О силе молитвы и силе жизни

29.03.2017
Просмотры: 982

"Да, иногда другому можно помочь куском хлеба. Но, Боже мой, сколько нужно сил, чтобы заставить себя начать поститься и отказаться от этого хлеба, ограничить себя, и находишь массу причин, чтобы этого не делать. Да, можно другому сказать: «Ты не суди. Ты не видел, не знаешь». Но, Боже мой, так и не хватает сил заставить умолкнуть собственные уста, так и не хватает сил заставить из своего сердца выгнать вон сомнения в другом человеке, гнев по отношению к другому человеку, так и не хватает сил над самим собой сделать усилие и себя сделать неосуждающим".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

В этот воскресный день Великого и спасительного поста мы все собираемся в храм Божий, чтобы здесь, совершая свою молитву, назидаться для своей собственной духовной жизни. И сегодняшним назиданием для нас является Евангельское чтение: удивительная история про исцеление несчастного ребенка, но не только ребенка, еще и его отца.

Я хотел бы вновь вернуться к этому Евангельскому чтению. И чтобы вместе с вами поразмышлять над ним я перечитаю это Евангелие для лучшего понимания церковнославянского языка. Апостол и евангелист Марк в своем Евангелии говорит следующее:

"Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет". (Мк. 9, 17-31).

Когда вместе с вами я слушал это Священное Евангелие две вещи до глубины поразили мое собственное сердце. Во-первых, просьба отца ко Христу, в которой он упоминает учеников Спасителя. Можно представить себе горе отца, у которого больной ребенок. Можно представить себе, как с этой болезнью он не может смириться. Когда он, будучи человеком зрелым, имеет силы, чтобы свободно действовать, видит своего ребенка, которому, как ему кажется, он не может ничем помочь. Наверное, этот отец, как и многие родители, перед болезнью своих детей говорил: «Я готов все сделать ради своего ребенка, лишь бы только поднять его на ноги, лишь бы только он исцелился от этой страшной болезни, от одержимости нечистым духом, от приступов и припадков эпилепсии, которые били несчастного ребенка».

И первое, что говорит этот несчастный отец Спасителю Христу, с Которым встретился: он просит Его о помощи. Но при этом говорит Ему: «Я приводил его к Твоим ученикам, и они не смогли помочь ему». Позже в этом же Евангелии мы услышим слова Христа Спасителя, когда Он говорит об этих учениках. Они спрашивают у Него: «Почему мы не смогли исцелить?». Они имеют такую дерзость спросить Его: «Почему мы это не сделали?», - потому что жили достойной жизнью. Они спросили так Христа, потому что за своей жизнью они видели только Его. Они дерзостно так спросили, потому что боролись с грехом.

Надо сказать, что когда мы предстанем на суде Божием, наверное, найдутся такие люди, которые покажут в нашу сторону и скажут: «Господи, я приходил к Твоим ученикам, и они не смогли мне помочь». Что тогда ответим Христу? Если апостолы дерзостно спросили: «Почему я не смог?», - зная о своей вере и следуя везде со Христом, то не станет ли меня осуждать моя совесть, зная, почему я не смог. Зная, что за своей собственной жизнью нередко, кроме слов, ничего не было: не было поступков, дел, веры, не было собственной борьбы с грехом. Что я тогда отвечу Христу? Смогу ли я дерзостно спросить: «А почему я не смог?», - зная, что я в жизни не смог побороть грех в себе самом, в себе самом не преодолел ничего: ни осуждение, ни бесконечный ропот, ни маловерие, ни леность, ни расслабленность, ни гневливость, ни лживость, ни лукавство; и хотел помочь другим не делом своей жизни, но только словом, сказав им: «Ты будь хорошим». И кажется, что такие слова кто-то из внешних может обратить ко Христу, чтобы указать на нас: «Я приходил к Твоим ученикам, они не смогли мне помочь».

