Об архидиаконе Стефане

18.01.2017
Просмотры: 1924

"Стефана возненавидели не за какие-либо его дурные поступки, не за то, что он в своей жизни мог кого-то смутить или сотворил какое-либо зло, которого он не творил. Его осуждали и ненавидели за то, что он проповедовал правду – правду, имя которой Господь. Он не говорил о том, что все вокруг него плохи сами по себе, он не говорил, что все вокруг него недостойные люди, напротив, он призывал их открыть свои сердца и души действу благодати Божией".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всех вас поздравляю с попразднством Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И сегодня за Божественной литургией мы вспоминаем день памяти святого первомученика и архидиакона Стефана. И я хотел бы вместе с вами вновь обратиться к Священному Писанию, чтобы вспомнить об этом удивительном человеке. Я перечитаю Деяния Святых Апостолов, где повествуется о жизни и мученической смерти архидиакона Стефана. И вот что в Святом Апостоле апостол и евангелист Лука пишет: Деян., VI, 8-15, VII, 1-5, 47-60.

Это удивительное повествование о жизни первомученика архидиакона Стефана сегодня предлагается Церковью каждому из нас для размышления об исповедническом подвиге за веру Христову. Несомненно, сегодняшнее размышление говорит о том, как святой архидиакон, твердо исповедуя веру в Бога, обличая невежество слушающих его и нежелание их открыть свое сердце действу благодати Духа Божия, последовался со Своим Божественным Учителем и Наставником.

Стефана возненавидели не за какие-либо его дурные поступки, не за то, что он в своей жизни мог кого-то смутить или сотворил какое-либо зло, которого он не творил. Его осуждали и ненавидели за то, что он проповедовал правду – правду, имя которой Господь. Он не говорил о том, что все вокруг него плохи сами по себе, он не говорил, что все вокруг него недостойные люди, напротив, он призывал их открыть свои сердца и души действу благодати Божией. Он размышлял с теми, кто рядом с ним, о Боге. Это вызвало ненависть в народе. Это вызвало ненависть в тех людях, которые призвали его, – начальники синедриона, – чтобы спросить его о его собственном исповедании.

Вопрос о том, как поклоняться и служить Богу, является одним из самых важнейших вопросов для человека. И если человек говорит: «Неважно, как ты поклоняешься Богу, главное – будь хорошим и добрым человеком», – то этот человек глубоко ошибается. Невозможно стать истинным человеком, не зная истинного Бога. Невозможно быть достойным сыном, не зная и не почитая Отца. Невозможно подражать Отцу, не зная Его имени. И каждого мы подлинно называем наследником своих отцов в добрых ли или дурных делах: по делам вашим узнают о вере вашей, по тому, как вы поступаете, узнают о том, кто ваш Бог.

Архидиакон Стефан очень живо, искренне, со всей силой убежденности своей веры проповедовал Христа распятого. Он говорил слушающим его о том, как Бог заботился о народе Своем, как Бог не оставил этот народ, но всегда пребывает в нем. Слушающие немало печалились оттого, что слова его стали для них горькой приправой к их недоброй жизни. Потому что слушать Бога – это значит прежде всего исполнять Его повеления. Для того ветхозаветного народа закон стал превыше любви к Богу. В этом законе они позволяли себе все, оправдывая это как бы существующим законом. И самое страшное, чему стали сегодня свидетелями и мы, этим законом они оправдывали и смерть.

Ненависть двигала их сердцем, ненависть схватила первомученика Стефана, ненависть привела его на суд. И ненавидящие его и думающие, что исповедуют истинного Бога, предали его лютой смерти. Ложность такого убеждения нередко встречаем сейчас и мы. Мы видим, что иногда люди, говорящие о своей собственной вере и относящие себя к ней, во имя этой веры убивают других людей. Подлинно о таковых можно сказать, что бог их дьявол, ибо он человеконенавистник и убийца. И если сами они становятся человеконенавистниками и убийцами, то каков тогда образ, которому они кланяются?

Удивительная сила архидиакона Стефана заключалась в том, что он был человеком небезразличным к своей вере. Он твердо исповедовал ее и право проповедовал. Он знал свою собственную веру, он твердо знал истинный закон Божий, он толковал Священное Писание. Сегодня этому примеру Церковь призывает следовать каждого из нас. И надо совершенно откровенно сказать, что нередко о своей собственной вере мы знаем очень немногое, и даже то, что мы знаем о своей собственной вере, является лишь только некоей частью, а в большинстве своем нередко становится, как сказал бы апостол, «бабьими баснями».

Знать свою собственную веру – это значит любить своего Бога. Невозможно любить Христа, невозможно поклоняться истинному Богу и не знать основ своей собственной веры. Первомученик Стефан был тем, кто искренне исповедовал свою веру и хорошо был в ней научен. Когда же его побивали камнями, мы видим, как он горячо молился о тех людях, которые творили ему зло: «Господи, не вмени им греха» (Деян. VII:60). Его истинная вера всегда соприкасается с любовью к человеку. Истинная вера всегда сопереживает человеку, даже тогда, когда он находится во власти дьявола, ненависти. Смотрите, как он молится о своих убийцах. Такими же словами о своих мучителях молились сотни и сотни тысяч новомучеников и исповедников и нашей Церкви Русской. Когда их побивали, когда их мучали и терзали, они, всегда горячо исповедуя истинного Бога, из сердца своего доставали горячие молитвы о своих мучителях.

Подлинное исповедание Бога, подлинная живая вера во Христа всегда соприкасается с жертвенной любовью к человеку, который рядом. Первомученик архидиакон Стефан показал такой пример всей нашей Церкви. И сегодня, вспоминая его подвиг, мы вспоминаем подвиги всех новомучеников, за Христа принявших лютую смерть и страдания. И вспоминаем для того, чтобы обновить свою собственную совесть, побудить себя к изучению, осмыслению веры, в которой живем и, самое важное и главное, подвигнуть себя к образу такой любви, которую показали нам наши предки.

В нынешнее время мы живем и свидетельствуем о том, что нередко и сейчас льется христианская кровь. Мы видим множество свидетельств исповедников Христа ради. Особенно часто это происходит в древних землях, откуда пошло благовестие и где впервые были произнесены проповеди о Христе. Но и в своем собственном Отечестве мы нередко становимся свидетелями бескровного мученичества, когда наше исповедание заключается в твердом стоянии за свою веру, когда наше исповедание заключается в сохранении своих собственных традиций и обычаев.

Будем продолжать это твердое стояние и, всецело уповая на милосердие Божие, призовем себе в молитвенную помощь исповедников, мучеников и свидетелей, за Христа пострадавших. Подвигаясь и вдохновляясь их примером, будем преподавать доброе учение о Христе себе и тем, кто рядом с нами. Будем глубоко чтить и со вниманием изучать традиции нашей Церкви и, самое важное, учение о том, Кого мы именуем Отцом и Богом Своим.

По молитвам святого первомученика архидиакона Стефана и по молитвам всех угодников и исповедников Божиих да дарует нам Господь твердую веру, их примером вдохновение в стоянии в вере отцов наших! Аминь.

1924