О силе милосердия

22.12.2016
Просмотры: 2872

"И самое драгоценное – будем помнить, что самая непреодолимая сила для демона – это наше милосердие. Хочешь помочь человеку унывающему – умилосердись над ним, начини с ним вместе молиться. Хочешь поддержать человека в немощи – будь милосерден над ним, прикоснись к нему, будь рядом с этим человеком. И Господь, видя твое милосердие, воздаст за него тому, кому ты милосердствуешь. Хочешь и сам выпрямиться в своей жизни, умилосердись над теми, кто обидел тебя, прости им. Бог всем нам будет судьей. И Господь воздаст тебе твоим прощением и Своим благословением. И, наконец, умилосердимся мы и над теми, кого все еще не можем простить, кому не можем забыть, кого не можем первыми поблагодарить, с кем не можем первыми заговорить. Будем и к ним милосердны, отпустим их. И тогда увидим, что Господь подарит нам такую радость, какую никто не подарит, и даст Свою Божественную силу, потому что Бог милосерд".

Для чего мы болеем? Об этом сегодняшнее Евангелие. Я хотел бы для лучшего понимания церковнославянского текста вновь перечитать это Евангелие вместе с вами и поразмышлять об описании чуда, которое сотворил Христос. Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии, благовествуя, говорит нам следующее: Лк. XIII, 10-17.

Для каждого из нас слово «закон» – это не пустой звук. Мы знаем о законе Божием. Мы знаем о воле Божией, которой Господь создал весь мир видимый и невидимый. И Господь поставил нас в этом мире, чтобы беречь его и заботиться о нем, как некогда прародители наши заботились о саде в раю. Есть законы, которые мы сами в своем людском мире установили лишь для единственной цели – противиться злу. Закон Божий установлен для этой же цели. Он есть основа всякого закона. И сила закона заключается в том, что посредством его исполнения мы противимся злу, а противление злу является нормой. Это доброе дело, потому что без этого дела мир вообще погиб бы. И поэтому мы всегда с ревностью сохраняем закон, пределы закона. И даже когда человек впервые переступает порог храма, он задается самым первым вопросом: как нужно сделать, как положено. При этом понимая, что эти положенные традиции сделаны не для того, чтобы препятствовать человеку, а, напротив, для того, чтобы помочь человеку получить просимое, найти искомое.

Так Господь положил закон о субботе. Сегодня это закон, относящийся к воскресному дню. Смысл этого закона сводится к тому, чтобы всю неделю совершать дела своей жизни, но один из дней посвящать служению Богу, в самом прямом и самом выраженном смысле этого служения. Если мы все время, совершая службу по отношению к ближним, совершаем служение Богу опосредованно, через ближних, то в воскресный день, приходя в храм и совершая молитву, мы уже без всякого посредства совершаем свое общение с Богом. Мы через воскресный день убеждаем себя в мысли реального присутствия Божия в нашей жизни для того, чтобы тогда, когда этот день пройдет, это присутствие сохранять в делах своей жизни. Одним словом, воскресный день – это день, который мы посвящаем Богу для того, чтобы всю свою следующую неделю продолжать это служение, но уже посредством выполнения его заповедей, закона о любви.

И сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о женщине, которая восемнадцать лет болела тяжкой болезнью. Она было согбенной, скрюченной. Она не могла выпрямиться. Она не могла свободно, как все, окружающие ее, совершать дела своей жизни. Можно представить себе, как за эти годы она под тяжестью своей болезни изменила свой внутренний мир. Блаженный Феофилакт Болгарский замечает, говоря об этой женщине: должно быть, в ее жизни были такие поступки, которые привели ее к этому печальному состоянию. Это мы узнаем из того, что о ней скажет Христос – она была связана духом нечистым. Он отнял у нее здоровье. Но сделал это не потому, что сам захотел, а потому что у этой женщины были такие поступки, которые сделали силу дьявола возможной в ней самой. И она стала согбенной.

Должно быть, ей часто приходилось слышать разные насмешки и чувствовать безразличие. Но самое тяжелое, что ей приходилось испытывать – это видеть только землю и не иметь возможности выпрямиться и посмотреть выше, на небо, на лица людей. Она только слышала звуки и видела проходящих мимо, но разглядеть их ей было очень тяжело. Мы не знаем, почему это произошло с ней: может быть, потому что когда она могла это делать, она не вглядывалась в человеческие лица, не замечала их. Мы не знаем. Но знаем, что было тогда, в этот день субботний. Христос, подойдя к ней, проявил милосердие. Милосердие всегда изгоняет силу дьявольскую из души человека. Милосердие – это всегда такая непреодолимая сила, против которой никогда не может восстать тьма. Господь над ней умилосердился: возложив Свои руки, Он прикоснулся к ее немощи. Он не так, как многие: подошел, подбодрил и пошел дальше своей дорогой. Он по-другому: прикоснулся к ней Своими руками, Он дал ей силу, которая позволила ей выпрямиться. И это сила милосердия Божия.

Это сила, которая как будто бы будит уснувшего человека. Это сила, напоминающая силу заботливого садовника, который, проходя в своем саду, замечает надломленное деревце и не ломает его до конца, а поднимает, подвязывает, укрепляет, заботится, чтобы это дерево вновь продолжило свой рост. Это сила небезразличия. Это сила, которая говорит, что не существует того, по отношению к чему я мог бы сказать: «А мне какое дело? Это не мое дело. Пусть другие делают».

Женщина выпрямилась. Первое, что она делает – благодарит Бога. Она не говорит взамен обидные слова тем, кто говорил ей обидные слова. Она не смеется над теми, кто смеялся над ней еще некоторое время назад, глядя на ее немощь. Она благодарит Бога. И эта благодарность навсегда оставляет ее выпрямившейся, оставляет ее исцеленной.

