О хранении обещаний

09.04.2017
Просмотры: 735

"Пример Божией Матери показывает нам, что сохранение данного Богу обещания и есть самое лучшее и для того, кто обещал, и для других. Источник благополучия не в том, что я быстро изменяю свои слова и свои обещания. А источник благополучия в том, чтобы поступить так, дабы слово свое сохранить. Ибо сохраненное слово у человека – это всегда дело от Бога к человеку. Мария трепетно спрашивает Архангела: «Как это возможно, если Я мужа не знаю?». Она не отвечает отказом. Она задает Архангелу вопрос: «Как же это возможно сделать, чтобы Мне сохранить свою чистоту девства и исполнить волю Божию?»".

Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Я всех вас поздравляю с преддверием праздника Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это торжество и этот праздник является воспоминанием о евангельском событии, где Архангел Гавриил явился Пречистой Деве и возвестил Ей радостную весть, что Ею Господь войдет в мир и воплотится. На эту весть Пречистая Богородица ответила со свойственным Ей поиском чистоты собственной жизни и исполнения обещания, которое Она дала Богу: сохранять Себя в девстве всю Свою жизнь. Именно это Ее слово и эта жажда послужить Богу в девственной чистоте побуждают Ее задать вопрос Архангелу: «Как это возможно, если Я мужа не знаю?». Какое удивительное и трепетное доверие Божией Матери к промыслу Божиему! Всецелое доверие, в котором Она не решается для Себя ни на какие поступки, но, сохраняя Свое слово, испытывает на Себе, как же может быть исполнено благовестие Архангела.

Размышляя о рождении дитя, Она, вне всякого сомнения, услышав эту весть от Архангела, думает о том, как же такое может произойти. И думает об этом потому, что ни на йоту не собирается отступать от данного Ей обещания Богу. Этот пример хрупкой девушки для многих из нас, в том числе сильных, с жизненным опытом, может стать удивлением и вместе с этим источником нашего вдохновения. Бывает, и мы даем Богу обещание, которое надеемся исполнить всю свою жизнь, но как только оказываются некоторые обстоятельства в нашей жизни, мы мало-помалу отступаем от своих же собственных слов: «Ну, если так надо другим, если так будет лучше. Может быть, я готов и на такие поступки, если только от этого кому-то другому станет легче».

Пример Божией Матери показывает нам, что сохранение данного Богу обещания и есть самое лучшее и для того, кто обещал, и для других. Источник благополучия не в том, что я быстро изменяю свои слова и свои обещания. А источник благополучия в том, чтобы поступить так, дабы слово свое сохранить. Ибо сохраненное слово у человека – это всегда дело от Бога к человеку. Мария трепетно спрашивает Архангела: «Как это возможно, если Я мужа не знаю?». Она не отвечает отказом. Она задает Архангелу вопрос: «Как же это возможно сделать, чтобы Мне сохранить свою чистоту девства и исполнить волю Божию?».

По человеческому устройству кажется, будто складывается ситуация, в которой нет выхода. Но когда человек честен, выход для человека находит Бог. Архангел на честность Марии, на чистоту Ее жизни, на святость Ее слова отвечает: «Дух Святый найдет на Тя, и Сила Всевышнего осенит Тя» (Лк. 1:35). Хотя эти слова, должно быть, не сразу были поняты Марией, Она отвечает с трепетом: «Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Бог сохраняет девственную чистоту Марии через Ее собственное слово, входит Своим Духом в Ее утробу и наполняет эту утробу Самим Собой.

Благая весть, которую мы сегодня вспоминаем, – это и слово Архангела Гавриила, и слово Божией Матери, Которая, не переча Самому Богу, сохраняет данное Ей обещание чистоты жизни. Чудо, которое сегодня мы вспоминаем и которое совершилось со слов Божией Матери, когда сила Божия вошла в Ее естество Духом и через слово Божией Матери облеклось плотью, прежде всего говорит нам о том, что сила всякого слова возможна только через ревность исполнения этого слова. Все в нашей жизни может иметь силу от Бога только тогда, когда мы исполняем свои собственные слова, когда мы не изменяем им в своих самых искренних обещаниях Богу, не изменяет этим словам под влиянием каких бы то ни было обстоятельств.

Праздник Благой вести – это радость грядущего в мир Христа Спасителя. Но еще это радость людей, которые сильны в своих словах, а от этого сильны и в своих делах. Ныне трепетное торжество. Ныне архангельский глас благовествует весть Благую Божией Матери. Ныне Ее голос, чистый и непорочный, девственный, сохраняющий всякую чистоту девушки, отвечает этому архангельскому гласу: «Я раба Господня». Ныне Божественное прикасается к человеческому и плотью входит в мир.

Вспоминая это событие, мы совершаем не только исторический экскурс во всемирную историю человечества, бытия человеческой жизни. Вспоминая эту историю, мы, прежде всего, соразмеряем и свою собственную жизнь с тем, что слышим в этой удивительной и трогательной истории воли Божией и силы человеческого слова, чистоты жизни. Вспоминая эту историю, мы в ней не только ищем радость о том, что Бог грядет в мир, избрав Марию, но еще и молимся Ей, чтобы Она помогла и каждому из нас сделать свои слова сильными через дела. Мы молимся Пречистой Богородице о том, чтобы Она вдохновила каждого из нас к доброй, чистой, исполненной благодарности к Богу жизни.

Благовещение – это радость человеческого ответа: «Да, Господи, да будет так». И пусть радость этого человеческого ответа часто касается нашей с вами жизни, входит в естество нашей жизни. Пусть эта радость ответа Богу: «Да, Господи, да будет так», - звучит всегда, когда перед нами Его слово. Тогда благовествовал Гавриил. Теперь благовествует нам Евангелие. И если на Евангелие, которое говорит нам: «Блаженны милостивые, блаженны плачущие, блаженны миротворцы или блаженны чистые сердцем», - мы будем отвечать: «Да, Господи, да будет так», - то жизнь наша воплотит в себе Его слово. А это воплощение принесет радость Благой вести.

По молитвам Пречистой Богородицы да помилует нас всех Милосердный Христос. Аминь.

***

Посмотреть видеозапись проповеди можно на канале "Благословенный Кавказ"

735