О Страшном Суде

25.02.2017
Просмотры: 951

"Сегодняшнее Евангелие и сегодняшний воскресный день дают нам очень много простора для того, чтобы свою жизнь сделать по-настоящему жизнью счастливых людей. Этот призыв Божий – рассказ о Страшном Суде – дает каждому из нас ответ на вопрос: что есть истина и как ей следовать? И, наконец, сегодняшнее Евангелие о Страшном Суде говорит нам о том, что Бог всех нас к Себе соберет, и каждый к Нему придет со своим, а не с чужим. Каждый к Нему придет со своими делами, а не с чужими. И судить Он будет нас тем, что выслушает наш собственный суд над самими собой, суд дел, которые мы сделали или не сделали по-человечески, с мыслью о том, что когда живем по-человечески, то служим Тому, Кто и дал нам жизнь, Источнику этой жизни".

Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Приветствую всех вас с попразднством праздника Сретения Господня и особо радуюсь сегодняшнему воскресному дню, в который мы вместе совершаем нашу молитву, обращение к Небесному Отцу.

В этот воскресный день Церковь вспоминает удивительную притчу, сказанную Господом и Спасителем Христом, удивительное откровение, которое Господь дарует каждому из нас, как правило, которым будет совершаться особый суд над нами. Сегодня мы вспоминаем Неделю о Страшном Суде. И делаем это не для того, чтобы лишить себя надежды через страх. А называем так этот суд потому, что на этом Суде Судья определять нашу вечную участь будет посредством наших собственных дел.

Я хотел бы перечитать вновь это повествование, которое Господь открывает нам, и вместе с вами поразмышлять о том, что же такое Страшный Суд. Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии, повествуя, говорит следующее: Мф. 25:31-46.

Каждый из нас, должно быть, по своему представляет понятие Суда и справедливости. И надо совершенно честно сказать, что нередко в нашем понимании праведный суд, или справедливый суд, означает, что все будет так, как мне хотелось бы. Если, к примеру, принимается какое-то другое решение, то очень часто на это решение можно услышать ответ, что это несправедливое решение. Справедливо тогда, когда мне хорошо. Так нередко думают многие из нас.

Сама справедливость, которая живет в нас, и жажда этой справедливости по отношению к другим людям возникает нередко в нас самих, как горящий огонь, именно тогда, когда приходится страдать мне, а не другим. Когда страдает другой, справедливость порой для нас выглядит иначе. Кто-то может сказать: «Да он заслужил». Кто-то может сказать: «Ну что ж, по делам ему тогда будет». Одним словом, боль и страдания другого человека не всегда, но, надо сказать честно, чаще всего не становятся моей болью, моей жаждой справедливости. В чем же тогда должна быть эта жажда справедливости?

Христос сегодня прямо говорит нам о том, как будет судить людей. Святитель Иоанн Златоуст об этом замечает, что сейчас мы все одно, но тогда Он разделит одних и других. И разделит не потому, что одни Ему приятны больше, а другие приятны меньше. Разделит по другому принципу: по тому, что делал каждый из них против другого.

Мы слышали, каков будет Суд Божий. На этом Суде прозвучат очень простые вопросы: каким я был человеком, как я свое человечество проявлял в делах по отношению к другим людям? На этом Суде не будет сложных вопросов, которые нередко терзают нас с вами и, кажется, что это и есть самый главный и нужный вопрос. Все будет очень просто: вы послужили Мне, совершив службу тому, кто рядом, или не послужили? При этом посмотри, тот же святитель Иоанн Златоуст замечает удивительную вещь: Господь не требует от нас дел сверх нашей силы, Он не говорит и не упрекает нас в том, что Я был в темнице, а ты Меня не освободил, Я был болен, а ты Мне не подарил здоровья. Господь не требует от нас того, что сверх наших сил. Он только лишь спрашивает, посетил ли ты Меня в больнице, посетил ли ты Меня в темнице, принял ли ты странника, накормил ли ты голодного, помог ли ты человеку, который оказался наедине со своей бедой, был наг, и ты одел его простой одеждой, поддержал его добрым словом, вдохновил его тем, что остановился рядом с его болью?

Страшный Суд будет заключаться в совершенно простых вопросах, на которые нужно просто ответить. И простой ответ в наших делах. Когда мы сами усложняем свою собственную жизнь, когда мы очень выборочно относимся к боли другого человека, когда боль другого человека для нас становится не предметом сострадания, а нередко предметом высокомерного суждения об этом человеке: мол, знаешь, почему ты страдаешь? Да не надо задавать вопросов. Нужно совершать дела.

Господь являет Себя там, где мы можем показать себя людьми. Господь Себя являет нуждающимся, чтобы мы могли показать себя человеком, который способен поделиться. Господь являет Себя немощным, чтобы мы могли показать свою человеческую силу, которой Господь одарил нас, и что-то сделать для этого человека. Господь показывает Себя беспомощным, чтобы мы явили силу своей веры, своей дружбы, своей чистой любви, своих добродетелей, своих молитв. Чтобы мы показали себя.

