О стыде исповедовать Бога

"Стыд исповедовать Бога пред другими людьми – это стыд быть честными, это слабоволие не клеветать, это лишение себя свободы для того, чтобы искренне, прямо и решительно высказать свою точку зрения, это трусливое молчание, это лживая лесть, это предательство. Вот что означает не исповедовать Бога пред людьми. Когда мы знаем, как нужно правильно поступить, или нам доподлинно известна правда, и когда нам нужно об этом засвидетельствовать или поступить таким образом, а мы стыдимся каких-то обстоятельств, а мы оглядываемся на других и говорим: «Ну, все молчат, и я молчу. Все так поступают, и я так поступаю. Все так говорят, и я так скажу», - в этом и есть предательство Христа, стыд исповедовать Его".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда мы собираемся всей общиной, чтобы принести Богу наши молитвы, чтобы пред Богом открыть наши души и сердца, мы всегда за богослужением слышим ответ Божий на все наши переживания и вопросы, и Господь общается с нами Своим словом, запечатленным в Священном Писании. Я хотел бы вместе с вами вновь вернуться к только что прочитанному тексту Священного Писания и поразмышлять над этим посланием, которое Господь обращает к каждому из нас.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии говорит следующее: "Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми". (Мф.:10:32-33, 37-38; 19:27-30).

В сегодняшнем Евангелии у нас возникает немало вопросов. Если бы мы понимали всякое слово, которое Господь говорит нам через неискаженную Свою совесть, через Свою чистую душу и освобожденное от греха сердце, то сегодняшнее Евангелие обрадовало бы и возвеселило каждого из нас. Но предполагаю, что сегодняшнее чтение Евангелия о любви к Богу, о любви к своим близким и родным и о том, какая любовь должна быть большей, может оставить у некоторых из нас недоумение или даже печаль и смущение в сердце.

К чему же зовет Господь? Прежде, чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрим самые первые слова сегодняшнего благовестия. «Если кто, - говорит Господь,- исповедует Меня пред людьми, того и Я исповедую; а кто отречется, того отрекусь и Я» (Мф. 10:32-33). Что же значит исповедовать Бога пред людьми? Означает ли это только лишь проповедь о Христе, благовестие о Нем? Для некоторых может показаться, что исповедание Бога – это значит сказать кто ты: «Я христианин», - и другим говорить о своей вере. Но это еще неполное исповедание. Полное исповедание или, правильнее сказать, истинное исповедание Бога пред людьми заключается не в том, как мы говорим другим о своей вере, но в том, как мы поступаем по отношению к другим, основываясь на своей собственной вере.

Стыд исповедовать Бога пред другими людьми – это стыд быть честными, это слабоволие не клеветать, это лишение себя свободы для того, чтобы искренне, прямо и решительно высказать свою точку зрения, это трусливое молчание, это лживая лесть, это предательство. Вот что означает не исповедовать Бога пред людьми. Когда мы знаем, как нужно правильно поступить, или нам доподлинно известна правда, и когда нам нужно об этом засвидетельствовать или поступить таким образом, а мы стыдимся каких-то обстоятельств, а мы оглядываемся на других и говорим: «Ну, все молчат, и я молчу. Все так поступают, и я так поступаю. Все так говорят, и я так скажу», - в этом и есть предательство Христа, стыд исповедовать Его.

Как если бы человек стыдился своего отца, и когда ему говорят о его отце, он уклончиво отвечает. Об отце мы всегда говорим прямо, называя его имя. И когда в нашей жизни бывают такие обстоятельства, что нужно совершить тот или иной правильный поступок, не надо уговаривать себя словами: «Да ничего, в последний раз. Что ж поделаешь, по-другому уже, наверное, никак». Не обманывай себя и не отказывайся от Бога. Твой стыд поступать по Евангелию приводит к страшным последствиям. Господь говорит к моему стыду: «И я тебя постыжусь». Это означает, что моя молитва пред Ним не будет услышана. Это означает, что моя надежда или обращение к Нему не будут быстро услышаны и исполнены, ибо Он постыдился меня так же, как я постыдился совершить что-то по Его слову. Отсюда, говорит Господь, и то, что мы называем любовью.

Чем же мы должны питать свою жизнь? Как же поступать так, чтобы всегда поступать правдиво, по-честному, по-настоящему, по-человечески? К большому ужасу,

можно сказать о том, что сегодня мы почти свыклись с тем, что очень много вещей в нашей жизни не так, как надо. И я сейчас говорю не о других, я сейчас говорю о нас самих. Мы уже свыклись с тем, что иногда допускаем в своей жизни поступки, за которые стоило бы стыдиться и плакать, а не делать их так, как будто бы это обычное дело. Отсюда и рождается укорененность во грехе. Христос говорит: «Кто любит мать или отца, дочь или сына больше, чем любит Меня, тот недостоин Меня» (Мф. 10:37).

О какой же любви говорит нам Господь? Он говорит нам о любви неподлинной, о любви эгоистичной, о любви для себя, о любви для удовлетворения лишь только своей собственной правды, своего увлечения. Господь говорит нам о том, что в подлинности не является любовью. Ведь истинная любовь всегда оставляет человека свободным. Истинная любовь никогда не превозносится и не гордится, не ищет своего, не завидует, не говорит всякой неправды. Посмотри, даже своим родителям сколько неправды, бывает, ты произносишь. Посмотри, сколько обещаний ты даешь им и не выполняешь. «Не превозносится настоящая любовь», – говорит в своем Послании апостол Павел. Посмотри, как твоя любовь превозносится на твоих детях над другими, когда ты видишь правду, но, выгораживая свою превозносящуюся любовь, говоришь: «Нет, это не так». Посмотри, как твоей лжи начинают повторять твои же дети.

