Об ответе на призыв Бога

30.12.2016
Просмотры: 955

"Сегодняшнее Евангелие зовет нас ответить на этот призыв Божий своим избранием. Избранные – это не особенные, одаренные. Избранные – это благодарные. Избранные – это те, которые любят не для себя и не в себя богатеют, а в Бога богатеют. Это те, которые могут поделиться своей радостью и не прячут ее за пазухой, стыдливо отворачиваясь от других. Это те, которые, как свеча зажженная, светят всем. Таким избранным может и должен стать каждый из нас".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам слова, которые многим из нас знакомы: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24). И об этом сегодняшняя притча. Я хотел бы вместе с вами поразмышлять над ней. Но прежде я вместе с вами вновь перечитаю Евангелие, которое мы только что слышали, для лучшего и осмысленного понимания церковнославянского языка.

Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии говорит следующее: Лк. XIV, 16-24.

Этой притчей Господь показывает нам Свое удивительное человеколюбие и вместе с этим обнажает перед каждым из нас источник всего того, что делает нас людьми, оставшимися без милости. Бывает, что слышишь, когда человек размышляет о своей жизни, он в конце концов приходит к мысли о том, что он самый несчастный, что все в его жизни плохо, и так мало справедливости. Для нас таких сегодняшняя притча.

Господь призывает к Себе всех, чье имя Ему дорого. Он посылает Своего раба, самого верного и преданного, называя ему имена тех, кого Он ждет для общения. Господь устраивает трапезу, ужин, как торжество жизни не для того, чтобы показать, что на этом торжестве Он хозяин, хотя, вне всякого сомнения, Он даритель этого торжества, Он податель жизни. Господь призывает не для того, чтобы отнять что-либо, а для того, чтобы поделиться этой жизнью, подарить ее, насытить ею. Бог зовет к Себе не для того, чтобы лишить, а для того, чтобы наполнить.

Раб, которого послал господин этой трапезы жизни, находит тех, о ком сказал ему этот господин. И каждый из них, как будто бы сговорившись, начинает отказываться, приводя веские причины, почему он не может присутствовать на этой трапезе. Парадокс. Тебя зовет Тот, в руках Которого жизнь каждого. Тебя зовет Сам податель и источник этой жизни. Он зовет тебя не для того, чтобы отобрать ее. Если бы Он желал этого, он послал бы раба и сказал: «Пойди отбери его жизнь и отдай ее мне». Он звал к Себе для того, чтобы порадоваться вместе. Те, кто отговаривался, находили разные и, как им казалось, веские причины: у одного земля, другой купил волов, третий женился. Каждый, действительно, живет своей жизнью, и у него достаточно того, чем можно было бы в этот вечер заняться. Но самой главной причиной нежелания пойти была неблагодарность, которая выросла из внутреннего жестокого эгоизма: есть только я, и больше нет никого и ничего.

Радость, которой ты не можешь поделиться с другими, – это не радость, это страсть. То, что есть в тебе: твои ощущения, твои переживания, которыми ты не можешь поделиться с Богом, – никогда не пойдет тебе на пользу. Ведь все эти люди, которые сегодня отказались быть сотрапезниками с Царем, могли бы прийти со своей радостью и первое, что с порога сказать ему: «Благодарю Тебя за званый ужин». «И я пришел к Тебе со своей радостью. Смотри, у меня земля новая. Благодаря Тебе я смог купить ее, потому что Ты дал мне для этого все силы», - поделился бы один. «Смотри, у меня новые волы», - сказал бы другой. «Порадуйся, вот моя супруга, и я благодарю Тебя за то, что Ты как Царь дозволил мне найти ее», - произнес бы третий.

