О Богомыслии

07.03.2017
Просмотры: 856

"Думать о Боге – это не мечтать, представляя себе, какой Он. Это горевать без Него. Думать о Боге – это не представлять себе, какая могла бы быть у меня сила, если бы я имел какие-то особые дары и таланты. Это плакать без Него, как если бы ты расстался с самым близким для тебя человеком. Думать о Боге – это всегда сопоставлять свою собственную жизнь с Его словом. Это всегда стремиться к похожести на Него. На кого мы только не похожи! Господи, с кем только себя не сравниваем! Но как редко, как мало, как недолго, а иногда и как трусливо, мы бываем похожи на Него".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Мы продолжаем подвиг Великого поста. И вместе с вами сегодня я хотел бы задаться вопросом: а когда мы думали о Боге? Нет, конечно, мы вспоминаем Бога достаточно часто. И, надо честно сказать, чаще всего мы вспоминаем Бога тогда, когда нам бывает тяжко, когда нам бывает больно, когда мы переживаем что-то такое, что уже и человеческих сил не хватает пережить. Но это мы вспоминаем о Боге. А как часто мы думаем о Нем? Думаем так, как думает человек, который встретил в своей жизни того или ту, без которого или без которой теперь не обойтись, и думает постоянно. Думает, не мечтая о том, как теперь будет выстраиваться жизнь, а, думает, как бы себя примеряя: а сам я достоин, достойна; а сам я смогу пройти рядом?

Как часто мы думаем о Боге так, как думает человек о Своем Создателе, о Своем Небесном Отце? Как часто в нашем сердце зарождается боль и тоска оттого, что с нами нет рядом Отца, оттого, что мы не чувствуем Его через свои поступки, через свои дела, через то, что сами примерили на себя другую жизнь, а свою собственную душу, которую Он нам дал, бессмертную, сделали несчастной пленницей своей жизни без Него. О многом мы думаем и очень часто, размышляя, медлим в этих мыслях. Мы думаем о том, как пережить это или сделать то. Мы думаем о том, как вернуть расположение этого человека или обойти боль другого. Мы о многих вещах очень часто думаем. Но среди всех наших размышлений, как редко, скажем честно себе, мы вспоминаем имя Господа и Спасителя Христа, вспоминаем как Отца, как Того, Который есть источник радости, благополучия, смысла, силы нашей собственной жизни.

Благополучие часто мы видим в другом. Силу мы пытаемся найти в третьем. Счастье мы пытаемся где-то еще отыскать. И если сказать о том, что делает нас такими, то оказывается, что это всегда разные источники. Но только не Тот, Который о нас сказал: вы Мои друзья, вы чада Мои.

Думать о Боге – это не мечтать, представляя себе, какой Он. Это горевать без Него. Думать о Боге – это не представлять себе, какая могла бы быть у меня сила, если бы я имел какие-то особые дары и таланты. Это плакать без Него, как если бы ты расстался с самым близким для тебя человеком. Думать о Боге – это всегда сопоставлять свою собственную жизнь с Его словом. Это всегда стремиться к похожести на Него. На кого мы только не похожи! Господи, с кем только себя не сравниваем! Но как редко, как мало, как недолго, а иногда и как трусливо, мы бываем похожи на Него.

Дни Великого поста возвращают нас к трезвому взгляду на свою собственную жизнь. Этот трезвый взгляд начинается не в том, чтобы рассмотреть себя самого только лишь. А в том, чтобы в себе отыскать образ Божий. Это значит подойти к зеркалу, в котором попытаться увидеть образ и подобие Божие в себе самом. И, кстати сказать, как нередко, оказывается, мы видим себя в разных отображениях. Сейчас так много всего того, что отображает наш образ. Нередко мы любим рассматривать собственные фотографии или фотографии каких-то событий. Но хоть раз, всматриваясь в свою последнюю фотографию, мы вглядывались в нее, отыскивая образ и подобие Божие? В чем он являет себя? В чем этот образ показывает себя?

Он показывает себя в наших постоянных добродетелях. Он являет себя в том, что мы не ищем своего, но ищем того, что радостно Отцу, а значит, это и наша радость. Образ и подобие Божие – это свобода от греха. Это тогда, когда ты борешься с твоими дурными привычками и обычаями. И чтобы побороть их, ты говоришь себе: «Господи, а это будет по Твоему слову?». И чтобы не переступить и больше не оступаться на этом грехе, ты

говоришь себе: «Небесный Отец, сейчас Ты так близко стоишь предо мною, сейчас Ты так внимательно смотришь на меня. Я благодарю Тебя за Твою Отцовскую любовь и, глядя на Тебя, Твоим именем преодолеваю то, что все еще никак не могу преодолеть».

Борьба с любым грехом заключается не в том, что я не делаю, а в том, что я делаю: делаю Божье тогда, когда думаю о Христе. Старцы Горы Афонской говорят так: «Призывай имя Христово всегда, и тогда это имя станет светом в твоей собственной жизни, это имя покажет тебе настоящий путь твоей жизни, путь тебя настоящего, такого, какой ты есть на самом деле, созданного по образу и по подобию Божию».

Как редко мы думаем о Боге. Но как несправедливо: как часто Бог думает о нас. Казалось бы, очевидная справедливость должна заключаться в том, что Он нам должен ответить тем же. Но какой же Он, как говорит церковное песнопение, Хитрец, Который ищет нашего спасения. Как часто Он думает о нас? Бесконечно, безгранично. Он думает о нас тогда, когда мы просыпаемся. Он думает о нас тогда, когда мы спим, и заставляет биться наше сердце. Он думает о нас тогда, когда мы идем на работу и трудимся, когда мы живем, радуемся и плачем. Он всегда думает о нас. И, думая о нас, Он ноги нам Своей не подставляет, а всегда подставляет руку. Думая о нас, Он всегда путь наш делает таким, чтобы мы не потерялись в своей жизни. Он как настоящий Отец приводит к нам разных людей и через разные обстоятельства, стучась в нашу душу, напоминает нам о Себе. Бывает так, что этот стук раздается через боль, и тут мы Его вспоминаем. Редко, когда этот стук мы слышим через радость, но тоже тогда вспоминаем. Как же Он радуется, когда мы думаем о Том, Кто ради нас отдал Свою собственную жизнь, взошел на крест, ради нас донес этот крест до Голгофы, на нем победил проклятье греха.

Наше размышление о Боге не должно быть мечтательностью. Оно должно быть таким, чтобы оно заставляло, вдохновляло нас встать напротив Него, взглянув прямо Ему в глаза. Наша дума о Нем должна быть такой, которая приводит нас в дом своих родителей. И вот пока мы идем туда, сколько мы вспоминаем о любви своих родителей, и как бывает радостно, когда мы их обнимаем на пороге родительского дома. Наша дума о Нем должна всегда побуждать нас идти в Отчий дом. И вот во время поста все мы встали, все мы делаем первые шаги. Мы не мечтаем. Мы не представляем. Мы не фантазируем. Мы размышляем, думаем, соразмеряем свою жизнь о Нем и с Ним.

Именем Христа преодолеем всякие скорби и болезни. Но самое главное – именем Христа найдем в себе силы восстановить образ и подобие Божие. Освободим свою несчастную душу, увидим, как обрадуется она, и всю нашу жизнь превратим в ликующее торжество. Даже если и с болью, но всегда с благодарностью и любовью к Тому, Которого мы зовем Отцом, потому что Он нас назвал своими детьми. Аминь.

856