Об исполнении Слова Божия

"Слышать и исполнять Слово Божие означает всегда свой выбор строить на Священном Евангелии, опираясь не только на свой личный жизненный опыт или на опыт тех людей, которые находятся рядом с нами, но прежде всего соразмеряя этот опыт со Словом Божиим. Даже если человек, который кажется нам хорошим, совершает некий поступок, мы должны задаться вопросом: а желает ли этого Бог? Когда я поступаю, исходя из своего выбора, естественно основывая его на разных обстоятельствах своей собственной жизни, я должен прежде всего задать себе вопрос: а желает ли Господь, чтобы я так поступил? А к этому моему поступку, к этому принятому мной решению как отнесется Господь Своим словом? А не противоречит ли оно, это решение, духу и слову Священного Евангелия? А не станет ли оно началом падения моего дома?"

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы всегда вникаем в Слово Божие, находя в Евангелии важные ответы на вопросы нашей жизни, находя в Евангелии такие незыблемые ориентиры и основания, на которых можно и нужно строить всю свою духовную жизнь. И вот сегодняшнее Евангелие об этих основаниях.

Я перечитаю текст, который мы только что слышали, для лучшего понимания и усвоения церковнославянского языка и для того, чтобы мы могли свободно поразмышлять над этим Евангелием. Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии говорит следующее: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им» (Мф. 7:24-8:4).

Кажется, что сегодняшнее обращенное к нам слово Божие совершенно ясно и понятно: кто слушает слова Божии и исполняет их, тот благоразумен. И образы, которые живописует нам Господь, говоря о жизни нашей, как о доме, который построен или на камне веры, или на песке маловерия, тоже совершенно понятен. Но при этом очень часто можно видеть, как рушатся наши дома, как рушатся наши надежды, как рушится то, что мы называем любовью, дружбой, добрым отношением, уважением. Очень часто можно видеть, что эти трагедии постоянного разрушения ежемгновенно приходят в жизнь людей.

Кажется, вчера встречал человека, который говорит о своей семье, о своих отношениях с превосходящей степенью радости. Но проходит немного времени, и этот же человек говорит: «Да вот, что-то не ладится. Может быть, я ошибся. Может быть, во мне ошиблись. Что-то не так пошло». И вот вчерашняя семья сегодня оказывается на грани страшного падения и разрушения. И это относится ко многим вещам нашей жизни: семья, дружба, отношения в доме, отношения со своими соседями и на работе, которые так часто претерпевают множество изменений. И падение бывает великим, говорит Евангелие (Мф.7:27).

Действительно, трагедия, когда расстаются семьи, когда друзья становятся врагами, когда мы теряем доброе расположение, всегда становится страшным потрясением для жизни многих и многих людей. Почему же так происходит? Христос говорит о том, что сила Его слова заключается не в том, что мы знаем, как правильно, а в том, что мы живем безусловно этой правдой. Здоров не тот человек, кто знает, как лечить болезни, а здоров тот человек, который лечит себя от болезни, который сохраняет себя от болезни.

Слышать и исполнять Слово Божие означает всегда свой выбор строить на Священном Евангелии, опираясь не только на свой личный жизненный опыт или на опыт тех людей, которые находятся рядом с нами, но прежде всего соразмеряя этот опыт со Словом Божиим. Даже если человек, который кажется нам хорошим, совершает некий поступок, мы должны задаться вопросом: а желает ли этого Бог? Когда я поступаю, исходя из своего выбора, естественно основывая его на разных обстоятельствах своей собственной жизни, я должен прежде всего задать себе вопрос: а желает ли Господь, чтобы я так поступил? А к этому моему поступку, к этому принятому мной решению как отнесется Господь Своим словом? А не противоречит ли оно, это решение, духу и слову Священного Евангелия? А не станет ли оно началом падения моего дома?

Евангелие говорит нам о том, что не сразу разрушается дом: и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот (Мф. 7:27), и только тогда он упал. Обстоятельства нашей жизни, которые мы еще нередко называем испытаниями, становятся прежде всего испытанием для нашего человеческого дела – дела, которым мы живем от слова. Испытания всегда показывают, насколько человек верен Богу и насколько вся его жизнь построена на Евангелии.

Кто-то говорит, что жизнь сложилась как дом. Некоторые даже, относясь к своей жизни безрассудно, говорят о ней как о некоем карточном домике, игре. Так бывает с тем человеком, кто живет не от слова Евангелия, а живет от собственного лишенного любви к Богу и к ближним опыта, который, впрочем, очень быстро набирается в человеческой жизни. Опыт жизни, в котором нет любви, всегда приводит к трагедии. Все наши ненависти приведут к падению. Все наши обиды приводят к разрушению. Все наши подозрения, все наши неправды, все наши смущения – все это приводит нас к тому, что однажды дом, построенный на песке, начинает рушиться, падать.

В последнее время мне нередко приходится слышать от разных людей слова, которые горячо ранят сердце: разочаровался, или разочаровалась, в том или ином деле, в тех или иных людях. Понятно, что это разочарование приходит оттого, что само очарование, если говорить, употребляя эту лексику, то есть какая-то симпатия, интерес были основаны не на евангельском призвании любить других, ибо они созданы по образу и подобию Божиему, а были основаны на своих собственных страстных чувствах и представлениях. Когда в других мы не видим образ Божий, мы теряем его в себе самих. Нет, несомненно, мы остаемся сотворенными по этому образу и подобию Божиему, но говоря «теряем в себе самих», я говорю о том, что тогда он в нас начинает как будто бы меркнуть, постепенно наполняя нашу собственную жизнь тьмой.

Сегодняшнее Евангелие призывает нас к благоразумию. Как в строительстве дома, по слову Христа, необходимо твердое основание, так и духовную жизнь нужно строить на твердом основании и доверии Богу, от Которого никогда не отвергаться. Однажды доверив, всю свою стройку жизни ты должен основывать на этом фундаменте и не отступать от него ни на йоту. Однажды начав верить, никогда не впускать в свое сердце сомнение и никогда не подвергать свою собственную веру испытаниям, что подтачивают ее - то, о чем мы уже говорили: ненависть, обиды, подозрения, дурные слова, недобрые и нехорошие поступки слабых, отчаянных людей.

Сегодняшнее Евангелие зовет нас жить словом Евангелия. Ежемгновенно, ежечасно стройте дом на твердом камне. И, надо сказать, что этим камнем является Сам Христос, как, впрочем, и помощником в строительстве. Помолимся о том, чтобы наше домостроительство собственного спасения было основано на твердом камне. Помолимся о том, чтобы наша ревность во Христе и жизнь в Нем была непоколебимой. Помолимся и о тех, кто отчаялся или пришел в состояние некоего разочарования в своей собственной жизни. Позовем их в свой дом и поможем им теперь построить их дом не на песке, а на вере, не на том, что быстро меняется, а на том, что не меняется никогда – на Боге, ибо Он и вчера, и сегодня, и завтра тот же. Аминь.

***

Посмотреть видеозапись проповеди можно на канале "Благословенный Кавказ"

Просмотров: 202

Поделиться