Об утешении покаяния

12.03.2017
Просмотры: 812

"В эти дни спасительного и Великого поста зову всех вас, как можно глубже осознавая свою собственную жизнь, прибегать к спасительным Таинствам Церкви, прибегать к покаянию, к глубокому размышлению о своей собственной жизни. Ведь покаяние – это не просто ощущение неудобства от каких-то дел. Покаяние – это прежде всего изменение своего сознания, это новые мысли, которые рождают новые дела. Покаяние – это как строительство нового дома, который начинается заново. Покаяние – это как строительство спасения собственной души. Это то, что не только очищает, а обновляет, дает новые силы, новое движение всей нашей собственной жизни".

Дорогая матушка-игумения Варвара! Дорогие сестры! Дорогие отцы! Дорогие паломники нашей святой обители, братья и сестры! Я всех вас поздравляю с сегодняшней радостью нашей соборной молитвы!

В жизни человека бывает много того, что мы можем назвать утешением. Некоторые утешения бывают временными. Некоторые утешения бывают такими, которыми навряд ли мы с кем-то можем поделиться. Но самое большее утешение, которое имеет человек – это утешение молиться со своими единоверцами, со своими братьями и сестрами в доме Божием. Тогда эта таинственная радость, которая бывает от соборной молитвы, не требует никаких объяснений. Она вселяется в каждого человека. Она всех нас разных делает одним целым. Она всех нас со своими проблемами, со своими заботами, опасениями, со своими мыслями и со всем своим жизненным опытом - эта одна радость - делает нас единым Телом Христовым. Как об этом говорит апостол, что все вы едины; порознь вы члены, а вместе вы единое тело Христово (1 Кор. 12-27).

Дьявол через грех делает всякое, чтобы нас отсечь от этого тела. Дьявол хорошо знает о том, что наша сила не в том, что в нас рождается, а наша сила в том, что мы принимаем через Таинства, через церковное общение от Самого Господа и Спасителя Христа. Не ветви сильны, но от корня берут свою силу. И вместе с этим нельзя сказать, что все одно от другого. Не мы сами по себе сильны в своей жизни, но сильны тогда, когда от Господа принимаем Его благодатную помощь. Зная эту тайну бытия человека, злосчастный и злочестивый ненавистник-дьявол делает все, чтобы нас оставить вне этого спасительного прикосновения. Делает все, чтобы оторвать, отодвинуть, как можно дальше оттянуть, оттенить нас от спасительной Церкви Христовой.

Сегодня мы вспоминаем блаженную Матрону Московскую, которая в непростое время проповедовала людям, что приходили к ней, о Церкви Христовой. Она не давала рецепты счастья. Она сама не давала никакой силы, сама она не производила никакого движения в людях. Но она говорила о том, что если придут ко Христу и соединятся с Ним через свое покаяние, через Таинства Церковные, если будут единым целым и цельным телом Церкви Христовой, то Бог тогда поможет. Дьявол всячески изощряется, чтобы в нас всеять какую-угодно тень, что рождает непонимание, обиду или какое-то иное отношение к церковной общине, но самое для него важное и для нас губительное – оторвать нас от тела Церкви Христовой.

Время Великого поста – это время, когда мы, рассматривая свою собственную жизнь, с очевидностью говорим себе самим, повторяя вслед за нашим народом, что без Бога не до порога, что без Христа, как Он Сам о Себе говорит, невозможно творить ничего.

Время Великого поста – это время обнаружения своего корня. Это то самое время, когда мы вникаем в свою собственную таинственную жизнь, в ее глубину и сущность и стараемся постигнуть корень этой жизни, который не видим снаружи. Мы постигаем своя тайная, все то, что тайной покрыто в нашем сердце. И хорошо, если это тайное - наше упование на Бога и следование за Ним. Но какой ужас, если это тайное - надрыв, который случается от греха и который лишает нас упования на Бога.

В тайне сердца своего на кого мы надеемся? В тайне души своей кого мы видим своей силой, утешением, надеждой? Уповаем ли на Бога или уповаем на человеческое? Надеемся ли на Бога или надеемся на человеческое? Воспринимаем силы от Бога или все оглядываемся на крепкие человеческие мышцы, думая, что именно эта сила может нас удержать в нашей собственной жизни и привести нас к блаженной радости?

Время Великого поста – это особое благодатное время нашей молитвы и общения с Господом. И это благодатное время обусловлено колоссальным количеством подвигов, которые совершили наши предки. Мы всегда из опыта собственной жизни или по опыту наших предшественников знаем, когда лучше совершать какое-либо дело, когда это дело больше приносит плода. Из опыта Церкви мы знаем, что самое лучшее время для покаяния и дела для нашего исправления – это время Великого и спасительного поста. Это время телесного воздержания и время, когда мы начинаем сначала едва, а затем с уверенностью слышать голос собственной совести, голос Бога, говорящего в нас с нами самими.

Радуюсь тому, что сегодня мы становимся причастниками того, что делает нас единым целым. Причастие не делает нас заложниками Одного. Причастие делает нас наследниками Одного. Заложник – это тот, кто отдает себя, а наследник – тот, кто принимает подаренное ему. Радость общей молитвы, радость общего причащения, радость общей духовной жизни делает нас наследниками того, что Сам Господь и Спаситель, Искупитель с креста подарил нам: Свое прощение, Свою любовь, Свою веру нам, которые бывают иногда слабы, беспечны и о которых молится: «Прости им, Господи, не ведают, что творят».

В эти дни спасительного и Великого поста зову всех вас, как можно глубже осознавая свою собственную жизнь, прибегать к спасительным Таинствам Церкви, прибегать к покаянию, к глубокому размышлению о своей собственной жизни. Ведь покаяние – это не просто ощущение неудобства от каких-то дел. Покаяние – это прежде всего изменение своего сознания, это новые мысли, которые рождают новые дела. Покаяние – это как строительство нового дома, который начинается заново. Покаяние – это как строительство спасения собственной души. Это то, что не только очищает, а обновляет, дает новые силы, новое движение всей нашей собственной жизни. Покаяние – это отложение ветхого, старого, изломанного, изорванного, грязного. Покаяние – это одежда в новое, для тебя покроенное, созданное, подаренное, не истерзанное, светлое. А значит, и все то, что бывает после этого подарка, если бы ты одел вновь свои лохмотья, то навряд ли попал бы на царский пир в них, но остался бы там, где был, у своей обочины. Но если Господь тебя одевает в новое, то в этом ты, несомненно, попадешь на Его пир, ибо таковых есть Царство Божие, как Он говорит о тех, кто живет настоящей духовной жизнью.

Дай, Господи, чтобы и время Великого поста для каждого из нас стало временем нового взгляда на себя самих, смелого взгляда на свои будущие поступки, исправление того, что стало кривизной в жизни. Дай, Господи, чтобы по молитвам Самой Пречистой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и святых угодников Божиих каждому из нас эту подаренную новую одежду не измарать и не изорвать, а измениться в ней.

И, конечно, вместе с вами молюсь и о том, чтобы всем нам одной нашей большой семьей достигнуть, поклониться, порадоваться и с любовью облобызать и день торжества Светлой Христовой Пасхи. Аминь.

812