О пути нашей жизни

10.04.2017
Просмотры: 643

"Сегодняшнее предвосхищение торжества Пасхи Христовой, когда Господь из мертвых воздвизает Лазаря, говорит нам и о том, что этот путь предстоит и нам пройти. И всю свою жизнь, пожалуй, можно сравнить со временем, когда сестры бежали со Христом к месту погребения Лазаря. Так и мы всю свою жизнь идем к месту своего погребения. И если мы туда идем в обреченном одиночестве, в маловерии, в делах, которые дышат смертью, то это пристанище станет вечным. А если идем туда с делами веры, если идем туда с поступками, движимыми нашим убеждением о воскресшем из мертвых Христе Спасителе, то смерти там не встретим, но жизнь вечную".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В этот день субботы, предшествующей Вербному воскресению и началу Страстной седмицы, в храмах мы вспоминаем чудо воскрешения из мертвых Лазаря. И в особенности это воспоминание мы переживаем здесь, в этом храме, который освящен в честь памяти Лазаря Четверодневного.

Мы только что слышали Евангелие, которое на века засвидетельствовало для всех нас, для всей Церкви повествование о чуде воскрешения из мертвых Лазаря. Но самым важным, вне всякого сомнения, в этом повествовании является действо Божие, которое Господь распространяет в ответ на веру людей. Многократно в Евангелии, когда Господь восстанавливает человека в его силе, то говорит ему: «Вера твоя спасла тебя». Сила веры человека является важным источником для того, что творит Сам Господь.

И в сегодняшнем Евангелии мы видим, как эту веру показывают сестры Лазаря Четверодневного. Как они, говоря о его смерти Своему Учителю и Другу Лазаря, вместе с этим всецело себя доверяют Ему. Этот пример не может не восхищать, не удивлять и не может не стать откровением для каждого из нас. Мы многократно обращаемся к Богу со своей верой, но вместе с этим бывает так, что сталкиваемся с разными обстоятельствами в своей собственной жизни. С одной стороны, мы верим в промысел Божий, в волю Божию, в Его бытие. Но если посмотреть на поступки нашей собственной жизни, то самое время задать вопрос: а где же тогда вера наша?

Нередко поступки нашей собственной жизни не только противоречат нашему внутреннему убеждению, но, напротив, являются секирой, которая под корень сокрушает веру человека. Вот почему мы так быстро можем изменить свое благое настроение на недоброе. Вот почему мы сначала можем с любовью, с почтением и с восхищением относиться к человеку, но стоит только прийти каким-то испытаниям, как волна ненависти к этому человеку поднимает нас так высоко, что мы этого человека уже не замечаем в своей жизни, начинаем презирать его, и всякое воспоминание о нем рождает в нас раздражение и гнев, хотя еще вчера мы с придыханием говорили: «Какой же это человек!». Видим мы это и в сегодняшнем Евангелии.

Как замечает блаженный Феофилакт Болгарский: «О, неверный, лукавый род! Посмотри, что говорят люди, окружающие Христа: «Неужели Он не мог исцелить Своего друга - Тот, Кто отверзал очи слепорожденным, Тот, Кто заставлял говорить немых? Неужели Он ничего не мог сделать и с этим человеком?». Они говорят так, как будто бы в человеческих бедах виноват Сам Бог. Но неужели то самое смущение, то самое сомнение, которое мы выражаем, то самое дело, которое противоречит нашей вере, является тем, что в нашу жизнь привносит боль, смущение, отчаяние, одиночество и саму смерть?

Не Бог наполнил жизнь болью. Каждый из нас через себя самого делается или источником силы Божией, или, напротив, тенью маловерия, которая, падая на других, скрывает их от правды солнца Божия и ввергает их в состояние страха, боли, потерь – того, что мы называем человеческим несчастьем.

Чудо воскрешения из мертвых Лазаря Господь являет для того, чтобы показать нам Свою любовь, которую, впрочем, запечатлеет не в том, что из мертвых восставляет тех, кто верен Ему. А запечатлеет на Своем кресте для того, чтобы никто из нас не попал в руки проклятой смерти, отдав себя на растерзание греху, смерти духовной, что намного тяжелее и намного страшнее физической, ибо духовное – вечное, а физическое – временное.

