Об усталости от жизни

20.02.2017
Просмотры: 1330

сегодня, в этот благословенный вечер, перед праздником Сретения Господня, я хотел бы вместе с вами задаться вопросом – а когда я устаю от жизни, и что это означает для меня «устать от жизни»? Не означает ли это, что я начал слабо молиться, что я начал неискренне благодарить Господа, что я начал сомневаться, осуждать, злиться, что я начал не по-человечески жить, а страстно жить, что начал искать своего и, перестав сеять, не могу вкусить утешения и быстро устаю от своей собственной жизни. Чтобы преодолеть эту усталость, нужно начать сеять духовное, нужно начать делать дела человеческие, на которые способен только человек, движимый настоящей любовью и благодарностью к Богу. Наша усталость – это наша духовная жажда, голод. И, напротив, наша радость и утешение – это наша духовная трапеза: что сеем, то и пожинаем. И если чувствуем, что устаем, значит, надо спешить сеять."

Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Я всех вас поздравляю с навечерием праздника Сретения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Вместе с вами я сегодня вникал в слова Евангелия, которое повествовало нам о сегодняшнем событии.

Благочестивый старец Симеон прожил очень долгую жизнь. Прожил ради одной цели – чтобы стать свидетелем исполнения пророчества. Он был одним из переводчиков Священного Писания на современный для его времени язык. И когда он переводил текст Священного Писания, то в месте, где говорится, что Дева родит Сына, он, смутившись, написал не Дева, а Жена. Ему явился Ангел Божий, как повествует об этом Предание, и сказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит исполнения этого пророчества. Предание также говорит, что старец Симеон прожил несколько сотен лет. И каждый раз, когда он приходил в храм, он ждал одной единственной встречи. Этой встречи он дождался. И об этом сегодняшнее Евангелие. Он встретил Марию, Которая на руках несла Младенца Иисуса Христа, чтобы вместе с мнимым отцом Иосифом совершить жертву после рождения Христа Спасителя. И тогда Симеон, взяв в руки Отроча, произнес слова, которые запечатлены в Священном Писании: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк. 2:29).

Когда я читал Священное Писание и вместе с вами размышлял над ним, то невольно родился вопрос: а не устал ли от жизни этот удивительный старец? Вот многие в наше время говорят: «Как я устал от этой жизни! Как тяжело стало жить!». И, действительно, на лицах некоторых людей даже видишь печать нескончаемой тяжести, уныния, печать какого-то ужаса и мрака. И человек говорит: «Как я устал от жизни или устала от жизни». Почему же Симеон, который прожил не одну сотню лет, не устал от жизни? И что же это такое «усталость от жизни»?

Усталость наступает у человека тогда, когда он не имеет отдохновения. Как бывает и в обычной жизни. Вот если бы ты совершал какой-то труд на протяжении долгого времени, то пройдет один, два, десяток часов, и если ты не дашь себе отдыха, то твои силы совершенно истощатся. Бог повелел нам не только трудится, но и призвал нас к тому, чтобы через труд мы могли бы вкушать плоды от своих трудов. Вкушение плодов от своих трудов и есть наш отдых. Мы насыщаемся от того, что сами растим через свой труд, или при помощи средств, которые зарабатываем, и благодаря этому можем что-то приобрести себе и этим отдыхаем, вкушая плоды своих трудов.

Таким образом, утешение получает тот, кто трудится. Как и апостол говорит: кто не трудится, тот и не ешь, не утешайся; всякий трудящийся достоин пропитания, утешения. Уставший от жизни человек – это тот, кто не утешается. А не утешается тот, кто не совершает подлинного труда - не для того, чтобы иметь сами по себе некие средства, а производить то, что должен и обязан производить: человеческое, не внешнее, но внутреннее. Еще проще и понятнее говоря, утешается тот, кто в Бога богатеет, как об этом говорит Священное Писание.

Симеон Богоприимец, как о нем говорит Церковь, богател в Бога. Это был человек, который не просто ждал, когда же он уйдет, а ждал, когда же он исполнит заповеданное ему от Бога. Он жил жаждой исполнения заповеди Божией, данного от Бога обещания. Он не жил своим горизонтом жизни, а жил горизонтом Самого Бога. Он не представлял себе свою собственную жизнь вне Того, Кто ее дал, а поэтому, ступая в своей жизни из года в год, из десятилетия в десятилетие, из столетия в столетие, он продолжал следовать за горизонтом, имя которому Бог. Он не уставал потому, что трудился, в Бога богател. Он жил верой, все верой переносил.

Должно быть, он со многими людьми был знаком: за столетия в жизни кого только не встретишь, с кем только не познакомишься. За долгие годы своей жизни он, конечно же, приобрел большой жизненный опыт, но все равно на склоне своих лет, наверное, встречал и таковых, которые могли и предать, которые могли и дурно сказать, которые могли засомневаться, которые могли солгать. Он встречал разных, но за многие десятилетия и даже несколько столетий своей жизни от этих встреч он не устал и не отчаялся, потому что во всем и в каждом он искал Его. Он в каждого всматривался – не Ты ли, Господи?

Когда человек живет таким горизонтом своей жизни, когда во всем он ищет Божие и в каждом взгляде ищет взгляд Своего Небесного Отца, то, вне всякого сомнения, эта жизнь наполнена смыслом, она наполнена большим трудом, а значит, и утешением. Он, не отчаиваясь, продолжал ждать. Но ждал, не расслабив свою жизнь, ждал не в состоянии ничегонеделания, а, напротив, он стремился каждый день в храм, чтобы там встретить Того, Кто был обещан ему как великий дар и смысл его жизни. Пока он ходил в храм, он и жил. Жил горячей, живой надеждой, и эта надежда исполнилась. И эту надежду он увидел во взгляде Младенца Христа. Господь открыл ему Себя в этом Божественном Младенце.

И сегодня, в этот благословенный вечер, перед праздником Сретения Господня, я хотел бы вместе с вами задаться вопросом – а когда я устаю от жизни, и что это означает для меня «устать от жизни»? Не означает ли это, что я начал слабо молиться, что я начал неискренне благодарить Господа, что я начал сомневаться, осуждать, злиться, что я начал не по-человечески жить, а страстно жить, что начал искать своего и, перестав сеять, не могу вкусить утешения и быстро устаю от своей собственной жизни.

Чтобы преодолеть эту усталость, нужно начать сеять духовное, нужно начать делать дела человеческие, на которые способен только человек, движимый настоящей любовью и благодарностью к Богу. Наша усталость – это наша духовная жажда, голод. И, напротив, наша радость и утешение – это наша духовная трапеза: что сеем, то и пожинаем. И если чувствуем, что устаем, значит, надо спешить сеять. И, кстати, наступающее время Великого поста именно для этого – сеять, чтобы не уставать от жизни, данной нам от Бога, для того, чтобы этой жизнью мы пришли к Тому, Кто и дал ее, к причине ее, к источнику ее, к Небесному Отцу. Аминь.

1330