О старце Симеоне

22.02.2017
Просмотры: 1020

"Старец Симеон, взяв на свои руки Божественного Младенца, воскликнул с радостью: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром» (Лк. 2:29). Теперь ветхое уходит. Теперь, когда он прикоснулся к бессмертному источнику жизни, когда в руках он держит Самого Бога и лицезреет Его, ветхое уходит. Отпускаешь – это не значит, что теперь меня не станет. Это означает, что уходит ветхое, а рождается новое. Уходит прежнее, и появляется новое. Взяв в руки Вседержителя, старец Симеон стал исполнителем слова Божия о том, что он сам увидит глазами своими Того, Кто, искупив первородный грех, станет для Израиля новым Царем. Для всего человечества станет новым Царем – Царем любящим, истинным, жертвенным Отцом, для Которого нет чужих, но все Его".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всех вас поздравляю с праздником Сретения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И об этом событии мы сегодня слышим из Священного Евангелия. Вместе с вами я хотел бы вновь вернуться к тексту Священного Писания и для лучшего усвоения церковнославянского языка перечитать этот текст и вместе с вами поразмышлять над этим откровением Божиим.

Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии говорит следующее: "А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, || [Зач. 7.] принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем".

Сегодняшнее евангельское воспоминание является удивительным свидетельством нескольких очень важных для нас вещей. Самое первое и самое главное заключается в том, что слово Божие всегда имеет силу к исполнению, и все, реченное Богом, - это глагол, который всегда исполняется. Его словом были созданы небеса, Его словом к жизни был призван человек, Его словом был создан весь окружающий нас мир. Слово Божие всегда действует.

Так случилось и со старцем Симеоном, которого сегодня мы вспоминаем. Мы знаем из Предания, что он был переводчиком Священного Писания. И, переводя текст на современный язык для своего народа, он усомнился в словах, что Дева родит Сына, и перевел эти слова как «женщина». Тогда Дух Божий явился ему и сказал, что он не увидит смерти до тех пор, пока сам не засвидетельствует исполнение этого пророчества.

Предание говорит, что старец Симеон прожил около трехсот лет, до тех пор, пока не произошло то событие, которое сегодня мы вспоминаем. Старец Симеон, как об этом повествует и свидетельствует Слово Божие, был исполнен благодати Божией, он был исполнен вдохновляющего слова Божия. Что же такое «быть исполненным слова Божия»?

Мы уже говорили о том, что слово Божие – это глагол, который всегда действует в человеке. А исполненные этим словом – это те люди, которые к этому глаголу открывают свою душу. Не просто слышат, но живут этим словом. Как если бы человек, который не видит постоянно, переспрашивал рядом идущего с ним: «А что впереди? Как мне лучше сделать шаг?». Или как если бы человек, который не может осязать, опираясь на тех людей, кто имеет эти чувства, доверяя им, поступал так же, как поступают и они. Еще это можно сравнить с доверием, которое есть у ребенка: он никогда не переспросит у своих родителей, особенно в своем младенческом возрасте, о том, что родители подают ему к пропитанию. Он настолько доверяет родительской руке, что все принимает с нее и всему радуется.

Таким был и старец Симеон. Его душа была настолько по-детски открыта пред Богом, что всякое слово он принимал не как тяжелое испытание, не как тяжкий крест или неподъемную ношу, но принимал как вдохновение: будешь жить, пока не увидишь исполнения пророчеств. И для него это не было наказанием, некой карой, возмездием за его маловерие. А, напротив, для него это стало благословением к тому, чтобы с трепетом ожидать пришествия в мир Того, Кто сотворил этот мир, пришествия в мир людей Искупителя и Христа.

Слово Божие в Симеоне отозвалось готовностью, исполняя это слово, вдохновляясь им во всем, везде и всюду, искать Бога. И сразу же можно обратить внимание к своей собственной жизни: а в нашей жизни слово Божие рождает такую горячую надежду? А в нашей собственной жизни какое слово в нас остается делом, что рождает в нас желание сделать? Проще говоря, чьи слова мы слушаем и чьим словам повинуемся, какие из них в нас вызывают желание сделать шаг? А какие из них в нас остаются мертвым грузом?

И нередко, если мы честно, откровенно посмотрим на свою жизнь, может оказаться, что слово злое живет в нас свободнее, чем слово доброе. Стоит только

услышать какие-то обидные слова, как они все наше состояние приводят в такое возмущение, которое в свою очередь приводит нас к готовности совершить поступок совершенно недобрый. И, напротив, как редко бывает, что мы услышим доброе слово, и оно в нас рождает желание благодарности Богу, желание исполнения его и жизни по нему, желание к молитве, к настоящей дружбе, к поддержке и помощи.

