Об удивительном свойстве Божием

31.01.2017
Просмотры: 1495

"Сегодняшнее Евангелие внушает нам удивительное откровение одного из свойств Божиих: Господь всегда присутствует рядом с человеком, Господь всегда следует за нами, даже тогда, когда мы оказываемся недвижимыми во тьме, как пророк говорит: сидящие во тьме. Когда уже наша жизнь парализована, и мы не можем сделать ни шагу, Господь всегда следует за нами. И чтобы встать и выпрямиться, нужно начать дело своего исправления, покаяния, осознания своего самого нелучшего положения, нужно прекратить в этом винить других и искать внешние обстоятельства. Необходимо честно самому себе сказать о том, что в этом повинен я сам, и через это покаяние пред Богом в своей собственной повинности мы сможем увидеть свет истинный".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я всех вас приветствую с попразднством Святого Богоявления и вместе с вами всем своим сердцем и всей своей душою вслушиваюсь в слова Священного Писания, которые для каждого из нас являются живым назиданием нашей собственной жизни и ответом на вопросы нашей жизни. Я хотел бы вместе с вами вновь перечитать Евангелие, которое мы только что слышали за Божественной литургией, для лучшего понимания церковнославянского языка и порассуждать над этим благовестием.

Апостол и евангелист Матфей в своем Евангелии говорит следующее: 

"Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". (Мф. 4. 12-17).

Размышляя над этим Евангелием, я хотел бы сегодня сказать вам о нескольких вещах. Прежде всего хотел бы вспомнить удивительные слова святителя Иоанна Златоустого, который, толкуя это Евангелие, говорит следующее: «Господь удаляется в другую страну для того, чтобы не подвергать Себя напрасным испытаниям. Он избегает искушений, показывая и нам пример, что нам стоит в своей жизни всегда избегать искушений». Дальше Златоуст говорит: «Не тот согрешает, кто отступает от искушений, а тот согрешает, кто не имеет мужества достойно переносить его». Одним словом, Господь показывает каждому из нас, что когда мы видим перед собою опасность, нам стоит остановить свое движение, стоит обойти эту опасность, чтобы напрасно не искушать Господа.

И далее в сегодняшнем благовестии мы видим, как Господь посещает языческий народ – народ, который, как говорит апостол, сидел во смертной тьме. Что же это за состояние? Это отчаяние и уныние, которое превращает жизнь во тьму. Надо сказать, что это состояние относится не только к языческому миру, но, к большому сожалению, иногда это состояние охватывает и души верных. Бывают такие жизненные обстоятельства, в которых человек, постепенно теряя понимание об истинном Боге и подменяя понятие о Нем своим собственным измышлением, превращается в темницу, в которой ничего не разглядеть.

Нередко нам приходится слышать о том, что кто-то, размышляя о бытии Божием, начинает говорить о нем так, будто бы имеет некое личное откровение. И скорее это бытие описывает таким образом, как удобно тому человеку. Когда человек не прикасается к истинному откровению Бога о Самом Себе - Священному Писанию, Преданию, которое хранит Церковь, - когда человек не прикасается к этой свече, горящей над спудом Церкви Христовой, то со временем от ложных учений, от страхов, от маловерия, от нераскаянных поступков, человек превращает свою жизнь в темницу, в которой начинает унывать и отчаиваться. «Смотри, - замечает Златоуст, - Христос Сам приходит Своим Божественным светом в эту темницу». Не эти люди ищут света, но Бог ищет тех, кто вне этого света. Смотри на удивительное милосердие Божие, и когда ты видишь его, то никогда не отчаивайся, находясь даже в самом тяжелом состоянии, - знай, что в это время Сам Господь тебя ищет.

Как же отозваться на голос Божий? Как же повернуться к этому свету? Об этом говорит Сам Спаситель Христос: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Упорство в своей гордости, в своей надменности, в своих решениях, которые несозвучны с Евангелием, - и нам кажется, что раз мы уже пошли, то обратной дороги нет, - упорство в этом безумстве лишает нас встречи с Богом.

Покаяться – это значит осознать кривизну своей собственной жизни. Это значит осознать свою несчастность не потому, что таким несчастным Бог тебя создал, а потому что ты сам лишил себя счастья общения с истинным Богом и это общение подменил своими баснями, измышлениями, предположениями, желаниями, выдаванием за действительность того, чего нет на самом деле. Христос проповедует: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Не мы к нему приближаемся, Господь приближается к нам Своим Божественным Царством.

Что же это за Царство? На земле – это царство мира и света, как об этом говорит пророк, света великого. Не такого чувственного, который лишь только на время что-либо озаряет и потом прекращает светить. Но света, который исходит из самого сердца и освещает всю жизнь. Света, который дает нам возможность видеть далекий горизонт нашей собственной жизни и даже преддверие рассвета в вечность. Тот самый свет, о котором говорит милосердный Господь, это Он Сам, сияющий в нас Самим Собою. Но чтобы этим светом просветиться, необходимо отвергнуться от своих собственных грехов, необходимо покаяться. Нельзя бояться признать свою неправоту. Только трус может это делать. Человек же смелый всегда бывает решительным прежде всего в поступках собственной жизни. Признать кривизну своей жизни – это и значит исправиться, покаяться, открыть себя перед Божественным светом.

Сегодняшнее Евангелие внушает нам удивительное откровение одного из свойств Божиих: Господь всегда присутствует рядом с человеком, Господь всегда следует за нами, даже тогда, когда мы оказываемся недвижимыми во тьме, как пророк говорит: сидящие во тьме. Когда уже наша жизнь парализована, и мы не можем сделать ни шагу, Господь всегда следует за нами. И чтобы встать и выпрямиться, нужно начать дело своего исправления, покаяния, осознания своего самого нелучшего положения, нужно прекратить в этом винить других и искать внешние обстоятельства. Необходимо честно самому себе сказать о том, что в этом повинен я сам, и через это покаяние пред Богом в своей собственной повинности мы сможем увидеть свет истинный.

Господь учит нас понапрасну не поддавать себя смертельным опасностям. Господь учит нас уклоняться от зла. И даже тогда, когда мы оказываемся в клетке своего уныния и отчаяния, Господь приходит в эту клеть Своим Божественным светом. Нам нужно только открыть дверь для Него через наше покаяние. Аминь.

1495