Когда в семье говорят, что ребенок обманывает, это печальное последствие того, что его обманывали родители. Он всего лишь делает то же самое, что и его родители. Когда говорят, что твой ребенок непослушный или бывает очень шаловлив, – а разве ты всегда являешь свое послушание своим родителям, разве всегда муж послушен жене, жена мужу, а муж Богу в исполнении заповедей? Когда ты знаешь, что это дурное дело, а делаешь его, то сын, видя твое дурное дело, повторит то же самое. Если бы ты любил Бога больше всего на свете, то не стал бы врать, и сын бы твой не научился лжи. Если бы ты любил Бога и чтил Его закон, то не стал бы поступать дурно, и сын бы твой не научился тому же. Вот почему Господь говорит: «Кто любит кого-либо больше чем Меня, Меня недостоин». Ибо любовь к Богу делает человека свободным от греха, а страстная привязанность к другим становится нам нередко оправданием для греха, и грех входит в жизнь человека.

В сегодняшнем Евангелии Господь говорит: Кто оставит тех, кого сегодня мы поминаем, ради Меня, тот получит во сто крат больше. Господь не зовет нас уйти из наших семей. Господь не зовет нас отвернуться от наших семей. Господь зовет нас, взяв свою семью, вместе прийти к Нему. Бывает так, что отец оставляет дом, но не для того, чтобы оставить дом без всякого пропитания, а для того, чтобы принести пищу для своей семьи. Бывает, отец оставляет и жену, и дочь, и сына и идет защищать свою землю, рискуя жизнью. Но защищает он ее не для того, чтобы уйти из дома, а для того, чтобы через свой подвиг вернуть мир в свой дом.

Оставить – это значит перестать быть прежним, перестать показывать дурной пример, перестать говорить неправду, перестать говорить скверные слова, перестать поступать дурно за столом и в доме, перестать ругаться на свою жену или на своего мужа, перестать проклинать всех вокруг, перестать клеветать на соседей, перестать быть тем, на кого всегда будут похожи твои дети, чтобы не испортить их. А стать другим, оставить себя прежнего, сделать в своей жизни такой решительный шаг, за которым ты всегда будешь видеть идущую за тобой твою семью. Куда пойдешь ты, туда пойдут и те, кто любит тебя. Ты пойдешь ко Христу, к исполнению Его заповедей, за тобой пойдут и те, кто любит тебя.

Сегодняшнее Евангелие зовет нас прежде всего к борьбе над самим собою. Ведь для того чтобы стать лучше, не нужны внешние условия. Для того чтобы стать честным, не нужно пренепременно становиться большим начальником. Для того чтобы стать жертвенным, не нужно становиться очень известным и богатым человеком. Для того

чтобы стать чистым сердцем, чистым устами, для того чтобы быть настоящим человеком, нужно полюбить Бога всем сердцем. И неважно, кто ты в своей жизни, в профессии, в делах, в подвиге. Важно, что у тебя в голове, каков царь. Тогда и ты, служа этому царю, получишь от него множество наград.

Как Христос сегодня ответил апостолу Петру: «Во стократ получите больше и домов, и братьев, и сестер» (Мф. 19:29). Когда твоя жизнь становится свободной от греха, и ты становишься настоящим человеком, тогда вокруг тебя останутся настоящие, преданные тебе друзья, любящие тебя дети, благодарные тебе родители, верные жены или мужья. Когда ты все в своей жизни соразмеряешь с Богом, тогда и Он в твоей жизни никогда не постыдится тебя, поддержит тебя, всегда приведет тебя к свету, никогда не оставит одного.

Сегодняшнее Евангелие о том, какие мы – родители, сыновья, дети, о том, какими бы хотели видеть наших детей. Сегодняшнее Евангелие о том, чтобы нам не стыдиться Бога в своих поступках. Всегда будем вспоминать эти слова. И когда мне нужно сказать правду, я должен сказать правду, вспоминая сегодняшнее Евангелие. И когда мне нужно простить, я должен буду простить, вспоминая сегодняшнее Евангелие. И когда мне нужно быть до конца верным и не оставлять другого человека, я буду вспоминать сегодняшнее Евангелие и пойду рядом с этим человеком даже тогда, когда вокруг него будет шквал ненависти, неприязни, боли и потерь. «Кто постыдиться Меня, - говорит Господь, - того постыжусь и Я».

Помолимся сейчас за Божественной литургией, чтобы каждому из нас хватило мужества не стыдиться быть настоящими людьми, не стыдиться своих друзей, не стыдиться своих жен, а женам не стыдиться своих мужей, не стыдиться своих детей, не стыдиться своих родителей, своих соседей, своих братьев и сестер. Помоги нам, Боже, и дай нам мужества без стыда совершать свою по Евангелию жизнь. И тогда Господь не постыдиться и нас. Аминь.

***

Посмотреть видеозапись проповеди можно на канале "Благословенный Кавказ"

Просмотров: 325

Поделиться