О русской душе преподобного Серафима

20.01.2017
Просмотры: 947

"Преподобный Серафим Саровский показал каждому из нас настоящую русскую душу. Это был человек по-настоящему, в самом глубоком и возвышенном смысле этого слова, русский во всем своем проявлении. В вере он был христианином, как и его предки. В духе своем он был непреклонен ни перед какими обстоятельствами. В своей жизни он был человеком жесткого принципа, который заключался в том, что для каждого он проповедовал Христа. Он никогда не отступался от своих слов и никогда не находил для одних одни, а для других какие-то другие слова – для всех он говорил: «Радость моя!». Радостью он называл тех, кто шел к нему с любовью, и радостью он встречал тех, кто сомневался в нем. Так может поступать только настоящий русский человек".

Дорогие отцы, братья казаки, сестры, прихожане святого храма сего, господин атаман! Я всех вас приветствую с сегодняшним днём памяти преподобного Серафима Саровского чудотворца!

За Божественной литургией вместе с вами размышлял о жизни преподобного Серафима. Очень простая и открытая жизнь была у этого человека, который в своей жизни претерпел все, что бывает в отношениях между людьми. Его любили и ненавидели. Были те, которые с ним дружили, и те, которые его преследовали. Были те, которые помогали ему, а были те, которые обкрадывали его без того скудное имущество, покушаясь на него, наносили тяжкие болезненные удары. Всем он отвечал одинаково, для всех он был христианином. Он не был другом для друзей и врагом для врагов. Он не был любящим для любящих и ненавидящим для ненавидящих – он для всех был христианином и к каждому относился как настоящий христианин.

Святость – это такое устроение жизни человека, в котором самым главным является исполнение слова Божия, подражание Христу. Как святой апостол говорит: «Подражайте мне, как я подражаю Христу» (1 Кор. 4:16). Преподобный Серафим Саровский не задумывался о своей святости, но он не думал о своей жизни без Христа. Он не представлял себе такой ситуации, в которой бы он мог поступить не как христианин. В любой ситуации, которая с ним происходила он одинаково искал присутствие Самого Бога, и никогда он не делался одним для одних и другим для других.

Церковь прославила преподобного Серафима в лике святых именно за это его удивительное качество – для всех быть одинаковым. И эта одинаковость и постоянство имеет имя собственное – Христос. Ибо Господь и вчера, и днесь, и завтра тот же. Он не меняется и не меняет Своего Лика перед людьми и человеческой историей. Он одинаков в Своем воздаянии грешникам и праведникам, добрым и злым.

Преподобный Серафим Саровский показал каждому из нас настоящую русскую душу. Это был человек по-настоящему, в самом глубоком и возвышенном смысле этого слова, русский во всем своем проявлении. В вере он был христианином, как и его предки. В духе своем он был непреклонен ни перед какими обстоятельствами. В своей жизни он был человеком жесткого принципа, который заключался в том, что для каждого он проповедовал Христа. Он никогда не отступался от своих слов и никогда не находил для одних одни, а для других какие-то другие слова – для всех он говорил: «Радость моя!». Радостью он называл тех, кто шел к нему с любовью, и радостью он встречал тех, кто сомневался в нем. Так может поступать только настоящий русский человек.

Наш народ полюбил этого угодника Божия. Он своей собственной жизнью освятил род наш и показал всем нам, что значит быть русским православным человеком. Это был человек мира для всех. Это был человек внутренней непримиримой борьбы со своими страстями, с нападениями, с внешним миром, который пытался сломить или поглотить его. Преподобный Серафим ничего ни у кого не отнимал, а просящему давал. Но никогда он не отступался от своего.

Прославление преподобного Серафима для нашего народа стало величайшим утешением. Вместе с этим мы знаем, что в скором времени после прославления преподобного начинаются страшные изменения в нашем обществе. Уже тогда поднималась заря кровавая, наступил семнадцатый, и в народе русском начались страшные испытания, боли и потери.

Преподобный Серафим Саровский пришел к своим в то самое время, когда так нужно было остаться со своими. Он много пророчествовал о нашем народе. Он предрекал и боли, и потери. Но говорил об этом не как о том, чего невозможно избежать, а говорил об этом, как о последствии, которое бывает, когда мы отступаем от веры наших предков, перестаем быть русскими по духу, по вере, по своему братолюбию, когда мы перестаем быть жертвенными и сострадательными. Преподобный Серафим сквозь молитвенные слезы смотрел и смотрит ныне на свой русский народ. И этот взгляд его мы чувствуем и вдохновляемся от него.

Сто лет назад, в страшном семнадцатом, начались кровавые изменения в нашем отечестве. Они стали «жнецом», который пришел в наше поле, чтобы совершить жатву. И в этой жатве погибли многие. Это было время, попущенное Богом для того, чтобы мы укрепились в своей собственной вере, для того, чтобы мы по-настоящему поняли, кто нам брат и сестра, для того, чтобы мы стали одним большим и надежным народом. Это было время больших испытаний. И те, кто обманулся ложью мнимой свободы, становился мучителем и предателем в своем народе. Это было время, когда сын предавал отца и поднимал руку на него, и брат шел войной на брата. И во все это время преподобный Серафим горячо молился за русский народ.

Прошло сто лет от того времени, и сейчас, в этом году, мы с глубоким почтением и дерзновением припадаем к Серафиму Саровскому и просим его, чтобы этот семнадцатый был другим, чтобы этот семнадцатый стал для нас временем осознания силы нашего единства, которое заключается не только во внешних надежных границах, но заключается в надежном сердце, в крепком пожатии руки, в нашей речи, которая для нас является корнем и источником того, что мы называем русским народом. Это время особенно призывает каждого из нас посмотреть на своих предков и, вглядываясь в память о них, помолиться о тех, кто погиб в те годы, помолиться о тех, кто не устоял, чья совесть дрогнула, кто испугался. Помолиться о мучениках и исповедниках, о братьях и сестрах, которые проливали свою кровь в концлагерях, на фронтах, которые ложно обвинялись и лишались своих семей и собственной жизни.

Этот год – время помолиться во главе с Пречистой Богородицей о нашем доме, о том, чтобы в доме нашем присутствовал дух Христов. И особенно сегодня, в начале года, мы совершаем с внутренним подъемом и рвением память преподобного Серафима Саровского и молимся ему о нашей России, о нашем народе и о многих народах, живущих в нашей великой стране. Но сердце и душа у России русские. Мы молимся о том, чтобы сердце это билось ровно, и душа эта трепетно жила. Мы молимся о том, чтобы в наших народах силой веры во Христа царил мир – мир, который бы начинался от каждого из нас.

Наша сегодняшняя молитва к преподобному Серафиму о нашей родной земле и о нашем единстве. И дай, Господи, чтобы по молитвам этого удивительного угодника Божия, который для всех был христианином, по молитвам этого любящего сына своей земли милосердный Господь даровал и нам рвение в вере, твердость в нашей надежде, непоколебимость в нашем уповании на Бога и в нашем единстве друг с другом, со своими братьями и сестрами.

И сегодня, вспоминая преподобного Серафима Саровского, вдохновляясь его примером любви и веры, вместе с ним я возглашаю его приветствие, которым он всегда приветствовал всех к нему приходящих: «Христос воскресе!». Воистину воскресе Христос! С праздником поздравляю всех вас!

947