Немилосердие, безразличие или жестокость – закон без любви вселяется в другие сердца. Находящийся там первосвященник спрашивает: «Что тут происходит у нас в субботу? Надобно в течение недели это делать, а в субботу не должны совершаться никакие дела». Христос упрекает его в немилосердии к людям и говорит: «Разве вы не милосердны к животным, которых водите на водопой? Разве милосердие к животным не должно быть сильнее в вас, когда вы говорите о людях? Разве милосердие к животным не должно в вас продолжаться особой силой милосердия к людям?». Народ, находящийся там, стыдился и благодарил Бога о Его силе.

Сегодняшнее Евангелие о каждом из нас. И когда я сегодня спешил на богослужение и перед богослужением прочитал это Евангелие, то начал задумываться, действительно ли всех мое милосердие развязало от скованных сил моего непрощения, от моей обиды, безразличного взгляда, замыленного, как говорят сегодня, глаза? Мы иногда способны проявить необычайную заботу и любовь о каком-то мяукающем создании, но не способны долго простить говорящего человека. Мы иногда способны обрадоваться, увидев какое-нибудь создание, виляющее хвостом, и не способны на искреннюю человеческую радость по отношению к тому, кто едва может поднять руку, кто едва может двигаться, кто болен, немощен, кто разбит параличом.

Да, иногда мы находим для таких людей лекарство и говорим: «Сам виноват». Но разве мне не надлежит быть милосердным? Разве Господь не призвал сегодня меня к этому милосердию? Разве не на мои руки сегодня он смотрит? К чему они прикоснуться: к человеку, находящемуся в нужде, или опять к самому себе только лишь, к своим страстям, к чудным комочкам всяких живых существ? Важно любить весь мир, но важнее любить человека. Важно заботиться обо всем мире, но прежде всего о том, кто создан по образу и по подобию Божиему. И, честно сказать, с ужасом смотришь на свою жизнь и понимаешь, что она нередко превращается в хлев, в котором привязанными стоят многие люди: привязанными моими обидами, моими подозрениями, моими колкими и злыми словами, моим непрощением, моим ропотом, негодованием, моим «посмотрим, посмотрим, сколько же я привязал».

Сегодня Господь приходит в хлев моей жизни, чтобы сделать из него место свободы. Сегодня Господь приходит в мою жизнь, чтобы возложением своих рук простить тех, кого я не могу простить, помочь тем, от кого я отвернулся, поддержать тех, о ком я перестал даже молиться. Сегодня Господь напоминает мне о том, что служить Ему – это значит служить ближнему. И если ты по-настоящему желаешь этот день посвятить Ему, зайди в хлев своей жизни, развяжи тех, кого ты связал своей человеческой волей. Вспомни об этих людях, прости их, искренне помолись о них, поддержи этих людей, начни первым говорить с ними, даже с теми, кто не может посмотреть на небо. Встань перед ними на колени, и пусть они увидят твои глаза, твое лицо. Если они не могут поднять к тебе свое лицо, если человек не может сделать сам первый шаг к тебе, ты сделай этот шаг к человеку.

Сегодняшняя удивительная история исцеления этой несчастной, а теперь счастливой женщины продолжается и по сей день. И вот сегодня мы в храме, и сегодня Господь с нами. И среди нас молящихся есть те, кто сам согбен, кто унывает под тяжестью своих проблем, кто отчаивается от бесконечных тяжелых болезней и испытаний, кого, как говорят, бьет судьба, и этот человек уже склонился до земли. Знай, что выпрямить тебя может только Христос. Обратись к Нему всей силой своей веры: столько, сколько веришь. Обратись к Нему не для того, чтобы просить сил и этими силами начать мстить или относиться к другим так же как тебе, но просить сил для того, чтобы, получив хоть немного утешения, начать благодарить Бога, как эта счастливая женщина.

Никогда не думай, что твоя согбенная жизнь никому незаметна. Ты ходишь перед Богом, и Бог всегда перед тобой. Стоит только лишь услышать Его призыв, как услышала эта женщина, которую Христос позвал к Себе, и она смиренно, с надеждой, со всей своей согбенной жизнью, со всей тяжестью своих проблем пришла к Нему и получила исцеление. Господь простил ее. Господь умилосердился над ней. И через Свое милосердие вернул ей то, что она потеряла – свободу от греха. А со свободой от греха вернулось и здоровье, и благополучие, и все. Она благодарила за это Господа. Будем и мы, вспоминая в прошлом свою согбенность, благодарить ныне Бога. Будем и мы, ощущая свою немощь, стремиться к Тому, Кто может все исправить и выровнять нашу собственную жизнь.

И самое драгоценное – будем помнить, что самая непреодолимая сила для демона – это наше милосердие. Хочешь помочь человеку унывающему – умилосердись над ним, начини с ним вместе молиться. Хочешь поддержать человека в немощи – будь милосерден над ним, прикоснись к нему, будь рядом с этим человеком. И Господь, видя твое милосердие, воздаст за него тому, кому ты милосердствуешь. Хочешь и сам выпрямиться в своей жизни, умилосердись над теми, кто обидел тебя, прости им. Бог всем нам будет судьей. И Господь воздаст тебе твоим прощением и Своим благословением. И, наконец, умилосердимся мы и над теми, кого все еще не можем простить, кому не можем забыть, кого не можем первыми поблагодарить, с кем не можем первыми заговорить. Будем и к ним милосердны, отпустим их. И тогда увидим, что Господь подарит нам такую радость, какую никто не подарит, и даст Свою Божественную силу, потому что Бог милосерд. Аминь.

2872