О даре Евхаристии

14.04.2017
Просмотры: 684

"Сегодняшнее Таинство Причастия, Евхаристии – безграничный дар любви Божией, в которой Господь не судит, но прощает, не отбирает, но дает, не бьет, но утешает. Таинство любви, в которой Господь все принимает в Себя и Собою все изменяет. И это изменение наступает в нас только тогда, когда мы к Нему открываем свою волю и свое сердце". 

Всечестные отцы! Дорогая матушка игуменья! Дорогие братья и сестры!

Я всех вас приветствую с днём воспоминания Тайной Вечери, с Великим Четвергом Страстной седмицы Великого и спасительного поста.

В эти дни Страстной седмицы мы вспоминаем удивительный подвиг любви, который Господь показал нам. И сквозь этот подвиг мы смотрим на поступки других людей. На этой недели мы вспоминаем все то, что бывает не только один раз в год, вспоминая в дни Страстной седмицы, а с чем мы очень часто сталкиваемся в своей жизни: предательство, неправда, клевета, трусость, страх. Вместе с этим мы вспоминаем и отчаянное исповедание веры, и ревность, и готовность заступиться, и слезы, и надежды, и саму смерть.

Таинство Страстной седмицы предлагает нам взглянуть не на других через правду Христову, но оно совершенно изменяет угол нашего зрения и предлагает нам взглянуть на себя самих через свою собственную совесть, сквозь свое собственное сердце взглянуть на Того, Кто принес Себя в жертву ради других людей. Что же это означает «взглянуть через свое сердце», «через свою собственную совесть»? Это означает искать правду в Том, Кто эту правду показал даром жизни и подвигом искупительной смерти. Эта правда больше человеческой правды. Если наши правды упираются в какие-то обстоятельства: преодолели их, и этой правды как будто бы уже больше и нет, или она уже не так актуальна, - то правда Божия упирается в само небо, ибо это престол Божий. Это та правда, которая дает нам возможность увидеть в нас, нам самим в себе самих увидеть суть и зерно, которые являются источником нашей жизни – образ и подобие Божие, по которому мы сотворены. Увидеть в нас, в себе самих схожесть со Своим Небесным Творцом.

Мы очень часто сравниваем свою жизнь с жизнью других людей. Нередко произносим слова: «А что он? А что она? А почему у него или у нее так, а у меня по-другому? А чем я хуже того или другого? Разве я не также поступаю, как и они? Или даже они поступают хуже, чем это делаю я». Мы очень часто сравниваем себя с теми, кто окружает нас, но так редко, Боже мой, мы сравниваем себя с Тем, Кто создал нас, Кто подарил нам нашу собственную жизнь. Мы очень часто оглядываемся, ища правду вокруг себя, но редко ищем ее там, где Царство Божие, о котором Евангелие говорит: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21).

Сегодняшнее воспоминание Тайной Вечери – это удивительная правда, которую Господь дарит всем нам взамен на то, что нас избавляет от наших неправд, от нашей нечистоты сердца, ума, взгляда, поступка, слова. Собирая Своих учеников на вечерю, Он предлагает им совершить таинство и становится совершителем этого таинства Своей любви. И преподает им хлеб и вино со Своим благословением как Свою Честную Кровь и Свою Святую Плоть. Себя отдает другим. Отдает для того, чтобы в других утвердить правду, обновить память о Том, Кто является Причиной, Виновником нашей жизни.

Господь разделяет трапезу с учениками. В нашем народе нередко говорят о высшей степени доверия к человеку: «Я с ним делился своим хлебом». Должно быть, эта высшая степень доверия человеку - поделиться своим хлебом, есть хлеб за одним столом - освящена сегодняшним евангельским повествованием, ибо этот хлеб – таинство любви. Это не просто вкушение в воспоминание того, что было когда-то. Это сегодняшнее таинство реального соединения с Тем, Кто подарил мне свободу, вдохнул в меня жизнь.

