О преодолении одиночества

09.03.2017
Просмотры: 776

"Время Великого поста – это время, когда мы, озираясь по сторонам, находим не чужих, а ищем своих. Но чтобы найти своих, нужно самому стать надежным своим. Это время, когда мы учимся детскому умению очень быстро прощать и не помнить. Как об этом говорит и пророк: «Да не зайдет солнце в твоем гневе». Постарайся еще до захода солнца избавиться от этого гнева, чтобы с восходом этот гнев, если останется в тебе, не принес бы в тебе плод укоренения, а через близкое время и горькие плоды одиночества, которым дьявол будет кормить тебя, чтобы лишить присутствия Божия".

Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Мы с вами продолжаем удивительные и, я верю и надеюсь, смелые шаги в дни Великого и спасительного поста. Это и соборная молитва, но еще это и принятые важные решения в жизни, это глубокое внутреннее рассмотрение своей собственной жизни. И сегодня вместе с вами я хотел бы рассмотреть то, что иногда так сильно до боли ухватывает всю душу, сердце, мысль, которая рождается от внешнего размышления, от увиденного, вопрос, который нередко мы ставим себе и через который так часто спотыкаемся: почему нас иногда предают друзья, почему мы бываем одиноки?

Один из старцев Святой Горы Афон, Емилиан Симонопетрит, находит очень простой ответ на этот вопрос. И чуть позже я вспомню его слова. Но прежде поразмышляем о том, какая жизнь бывает у нас в детстве и с возрастом и опытом. Казалось бы, возраст и опыт нашей жизни должны приносить нам очевидные блага. Опытом мы многим вещам учимся и, если чего-либо не знаем и ошибаемся, то, когда приобретаем знания, кажется, уже не должны больше делать ошибок. Но, Боже мой, с каждым годом нашей жизни этих ошибок как будто бы меньше не становится! И если уж честно рассмотреть свою собственную жизнь, то их даже становится больше и от них очень больно избавляться и не так-то просто.

В детстве, когда мы с кем-либо дружим - это можно увидеть, наблюдая за детьми, а можно вспомнить и свои впечатления, - то тогда все кажется очень простым, все очень быстро проходит. Даже если с человеком случаются какие-то проблемы, ссоры, то эти проблемы очень быстро проходят. Смотришь на детей: вот они играются, тут же кто-то кого-то толкнул, расплакались. Кажется, что эти слезы, этот крик теперь уже навсегда. Но еще через некоторое время как будто бы ничего и не было. Они опять вместе играются, общаются, смеются, бегают. Все это говорит нам об одном очень важном устройстве нашей собственной души: наша душа открыта пред бесконечной любовью Божией.

Устройство нашей души таково, что познавать Бога она может только посредством соприкосновения с Его дыханием, с Его силой, с Его благодатью – обожение. Но между нами и Богом становится тот, который ненавидит Бога, и, ненавидя Бога, ненавидит всех, кого любит Бог - дьявол, которой тоже имеет ипостасную сущность, падший ангел. Он становится между нами и Богом как бы тенью и, становясь началом этой тени, эту тень бросает и в нашу душу. Ляжет ли эта тень на душу, зависит от нашего собственного выбора, зависит от того, насколько мы глубоко принимаем эту тень, насколько мы глубоко доверяем той мысли, которая приходит к нам. Являя сам себя, нечистый дух начинает действовать на нас.

Если в той ситуации ребенок скажет себе: «Отныне больше не прощу», - что, впрочем, с годами и начинает происходить, то тогда эта упавшая тень боли мало-помалу начинает все больше и больше входить в наше естество, и тогда оно помрачается. Вспомним самую первую ссору, которая продолжилась долго. Отчего она продолжилась? Не оттого, что ты услышал то, чего не слышал никогда, или увидел то, чего никогда не видел. Не оттого, что какие-то обидные и очень болезненные вещи произошли около тебя. А оттого, что ты обозлился, оттого, что ты сам в себе принял эту тень как правду: ах, вот ты, оказывается, какой на самом деле; ах, вот, оказывается, что на самом деле у тебя за душой.

