О начале покаяния

06.03.2017
Просмотры: 892

"Мы положили начало покаянию. И в этом начале важно не останавливаться. В этом начале важно найти то, чем ценно покаяние. А ценно оно двумя вещами: радостью о Христе и слезами сожаления о своих собственных грехах. Радуемся, потому что верим в то, что Господь силою Своей любви может простить нас. Плачем потому, что, согрешив, оскорбили великого Бога. Покаяние с радостью о Христе и плачем о грехах сделает наш пост по-настоящему сильным, полезным, благодатным, который может изменить нашу собственную жизнь".

Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Вместе с вами с радостью разделяю наступивший Великий и спасительный Пост и приветствую вас с первым днём наступившего Великого Поста.

Для многих из нас этот Великий Пост начинается уже не в первый раз, и не в первый раз мы будем переживать дни Великого и спасительного Поста. И в начале этого поста я хотел бы вместе с вами обратить свою мысль к тому, чтобы соразмерить себя теперь и того. Один из афонских старцев, Емилиан, говорит так: «Очень важно внимательно рассматривать свою собственную жизнь, очень важно всегда соразмерять свою жизнь с Евангелием и сравнивать, что же произошло в твоей жизни. Очень важно, совершая это сравнение, находить и причину изменений, которые бывают в тебе».

Совершенно очевидно, каждый из нас очень быстро меняется в жизни. Но как важно и правильно рассматривать эти изменения и, находя причину этим изменениям, делать, чтобы эти изменения становились по-настоящему лучше, делали нас лучше, чтобы эти изменения не губили нас. Но почему же так быстро происходят изменения плохие и так долго и мучительно рождается доброе? Все зависит от нашего расположения, от того, что мы полюбили больше всего в своей собственной жизни.

Наше собственное расположение к чему-либо, наша любовь и все силы, которые посвящаем тому, к чему мы расположены, и делают нас такими, какие мы есть. Но, говоря так, я не имею в виду то, что уже невозможно ничего поправить, а, напротив, если ты меняешь расположение своей любви, если ты начинаешь в своей жизни от одного бегать, а к другому все чаще и чаще прибегать, то начнутся и твои внутренние изменения. Кстати сказать, именно поэтому Великий пост всегда наполнен не только подвигом воздержания в трапезе и другими подвигами, но еще очень важной во время поста остается наша особая продолжительная молитва.

Некоторый скажет: «Ну а что ж, неужели без таких длинных молитв нельзя совершить внутреннего очищения?». Это бывает для того, чтобы как раз и очистить свою собственную душу. Ведь она очень быстро привыкает к тому, что находится вокруг нее. Если вокруг тебя постоянные склоки, ссоры, если вокруг тебя постоянно грубые и острые слова, если вокруг тебя постоянная суета и шум, то всем этим наполняется очень быстро твоя собственная душа. И, наполнившись этим, еще долго в себе это удерживает. Все то, чем она наполняется, начинает прорастать в ней. И, напротив, если вокруг тебя стройное, тихое, молитвенное пение, если вокруг тебя молящиеся люди, в безмолвии совершающие свое метание, если звуком ты слышишь только чтеца, который читает за богослужением, или хор, который поет, да еще и голос своей собственной совести, то очень быстро твоя душа, наполнившись этой благодатной тишиной и добрыми, спасительными звуками, начнет прорастать тем, чем она наполнена.

Наша духовная жизнь всегда черпает силы из того, что вокруг нас. Когда мы говорим о том, что надобно себя понудить к этому или к этому, прежде всего нужно найти такое расположение себя самого в обществе, в жизни, чтобы это стало возможным. К примеру, если хочешь, чтобы свои собственные дети научились молитве или чтобы в твоем доме звучала молитва, сам всегда совершай молитву, читай ее не внутри себя, а читай ее обязательно вслух, не спеша, размеренно, вникая в каждое слово. Сделай это внешнее действо понятным для тех, кто находится рядом с тобой. Тогда и те, кто рядом, начнут привыкать к этому молитвенному деланию, тогда и для них она станет возможной. Другое дело, когда в твоей семье происходит то, что нередко вызывает боль и печаль: когда кто-то исповедует Господа и Спасителя Христа, а некоторые из тех, кто живет рядом с нами, не только не исповедуют истинного Бога, но, более того, еще и раздражаются от всякого слова о Нем. Тогда, конечно, пусть молитва твоя будет внутренней, тайной, но внешним пусть всегда будет твое христианство, которое заключается в умении вести любую дискуссию, в умении говорить без дурных слов, в умении показывать свое настроение не от каких-то факторов – усталости или раздраженности на что-либо, – а от своего внутреннего расположения к Богу, от своего внутреннего общения с Ним.

Время Великого поста – это время, когда мы себя сравниваем. И этот яркий пример сегодня мы видели и слышали в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского. Сколько замечательных, удивительных и глубоких сравнений нашел преподобный Андрей Критский, чтобы показать нам самих себя со стороны, чтобы взглянуть на себя через эти примеры и определить себя, каков ты, измерить свою собственную душу, рассмотреть свою собственную совесть. Это сравнение может дать добрый плод только тогда, когда мы мужественно решим менять свое собственное внутреннее расположение, менять свою собственную жизнь, когда мы начнем менять свои привычки, которыми наполнена наша жизнь.

Мы положили начало покаянию. И в этом начале важно не останавливаться. В этом начале важно найти то, чем ценно покаяние. А ценно оно двумя вещами: радостью о Христе и слезами сожаления о своих собственных грехах. Радуемся, потому что верим в то, что Господь силою Своей любви может простить нас. Плачем потому, что, согрешив, оскорбили великого Бога. Покаяние с радостью о Христе и плачем о грехах сделает наш пост по-настоящему сильным, полезным, благодатным, который может изменить нашу собственную жизнь.

Молитвами святых угодников Божиих да дарует Господь каждому из нас помощи Божией в наступившем поприще Великого поста!

892