видеозапись проповеди смотрите на канале "Благословенный Кавказ"

2394