Что же это за соединение, и каким оно должно быть? Оно, прежде всего, нами должно восприниматься с благодарностью. Сегодня все мы становимся участниками одной большой трапезы, и Христос ее разделяет с нами, подает нам Свой вечный и святой хлеб. Он подает нам подлинную пищу, которая может утешить душу, утешить нашу совесть. Он подает нам подлинную пищу, которая может предать нам таких сил, какие мы не сможем найти ни в чем другом больше.

Если мы честно посмотрим в свою жизнь, обратимся к опыту своей жизни и вспомним, что для нас является утешением, и когда, как мы говорим, мы отдыхаем душой, то окажется, что этот отдых ненадолго сделал нас счастливыми людьми. А бывает даже и напротив, после такого времяпрепровождения наша душа еще больше погружается в тишину своей боли, своих невыплаканных слез, невымоленных грехов, невысказанных прощений, непрощенных обид. Таинство Евхаристии – это тот самый момент правды, когда душа, вкушая Плоти и Крови Господней, совершенно открывается навстречу жертвенной любви Богу. Любовь действует там, где благодарят. Бог силен в тех, кто верен. Бог удивительно творит Свои знамения в тех и с теми, кто сам ознаменован милосердием, состраданием, должным и жертвенным умением прощать.

Сегодня мы приступаем к Святым Тайнам Причащения, как, впрочем, и каждый год, но в этот день в особенности, вспоминая Тайную Вечерю, с надеждой с этой трапезы вернуться в свою жизнь, к своим родным и близким чистым. Будем помнить о том, что и с той Трапезы все выходили к своим родным, но не все оказались чисты. Иуда Искариотский тоже был участником той вечери, но в сердце его вошел дьявол. Вошел оттого, что Иуда не был благодарным Тому, Кто все ему дал. В Боге он видел только источник достижения своих собственных целей, своих собственных желаний. В Нем он не видел себя, как бывает нередко. Мы знаем, что Бог должен сделать для нас, но всегда стараемся забыть о том, что мы должны сделать для Него. Мы всегда ждем от Него, зная, что мы хотим. Но мы знаем и то, что Он желает от нас, однако не всегда дожидается этого от нас.

Сегодняшнее Таинство Причастия, Евхаристии – безграничный дар любви Божией, в которой Господь не судит, но прощает, не отбирает, но дает, не бьет, но утешает. Таинство любви, в которой Господь все принимает в Себя и Собою все изменяет. И это изменение наступает в нас только тогда, когда мы к Нему открываем свою волю и свое сердце. В эти мгновения молитвы за Божественной литургией представляю пред собою Самого Господа и Спасителя Христа, предстоящего здесь в Своих Святых Таинствах. Со всей честностью своего сердца, со всей честностью, на которую мы только способны, со всей искренностью, на которую мы только можем пойти, обратим к Богу всю нашу жизнь. Обратим ее с покаянием, с сожалением о содеянном, с жаждой к изменению. Самое главное – с благодарностью за Его жертву о нас. И, может быть, в первый раз не просто скажем себе, но сделаем то, что мы должны делать для Него: быть верными сынами и дочерьми, чадами Его семьи, друзьями, как Он нас называет; жить Его словом, слушаться Его слова. Это слово сделать корнем своей собственной жизни.

Тайная Вечеря ныне приходит в нашу жизнь. И, дай Господи, чтобы это таинство очистило нас от всякой неправды. И, дай Господи, чтобы мы помогли очиститься и другим через свою к ним любовь и прощение, молитву и сострадание. И, дай Господи, с любовью приступить к Святым Тайнам и принять Того, Кто принимает сегодня меня оскверненного и измененного, поруганного и разрушенного, принимает сегодня меня с измененной совестью и жизнью. Принимает для того, чтобы восстановить во мне Самим Собою Свой образ и подобие. Аминь.

***

Видеозапись проповеди можно посмотреть на канале "Благословенный Кавказ"

684