Об осознании смысла жизни

14.03.2017
Просмотры: 740

"Время поста – это время открытого разговора перед Богом о своей собственной жизни. Это время нашего исправления и покаяния. Но перед покаянием бывает глубокое осознание своей жизни со всей ее правдой и неправдой, со всеми нашими добрыми и недобрыми поступками, с нашими полезными и губительными делами. Размышление о смысле, о силе своей собственной жизни для каждого из нас является ответом на безграничную любовь Творца-Создателя, которой Он нас из небытия призвал к жизни. Теперь мы размышляем: а какой мы сделали свою собственную жизнь? Чем мы наполнили тот дар, который Бог нам дал? Какую благодарность за этот дар мы принесли своему Небесному Создателю?"

Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Вместе с вами в этот день радуюсь бесконечному счастью совместной молитвы в нашем храме и причащению Святых Христовых Таин. Приветствую всех вас с днями Великого и спасительного поста.

Время поста – это время открытого разговора перед Богом о своей собственной жизни. Это время нашего исправления и покаяния. Но перед покаянием бывает глубокое осознание своей жизни со всей ее правдой и неправдой, со всеми нашими добрыми и недобрыми поступками, с нашими полезными и губительными делами. Размышление о смысле, о силе своей собственной жизни для каждого из нас является ответом на безграничную любовь Творца-Создателя, которой Он нас из небытия призвал к жизни. Теперь мы размышляем: а какой мы сделали свою собственную жизнь? Чем мы наполнили тот дар, который Бог нам дал? Какую благодарность за этот дар мы принесли своему Небесному Создателю?

Размышлять о своей правоте нужно опираясь только на один источник – на любовь Божию к нам. Когда человек начинает размышлять, прав он или не прав, основываясь и отталкиваясь от внешних обстоятельств, от других людей, соразмеряя себя с другими людьми, когда человек начинает говорить о своей собственной жизни и ее поступках, измеряя эти поступки другими, то человек очень близок к погибели, очень близок к неправде. Когда случается человеку попасть в ситуацию отчаянную, и он начинает, к примеру, нуждаться в том, чтобы спастись в водах, в которых тонет, он не будет смотреть на других людей, как они плывут или не плывут. Он будет смотреть только в сторону берега, понимая, что свое положение нужно определять, не отталкиваясь от других людей, а отталкиваясь от берега: далеко ли я от него, хватит ли мне сил доплыть до него. Что тогда мне другие, которые находятся рядом со мной, когда мне нужно вернуться на этот берег?

Когда мы начинаем осознавать свое собственное положение, размышляя о своей жизни, мы должны прежде всего смотреть на берег спасения, имя которому – Христос. Если мы начинаем смотреть на других людей и с ними сравнивать свою жизнь, мы можем так и не доплыть до берега. Если мы начинаем свои собственные поступки, их правильность или неправильность, соразмерять с какими-то внешними обстоятельствами, которые сложились среди людей, мы никогда не достигнем правды. И самое главное и важное – мы никогда не достигнем удовлетворения, насыщения этой правдой.

Смотри, как быстро мы изменчивы: сегодня об этом человеке я сужу так, а завтра что-то произойдет, и мое мнение тут же изменяется. И когда меня спрашивают: «Но ты же только говорил, что этот человек самый для тебя дорогой и надежный друг. Как же ты теперь можешь говорить о нем другие слова? Мы этому находим оправдание, которое лживо называем: «Я не знал всего о нем». На это я спрошу тебя: «А о себе ты все знаешь? О себе самом ты знаешь все?». Ты удивляешься, что человек изменчив, что он оказался неправ, что он оказался двуличным или изменил свое слово. А сам ты, когда судишь о другом человеке, отталкиваешься от какой правды? Если бы ты отталкивался от правды Божией, как от берега надежного, то прежде всего сказал бы: «Увы мне, я не лучше. Да, жаль того человека, но увы мне, я в своей жизни поступал еще хуже». И тогда к этому человеку у тебя не будет осуждения или гнева, а, напротив, родится сострадание через которое ты поможешь этому же человеку исправиться. Но это возможно только тогда, когда ты сам не просто знаешь о своих грехах, но исправляешь их.

Как быстро мы соглашаемся во всех других все исправлять. Как быстро мы готовы кому-либо давать советы о правильной жизни, отношениях, поступках. Но как редко эти советы мы даем самим себе. Чаще себя мы оправдываем в том, что кого-то ненавидим, на кого-то злимся, кому-то не можем простить, а, может быть, даже кому-то мстим и говорим об этом человеке дурные слова. Как быстро мы себе все это прощаем и как будто бы даже не замечаем. О, ужас! Тогда мы тонем, так и не доплыв до берега.

Время Великого и спасительного поста - это время, когда мы перед Евангелием становимся, как перед словом Божиим, во весь рост своей жизни. Когда мы перед Евангелием становимся, как перед светом, в котором можно разглядеть любую кривизну, искажения, а то и темноту нашей собственной жизни, то мы становимся перед Евангелием не для того, чтобы других увидеть, а чтобы себя самих разглядеть. Во время Великого поста мы к Евангелию подносим свою душу, как подносили бы, к примеру, к большому свету полотно, на котором хотим оставить добрый узор, чтобы разглядеть все в мельчайших подробностях: чтобы этот узор стал действительно украшением, а не чудовищным изображением.

Время Великого поста для каждого из нас, дорогие мои, - это время, когда мы должны посмотреть не на других, а на берег, на который пришло время выбираться из пучины моря своих страстей, обид, печалей, недоверий, отчаяний, уныний, лени, безумства. Пришло время из этого бурного моря выбираться на берег. И для того чтобы выбраться, нужно самим начинать к этому берегу взмахи, как крыльями, плыть, совершая пост, облегчая себя, совершая молитву, вдыхая в себя жизнь, которой можно спасти себя.

Дай, Господи, чтобы это время поста для каждого из нас стало временем испытания и взвешивания себя самих. Давайте в это время поста постараемся познать себя самих и, может быть, также с удивлением, с ужасом, но с надеждой сказать: «Господи, неужели это я? Помоги мне, Боже, исправиться. Помоги мне, Господи, измениться. Отец, не оставь меня, ибо без Тебя мне не жить в этом море. Дай мне сил приблизиться к Тебе, как к берегу, и сойти на него, соединиться с Тобой. «Господи, помоги нам!» – кричим мы сегодня вместе с апостолом Петром, который тонул и был спасен. Господи, помоги нам. Аминь.

740