О восстании от греха

12.05.2017
Просмотры: 1139

"Сегодняшний день исцеления расслабленного – это день нашего признания перед Богом Его бесконечной любви, день нашего искреннего покаяния и жажды исправления. И, наконец, самое главное – это день, когда Бог на наши надежды говорит нам: «Встань, возьми постель твою и ходи». Это день, когда Господь повелевает нам встать от греха. Это день, когда Господь повелевает нам встать прямо, повелевает нам изменить свою жизнь".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскресе!

Дорогие братья и сестры, мы сегодня вспоминаем исцеление расслабленного. И только что мы слышали Священное Евангелие, которое я хотел бы вместе с вами вновь перечитать для того, чтобы, осознанно понимая церковнославянский язык, поразмышлять над Священным Писанием.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии вот что пишет: 

"После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус". (Ин. 5, 1-15)

Посмотрите на милосердие Божие. Господь всегда находится там, где человек в немощи. Христос пришел к купели, у которой находилось множество больных людей. Наверное, совершенно напрасно спрашивать кого-либо из нас: «А знаешь ли ты, что такое болеть?». Все мы не раз переживали в своей жизни собственные болезни или болезни своих близких и родных. Мы знаем, как это тяжело. Мы знаем, что лекарством для болезни становится не только то, что мы принимаем, не только то, как лечат нас в лечебницах, но самым дорогим лекарством, пожалуй, становится умение терпеть и ждать, не терять надежды. И каждый раз, когда мы приходим к больному человеку, мы подбадриваем его и говорим: «Только не отчаивайся, придет время, ты встанешь на ноги». Да и себя так подбадриваем, когда случается нам впадать в какие-то болезни.

Сегодняшняя история очень трогательная. Она трогательна тем, что человек, который ожидал исцеления 38 лет, находился у источника, где ежегодно происходило чудо: когда сходил Ангел, возмущалась вода, и кто бы первый ни вошел в нее, исцелялся. Представьте себе, в каком напряжении там находились люди: никто не знал, когда сойдет Ангел; никто не подразумевал, когда это произойдет. Каждый раз, изо дня в день, в течение целых суток с напряжением внутренних сил все ждали, когда же это произойдет, чтобы оказаться там первым. Кому-то счастливилось, а кто-то оставался ждать дальше. И так происходило многие годы, во всяком случае, с этим человеком: 38 лет ждать, 38 лет надеяться, болеть и все равно ждать.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Посмотри на терпение этого человека». Действительно, в жизни испытываешь намного меньше боли. Кто такой расслабленный? Это человек парализованный. Здесь меньше испытываешь какие-то неприятности и не можешь самую малость потерпеть, но тут же весь зажигаешься и взрываешься, весь наполняешься каким-то недовольством: «Где же Ты, Господи? Ну почему Ты не слышишь мои молитвы? Ну почему Ты не отвечаешь на все мои просьбы? Неужели Ты не видишь моих слез, Боже?». Сколько мы безумств только не произносим!

И вот человек, к которому приходит Христос и задает вопрос, что может повергнуть любого из нас в удивление: «Хочешь ли ты быть здоровым?» (Ин. 5:6). Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Задает Спаситель этот вопрос не потому, что желает досадить этому человеку, как бы ухмыляясь над его болезнью, а для того, чтобы испытать веру этого человека. Этот человек не знает, кто перед ним. Он еще не знает, что это Сам Бог. Он еще не знает, что общается с врачом. Он еще не знает, что перед ним Тот, Кто может дать жизнь и забрать ее, Кто причина всякой жизни. И он, как человек, научившийся за эти долгие годы терпению, открывает Ему всю свою надежду как на человека. «Да, - говорит, - хочу. Но не имею человека, который принесет меня к этому источнику. Когда я стараюсь как-то добраться до него, доползти, уже другой сходит к нему, и я не получаю исцеления» (Ин. 5:7).

Посмотри, сколько у этого человека надежды на других людей. Он не говорит Ему обидные слова о своей болезни. Он не говорит Ему, случайно встретившемуся человеку, всю свою боль ожидания этих тридцати с лишним лет у этого источника. Он, заглядывая к

Нему в глаза, ищет в Нем сострадания: «Я не имею человека, кто бы мне помог». Он даже не говорит Ему прямо: «Стань таким человеком. Помоги мне». Он с трепетной надеждой, с верой, которая только в нем есть, говорит, что нет такого человека. И ждет ответа на свое одиночество, ждет ответа на свою боль, ждет, заметьте, без упрека, без оглядываний: «Эй, вы все! Как же вам не стыдно не видеть всех моих проблем?». Нет, но говорит: «Не имею такого человека».