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя об этом удивительном повествовании, еще обращает наше внимание вот на что. «Посмотри, Господь приводит в пример бессловесных животных, от которых, впрочем, требует какого-либо плода по естеству. От овцы требует того, что может дать доброго овца: шерсть, молоко, тепло; а козлищами употребляет тех, которые не приносят никакой как бы видимой пользы. Впрочем, -замечает он, - это происходит от их естественного устройства. Но каждый из нас волен совершить доброе или не совершать его. Каждый из нас, в отличие от бессловесного животного, волен поделиться своим теплом и своей жизнью с другим человеком или не делать этого. И мы собственным выбором делаем себя таковыми, среди которых Господь и поставит нас. Бог разделит на Своем Суде не тех, которые Ему приятны, и тех, которые Ему неприятны. А разделит по другому принципу: те, которые по-человечески не жили, и те, которые по-человечески поступали; одни, которые не замечали других, и другие, которые все время, всю свою жизнь по-человечески поддерживали, всю свою жизнь сохранили дружбу, любовь, всю свою жизнь хранили данное обещание и преданно служили слову, данному пред Богом».

Страшный Суд будет потому, что Бог нам, если так можно сказать, покажет, спросит нас о том, что мы сделали, смогли или не смогли. И весь ужас этого Суда будет заключаться в том, что Бог согласится с нашим собственным выбором. Бог согласится с теми, кто все делал сложно и, никого не замечая, требовал суда для других, себя же никогда не судил. Требовал справедливости себе, к другим же по справедливости, по милости никогда не относился. Бог скажет им: «Ты хотел быть таким. Ты им стал. Иди в эту сторону, где козлища». И другим скажет: «Ты хотел быть таким. Ты им стал. Ты всегда замечал боль другого человека. Ты был трепетен по отношению к тем, кто болел и плакал, кто был несправедливо гоним. Ты не смог их вывести из темницы, но ты был рядом с ними, в темнице. Ты не смог этого человека поднять от одра болезни, но до последнего его вздоха, ты был рядом с этим человеком и дышал вместе с ним. Ты не смог поменять других людей, но ты сам изменил себя ради других людей. Ты служил им, а значит, служил и Мне. Стань рядом со Мною, среди тех, которые принесли свой плод».

Неделя о Страшном Суде – это не образ, который запугивает нас, который говорит нам о нестерпимых муках, который говорит нам о страданиях, о боли, об изуродованном, исковерканном человеке. Нет. Неделя о Страшном Суде говорит нам о той правде, которой живем или не живем мы сами. И правда эта заключается в том, чтобы быть человеком, стать человеком настоящим - замечать других людей и быть рядом с ними. А когда ты не замечаешь других людей, то ты теряешь человеческий образ.

Впереди будет широкая Масленица. И с завтрашнего дня начинается неделя, предшествующая началу Великого поста, Святой Четыредесятнице. И каждый раз в своей жизни, особенно на этой предстоящей неделе, будем побуждать себя к тому, чтобы честно исполнять волю Божию. Честно – это тогда, когда я помогаю. Нечестно – это тогда, когда я мог бы помочь, но не делаю этого. Честно – это когда я дал слово и сдерживаю его. И нечестно - когда я забываю о своих словах. Хорошо тогда, когда ты рядом с теми, кто так нуждается в тебе. И страшно, когда ты их бросаешь независимо ни от каких причин.

Сегодняшнее Евангелие и сегодняшний воскресный день дают нам очень много простора для того, чтобы свою жизнь сделать по-настоящему жизнью счастливых людей. Этот призыв Божий – рассказ о Страшном Суде – дает каждому из нас ответ на вопрос: что есть истина и как ей следовать? И, наконец, сегодняшнее Евангелие о Страшном Суде говорит нам о том, что Бог всех нас к Себе соберет, и каждый к Нему придет со своим, а не с чужим. Каждый к Нему придет со своими делами, а не с чужими. И судить Он будет нас тем, что выслушает наш собственный суд над самими собой, суд дел, которые мы сделали или не сделали по-человечески, с мыслью о том, что когда живем по-человечески, то служим Тому, Кто и дал нам жизнь, Источнику этой жизни.

Горячо помолимся о том, чтобы Господь дал нам еще возможность быть людьми. Поспешим такими делами послужить Богу. Отложим свой часто неправедный и предвзятый суд и переменим его на сострадание и милость к другим людям. И если о ком-то я сейчас думаю, знаю, что этот человек очень болен, то не просто подумаю о нем, но постараюсь сделать все, чтобы оказаться рядом с ним. И если на кого-то в моем сердце живет обида, постараюсь милостью Божией, воодушевляясь Его словом, пережить эту обиду. Если еще никак не могу простить по-человечески, изо всех сил постараюсь простить этого человека. Если кто-то рядом плачет, буду внимательно прислушиваться к этому плачу и идти на него, как на спасительный маяк, ибо слезы других, боли других, нужды других и одиночество других – это призыв Божий ко мне: прислушаюсь к нему. И да поможет в этом каждому из нас Всемогущий Судья-Господь. Аминь.

951