В сегодняшнем Евангелии поражает все: как Господь возвращается в град, где Его недавно хотели убить, как Он идет к людям, преодолевая сомнения и упреки, как Он стремится к Своему другу, хотя об их дружбе говорили: «Какой же это друг, если Он оставил его в смерти и не смог ничего для него сделать?». Все это – человеческие страсти, человеческие слабости и пороки – Христос преодолевает по-человечески, со слезами на глазах.

Пожалуй, это одно из самых трепетных евангельских чтений, где Христос заплакал вместе с сестрами Лазаря над его смертью. Заплакал не потому, что Ему было жаль этих сестер. Плакал не потому, что Его душу охватили чувства сентиментальной беспомощности перед смертью. А плакал Он, как плачет Отец о Своих чадах, которым дает все, но они, взяв все, говорят Ему: «Где ты, Господи?». Плачет о тех, которые видя не видят, слыша не слышат. Плачет о каждом из нас.

И теперь, когда размышляю вместе с вами над этим Евангелием, то вижу все свои дела, которые, к ужасу, не являются всегда продолжением моей благодарной веры в Того, Кто принес Свою жизнь ради каждого из нас. Хотя Он с креста, обращаясь к каждому, о каждом молясь, говорит: «Господи, не вмени им греха». Имея все дары от Бога и сам дар жизни, как редко этот дар мы с благодарностью приносим к подножию Его Голгофы, к Нему Самому. Мы все еще продолжаем сомневаться: «Где же Бог?», - говорим мы, когда Он стоит прямо напротив нас. «Бог не слышит меня!», - кричим мы, когда Он так близко к нашим устам. «Бог оставил меня», - говорим мы, когда Он поднимает нас на Свои руки. Мы ищем то, что, как нам кажется, нас делает живыми, но не ищем то, что нас делает настоящими через благодарность, через жизнь по Его заповедям.

Сестры Лазаря показали эту настоящую веру. И когда Христос говорит им, что воскреснут из мертвых, они отвечают Ему через слезы от расставания со своим братом: «Да, Господи, знаем это». Они не упрекают Его в том, что смерть вступила в силу человеческой жизни. А, напротив, изо всех сил веры, сколько могут веровать, против всякого смущения и против всякого соблазна отвечают: «Веруем, Господи, что так будет». Результат их веры: они вернулись в свой дом со своим братом Лазарем.

Сегодняшнее предвосхищение торжества Пасхи Христовой, когда Господь из мертвых воздвизает Лазаря, говорит нам и о том, что этот путь предстоит и нам пройти. И всю свою жизнь, пожалуй, можно сравнить со временем, когда сестры бежали со Христом к месту погребения Лазаря. Так и мы всю свою жизнь идем к месту своего погребения. И если мы туда идем в обреченном одиночестве, в маловерии, в делах, которые дышат смертью, то это пристанище станет вечным. А если идем туда с делами веры, если идем туда с поступками, движимыми нашим убеждением о воскресшем из мертвых Христе Спасителе, то смерти там не встретим, но жизнь вечную.

Какова наша вера? Какие дела нашей веры? Как мы верим в Того, Кто подарил нам жизнь? Это вопросы непраздные. А это вопросы, которые являются корнем, нервом, сутью всей нашей собственной жизни. Постараемся ответить на них со всей честностью. И пусть эта честность обнаружит в нас то, что стоит исправить. Да, наш путь такой же, как и путь сестер ко гробу своего брата. И мы придем ко гробам своих почивших братьев и сестер, своих почивших родителей. Но только к этим гробам мы можем прийти или со Христом, и тогда, преодолев смерть, в жизни вечной сами войдем в радость Господа с теми, кто нам дорог, или без Него. Но тогда боль и плач, отчаяние и одиночество навсегда останутся нашими спутниками и в вечности.

Поспешим со Христом пройти путь нашей жизни, как сестры Лазаря, Марфа и Мария. Поспешим с ними добежать, пройти, поклониться и всю свою жизнь посвятить Тому, Кто есть источник этой жизни. Поспешим с ними найти Христа и вместе с ними сказать Ему: «Веруем, Господи». Аминь.

***

Видеозапись проповеди можно посмотреть на канале "Благословенный Кавказ"

643