Со всей этой радостью можно было прийти к Тому, кто еще облагодетельствовал бы. И там, на этой трапезе, рассказать всем о своей радости. Но это возможно только тогда, когда эта радость наполнена благодарностью к Богу. Как некий вор, как хищник, как тот, кто не доверяет Своему Отцу, спрятав за пазуху, эти люди думают сохранить свое счастье, которого, впрочем, никто их не лишал и не отрывал от них. В нашей жизни, среди нас с вами, пожалуй, найдется немало таких, к большому горю и сожалению. У нас находится масса причин, чтобы не пойти в храм в воскресный день. У нас находится масса причин, чтобы вечером не открыть молитвослов и не произнести слова благодарности Богу за прожитый день. У нас находится много причин, чтобы не поститься. У нас находится еще больше причин, чтобы стуку совести в дверь нашего сердца, когда она начинает нам говорить: «Что же ты делаешь?» – сказать: «У меня своя жизнь. Это правила моей жизни, и не надо от меня ничего сейчас требовать, я так живу». И продолжать обижаться, злиться, мстить.

Господь каждого из нас зовет к Себе не для того, чтобы у нас все отнять, нет. Он всеблагой и вседовольный. У Него все есть. Он податель всяческих благ. Он зовет для того, чтобы все это оставить нам для Своей вечности, навсегда. Что же делает сегодняшний опечаленный друзьями господин? Он говорит своему рабу: «Пойди призови всех, кого увидишь: и больных, и слепых, и хромых. Для них я подарю свою трапезу». И, действительно, даже в нашей жизни чаще можно увидеть улыбающимся больного человека, чем человека здорового радующимся, благодарным жизни. Сегодня чаще можно увидеть человека, который скован каким-либо недугом или изъяном, и этот человек радуется жизни, против того, кто полон сил, полон внутренних источников вдохновения, полон возможностей и при этом уже почти перестал быть человеком. Можно увидеть калеку, который быстро прощает и не обижается, и человека крепкого, который говорит: «Никогда не прощу. Всегда буду это помнить. И сколько буду жить, никогда этого не забуду». И тогда ты понимаешь, что именно вот этих Господь и позвал на свой пир. Он у них ничего не отнял. Он дал им больше. Тот, кто слеп, бывает, чаще видит столько, сколько не видит зрячий. Тот, кто немощен, бывает намного здоровее в своей жизни, чем физически крепкий человек. Их Бог позвал к Себе на трапезу. Они в Его доме.

Но самое горькое в сегодняшнем евангельском благовестии то, когда Господь говорит: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24). Мы уже об этом говорили неоднократно: избрание происходит каждым из нас. Выбираем мы, а не нас выбирают. Если кто-то скажет о своей жизни, что она плоха, тот должен помнить, что он сам себе избрал такую жизнь. Если кто-то скажет в своей жизни, что он одинокий и несчастный, тот должен помнить, что он сам избрал это одиночество тогда, когда мог бы выбрать другое через свое доброе сердце, через свое искреннее, любящее, трепетное отношение к другим людям.

Сегодня мы слышим в Евангелии, что Господь несколько раз посылает Своего слугу, потому что еще осталось место. «Зовите всех», – сказал Он. «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24): мало не потому, что им нет места; мало потому, что на этот призыв скованные жестокой неблагодарностью, скованные алчным себялюбием, скованные гордостью, мы продолжаем наслаждаться тем, что считаем источником своей радости, которой боимся поделиться с Богом, порадоваться с Ним. «Поделиться» означает принести свою благодарность за эту радость. Наша жизнь всегда проходит так близко к трапезе Небесного Царя. Вот она, уже здесь, осязаема. И самое главное, чтобы мы решились подойти к этой трапезе со всеми своими «но» и «если». Бог зовет не размышлять о том, что время еще не пришло: «Вот сейчас это закончу, доделаю, и тогда найду эту дорогу. «Тогда» может не произойти. Двери на эту трапезу закроются, придет кончина. Что ответим Ему?

Сегодняшнее Евангелие зовет нас ответить на этот призыв Божий своим избранием. Избранные – это не особенные, одаренные. Избранные – это благодарные. Избранные – это те, которые любят не для себя и не в себя богатеют, а в Бога богатеют. Это те, которые могут поделиться своей радостью и не прячут ее за пазухой, стыдливо отворачиваясь от других. Это те, которые, как свеча зажженная, светят всем. Таким избранным может и должен стать каждый из нас.

955