Безгранично милосердие Божие. Господь, отвечая на жажду другого человека силы Божией, отвечая на его терпение, смирение, дает ему исцеление: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8). Расслабленный тут же выздоровел. Чудо исцеления, которое совершил Господь по Своей любви к каждому из нас, есть Его ответ на наше умение терпеть и в каждом видеть Своего друга. Когда мы болеем, сколько гневных взоров мы бросаем вокруг! Когда в нашей жизни случаются обстоятельства, которые не только физическую плоть сковывают болезнью, но сковывают болезнью всю нашу свободу, сколько желчи истекает из наших уст, сколько обидных и горьких слов звучит!

Посмотри на этого несчастного – ни одного обидного слова. Посмотри на этого расслабленного – ни капли отчаяния. Посмотри на человека, у которого почти вся жизнь прошла у этого источника: 38 лет там провел, все свои, как сказал бы современный человек, самые лучшие годы. «Не имею человека, кто мог бы мне помочь», – говорит без упреков, без ненависти, без обид. А у него ведь тоже, наверное, когда-то были друзья, наверное, остались родственники. И Господь помогает этому человеку. Его смирение и терпение приводят к нему Самого Бога. Всегда Бог смиренным дает Свою благодать.

И что же происходит дальше? Христос опять встречает этого человека. «И посмотри, где встретил его», - удивляется святитель Иоанн Златоуст. Этот человек не спешит в свою прежнюю жизнь, не спешит расслабляться, праздновать свое исцеление. Христос встречает его в храме. Расслабленный, ставший на ноги, приходит в дом Божий, исполненный благодарности к Богу за Его милости. В этом храме он узнает, что исцеливший его и есть Христос Спаситель. Тогда же Господь говорит ему: «Иди и не греши больше, чтобы с тобою не случилось чего хуже» (Ин. 5:14).

Источник нашей немощи – это наши грехи. А покаяние и смирение – это лекарство от них. Лечение начинается не только с таблеток. Оно начинается со слез покаяния. Лечение начинается с нашего самого главного лекарства – смирения. «По грехам нашим мы приемлем это», - как сказал некогда разбойник, распятый рядом со Христом на кресте. И, приняв лекарство смирения, услышал Врача: «Ныне же со Мною будешь в раю» (Лк. 23:43). Помочь тем, кто рядом, поддержать в болезни мы способны тем же лекарством – нашим собственным смирением, молитвой вместе с этим человеком, поддержкой этого человека не просто словами ободрения, но горячей молитвой о нем и собственным духовным подвигом ради этого человека, чтобы стать тем, кто может донести его до источника милосердия Божия.

Сегодняшний день исцеления расслабленного – это день, когда мы прямо смотрим Христу в глаза. Это день, когда Он прямо смотрит в глаза каждому из нас. Это день, когда мы можем со всей верой своей жизни сказать Ему: «Господи, я имею человека, который может помочь мне, - это Ты, Господи, истинный человек. Хоть я и немощен, но я имею врача – это Ты, Господи, истинный врач. Хотя я и оступаюсь, но я имею опору, чтобы подняться, – это Ты, Господи, лестница, ведущая в небо».

Сегодняшний день исцеления расслабленного – это день нашего признания перед Богом Его бесконечной любви, день нашего искреннего покаяния и жажды исправления. И, наконец, самое главное – это день, когда Бог на наши надежды говорит нам: «Встань, возьми постель твою и ходи». Это день, когда Господь повелевает нам встать от греха. Это день, когда Господь повелевает нам встать прямо, повелевает нам изменить свою жизнь.

Мы знаем, от чего Бог зовет нас встать. Мы знаем, что Бог зовет нас оставить. Послушаемся Его. Оставим это. Встанем от этого. Бросим то, что делает нас немощными. И прямо в правде Божией станем ходить пред Ним, истинным Богом, истинным человеком, любящим Отцом, победившим смерть и давшим нам жизнь, жизнь с избытком. Аминь.

1139