Сегодняшняя встреча, которая совершилась в храме Иерусалимском, стала удивительным откровением Божиим о том, что Господь всегда являет Себя человеку, Господь всегда открывает Себя человеку. И если человеческое сердце открыто, восприимчиво к Его слову, то Бог, несомненно, явит Себя не только Своим словом, но и Своим явлением. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят, говорит нам Священное Писание (Мф. 5:8). Чистота сердца человека приводит к тому, что во всем он видит Его облик, во всем он видит Божественный свет. И, напротив, человек с оскверненным сердцем, испорченным, сердцем, которое наполнено сомнениями и страхами, обидой и печалью, непрощенной злобой, не способен видеть образ Божий.

Старец Симеон, взяв на свои руки Божественного Младенца, воскликнул с радостью: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром» (Лк. 2:29). Теперь ветхое уходит. Теперь, когда он прикоснулся к бессмертному источнику жизни, когда в руках он держит Самого Бога и лицезреет Его, ветхое уходит. Отпускаешь – это не значит, что теперь меня не станет. Это означает, что уходит ветхое, а рождается новое. Уходит прежнее, и появляется новое. Взяв в руки Вседержителя, старец Симеон стал исполнителем слова Божия о том, что он сам увидит глазами своими Того, Кто, искупив первородный грех, станет для Израиля новым Царем. Для всего человечества станет новым Царем – Царем любящим, истинным, жертвенным Отцом, для Которого нет чужих, но все Его.

В этом же храме пророчица Анна произнесла удивительные слова, обращенные к Божией Матери о том, что здесь лежит Тот, Кто будет камнем для падения и восстания многих: падения грешников и восстания праведников, как об этом замечает блаженный толкователь Евангелия Феофилакт Болгарский. «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35), - говорит старец Симеон Божией Матери, указывая и нам, что Она Та Самая, перед Которой сердца человеческие открываются, а значит, чтобы исправит это сердце, нам стоит обращаться к Ней, к Матери. И Ее молитвой, даром, который Господь Ей дал, возможно исправить сердца других людей.

Сегодняшняя встреча стала удивительным воплощением ожидания правды и встречи с этой правдой. Не другим искал правды старец Симеон, а себе. И нашел ее. И когда каждый из нас не другим только лишь ищет правды, не другим только ищет света, не другим только жаждет исправления, но сам стремится к этому свету, живет этой правдой и исправляет сам свою жизнь, то Господь являет Себя этому человеку, а через него являет Себя и другим. Как об этом говорит и преподобный Серафим Саровский: «Сам спасайся, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Праздник встречи – это праздник откровения Бога о Самом Себе, в котором Он говорит, что Сам жаждет этой встречи. И если кто-то из нас говорит и внутренне ищет этой встречи с Богом, то он должен знать, что более всего этой встречи ждет Бог. Как любящий Отец Он всегда находится около Своего дома.

И сегодня в Своем доме, в Своем храме Господь встречает старца Симеона и этой встречей встречает и всякого человека, грядущего к Нему. Эта встреча для него очень важна и нужна, потому что любовь Отца всегда торжествует, когда перед собой видит того, кого любит Бог, и всегда печалится, когда тот, кого Он любит, находится в стране далече и живет иной жизнью. Как об этом мы вспоминали недавно, в воскресный день, в притче о блудном сыне. Встреча – это всегда таинство любви, это таинство любви, в котором нет чужих. Это таинство любви, в котором нет случайных. Встреча – это таинство любви Бога к человеку, в котором Ему дороги все и для каждого Он Отец.

Сегодня, в день Сретения Господня, в день встречи человечества с Богом, в день, когда ветхое уходит и рождается новое, горячо вспомним в молитвах о тех людях, с которыми мы встречались в нашей жизни, которые подарили нам надежду, показали нам пример дружбы, которые смогли полюбить нас, простить нас, поверить нам. Помолимся горячо об этих людях, ибо их посредством Господь являл Себя нам. Помолимся о тех людях, которые через встречу с нами изменили свою жизнь, о тех людях, которые изменили нашу жизнь. Помолимся о том, чтобы всякая встреча, которую дарует нам Господь, рождала в нас трепет любви, силу надежды и бесконечное доверие к Богу. Помолимся о том, чтобы самая главная встреча для нас была радостью оправдания всей нашей жизни со всеми нашими встречами. Аминь.

1020