Раньше мы никогда об этом не думали. И в детстве, когда нас спрашивали: «А кто твой друг?», - первому встречному быстро называли имя своего друга. Но теперь, когда меня спросят, кто мой друг, смогу ли я очень быстро назвать это имя? Очень часто под действием этой жуткой тени, смущающей всю мою душу и все мое естество, я начну лукаво размышлять: «А зачем это спрашивают? А кто это? А о ком лучше сказать этому человеку?». Одним словом, лукавство становится как бы частью нашей жизни. Но весь парадокс заключается в том, что это неродное нам. Создавый нас Бог - единственный, Кто родной нам. А это, принятое от Его врага, от того, кто ненавидит Создателя, является чужеродным нам. Чужеродное всегда рождает боль. Чужеродное никогда не приживается, оно всегда воспалено и будет болеть, как заноза, до тех пор, пока ты не вытащишь ее из тела.

Старец Емилиан говорит так: «Мы становимся одинокими оттого, что согрешаем. Согрешившая душа, воспаляясь грехом, перестает видеть вокруг себя свет. И в этом омрачении начинает верить внушению, что на самом деле тебя как будто бы никто не ценит и не любит, что тобой кто-то только пользуется, используя твое имя, твое расположение или какие-либо еще твои возможности. Тогда лукавый начинает врать человеку, чтобы оставить его в одиночестве. Сначала лишает близких, родных, появляется недопонимание, бесконечные ссоры, недомолвки, шепот за плечом, а затем лишает и дальних, чтобы лишить Бога».

Господь удивительной силой действует на каждого из нас. Он действует силой, которая не преодолевает нашу волю и нашу свободу. Но действует такой силой, как действует солнце, под лучами которого все растворяется, становится другим, оживает. Бог борется за каждого из нас.

Старец Емилиан, говоря о победе над грехом, восклицает дальше следующее. «Если же, - говорит он, - душа избавляется от греха, как от занозы и тяжкой раны, то сразу видишь вокруг себя столько людей, улыбающихся тебе и радующихся тебе. Как если бы человек оказался в темнице, находился бы там в совершенном одиночестве и мечтал бы только о том, чтобы найти свободу и выйти из этой темницы. И когда выходит, то смотря на весь мир вокруг себя, радуется, как будто бы лишившийся рассудка, каждому встречному человеку, радуется любому взгляду, радуется всему, что окружает его. Стоит только свою душу вывести из этой темницы, стоит только усилием своей собственной воли, усилием своего желания, силой своей любви к Богу вывести душу от проклятья греха, с которым, бывает, часто мы и согласились и как бы прижились, как увидишь вокруг тебя множество людей, по-настоящему радующих тебя своим присутствием.

Время Великого поста – это время, когда мы, озираясь по сторонам, находим не чужих, а ищем своих. Но чтобы найти своих, нужно самому стать надежным своим. Это время, когда мы учимся детскому умению очень быстро прощать и не помнить. Как об этом говорит и пророк: «Да не зайдет солнце в твоем гневе». Постарайся еще до захода солнца избавиться от этого гнева, чтобы с восходом этот гнев, если останется в тебе, не принес бы в тебе плод укоренения, а через близкое время и горькие плоды одиночества, которым дьявол будет кормить тебя, чтобы лишить присутствия Божия. Как об этом поется в церковных песнопениях: «Во свете Твоем узрим свет…».

Господь о каждом из нас сражается, о каждом из нас, милосердствуя, промышляет. Господь каждого из нас ищет в Свое Царство. Своих Бог не оставляет. Каждый из нас Ему свой. Но только и мы должны помнить об этом нашем свойстве. Только и мы должны свое сердце сохранять от теней, которые падают от того, кто становится между нами и настоящей правдой. Только и нам нужно уметь преодолевать эту неправду. А понять, что это неправда, очень просто: она рождает гнев, злобу, ненависть. Подлинная правда всегда рождает свободу и радость, любовь к каждому, открытое сердце к каждому. Правда всегда делает человека смелым, и он не боится ничего. А если это неправда, то все становится наоборот. Как и Иуда неправдою, обогатившись, лишился подлинного богатства – Царства Небесного.

Поразмышляем об этом и в этот вечер, и в грядущие дни Великого поста. Постараемся рассмотреть тех, кто вокруг нас и себя самих: радуемся ли мы им, можем ли мы быстро назвать имя своего друга, можем ли мы сказать это имя без всякого озирания, и чьих в нашей жизни больше имен - друзей или недругов. Пришло время вспомнить о великом Друге, в Котором мы и призваны к подлинному человеческому счастью, радости, обожению, из временной жизни к вечной. Аминь.

776