Видим мы бесконечное милосердие Божие в этом Евангелии. Господь знает причину болезни этого ребенка. И эта причина кроется не только в самом ребенке или в каком-то изъяне, с которым он родился. Эта причина коренится в отце. Да, эта причина коренится в его родителе. Именно он является тем, кто мог бы положить конец болезни собственного ребенка. И здесь же он отвечает: «Что мне надо сделать?». Конечно же, он готов на все. И Христос отвечает отцу: «Сколько можешь веровать, веруй. Все возможно верующему». И вот здесь самый главный вопрос: а что значит верить? Верить, что я смогу что-то сделать другому, или верить в то, что я смогу сделать что-то над самим собой? И не просто верить, а делать это. Это два совершенно разных верования: верить в то, что ты можешь сделать для других, или верить в то, что ты можешь сделать над собой. Да, иногда можно протянуть руку и поднять человека. Но сколько нужно усилий, чтобы себя поднять от лености и поставить на молитву. Первое делаем с легкостью, а на второе так и не хватает сил.

Да, иногда другому можно помочь куском хлеба. Но, Боже мой, сколько нужно сил, чтобы заставить себя начать поститься и отказаться от этого хлеба, ограничить себя, и находишь массу причин, чтобы этого не делать. Да, можно другому сказать: «Ты не суди. Ты не видел, не знаешь». Но, Боже мой, так и не хватает сил заставить умолкнуть собственные уста, так и не хватает сил заставить из своего сердца выгнать вон сомнения в другом человеке, гнев по отношению к другому человеку, так и не хватает сил над самим собой сделать усилие и себя сделать неосуждающим.

Отец воскликнул Христу: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Что же это за неверие? Это то, что ты не делаешь по отношению к себе самому. Это то, что ты знаешь, но не делаешь, и ничем не отличаешься от духа глухого и немого: глухого к слуху Божиему и немого, чтобы славословить Бога всей своей собственной жизнью. Отец понимал, что когда он говорил, что он готов на все, он говорил о каком-угодно подвиге, но только себя менять он никак не хотел. Вот мы для других иногда готовы на такие поступки, но только бы себя не менять. Христос говорит нам о другом. Он говорит нам не о том, чтобы быть героем для других. Стань воином сам для себя, начни сам бороться с грехами, начни изменять свою собственную жизнь. Как преподобный Серафим говорит: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Начни оплакивать свои собственные грехи, начни вымывать их из жизни слезами покаяния, и тогда жизнь других станет чище.

Преподобный Иоанн Лествичник – кстати, сегодня день его памяти - вот как удивительно говорит об этом: «На суде Божием Господь не спросит нас о том, почему мы не исцеляли других, и не поставит это нам в вину. Он спросит нас о том, плакали ли мы о своих грехах». Отец готов был исцелить своего сына, но только не плакал о своих грехах. И как только он понял источник болезни и страданий своего ребенка, как только он увидел всю свою ужасную жизнь, он понял, что в этом ужасе, который окружает его, виноват он сам, ибо он стал той открытой дверью для тьмы, что набросилась на его семью. Беда в наши дома приходит в наших карманах. В нашем сердце, в нашей душе мы сами ее носим. Но не только беда, благословение Божие и Его милость, Его мир тоже в наши дома приходит в наших карманах. Мы носим их в своем сердце, в своей душе – что принесем, то и будет к обеду.

Господь исцелил этого ребенка. И опять видим удивительное милосердие Божие. «Смотри, - замечает блаженный Феофилакт Болгарский, - когда Господь исцеляет этого ребенка, и он падает, то Господь протягивает ему руку и поднимает его. Видишь, всегда Бог рядом с тобой. Бог всегда поддерживает тебя. Он никогда не оставляет тебя. Видишь, всегда Христос рядом с тем, кто нуждается в Нем, и никогда не оставляет его без Своей силы». Наклоняясь, поднял на ноги и отдал здоровым отцу. Но не только ребенок исцелился, и отец исцелился. Господь помог избавиться этому несчастному отцу от самого главного страха своей жизни: поменять свою жизнь. Господь помог ему избавиться от того, что не давало счастья ни отцу, ни мира семье.

Удивительная и трогательная история любви Бога к нам. И простая и понятная история нашей человеческой жизни: отчего мы болеем, отчего мы теряем, отчего мы страдаем, и отчего страдают наши дети, почему рядом с нами бывает другим больно. Становится все совершенно ясно и понятно. И вместе с отцом сегодняшней удивительной истории любви и милосердия Христа мы в молитве своей, в жизни своей, во всей своей внутренней силе веры, со всей своей смелостью скажем: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Аминь.

***

Посмотреть видеозапись проповеди можно на канале "Благословенный Кавказ"

982