О преодолении греха

14.12.2016
Просмотры: 780

"С грехом нельзя договариваться. Его нельзя преодолеть иначе, как силой Христовой, отказавшись от этого греха. Одно только бывает преодоление любого греха – не творить его. Это, с одной стороны, совершенно очевидно и понятно. Но, с другой стороны, нередко мы видим, как человек, подвергаясь разным зависимостям и духовным болезням, мыслит себе, что с этим он может уживаться. «Что, – говорит человек себе, – разве я большое зло творю..? Так это мое зло еще не очень большое по сравнению с тем, которое творят там, они, другие». И так человек оставляет в себе место для «змия», который, впрочем, никогда не удовлетворяется тем, что имеет. Но сначала учит человека скверно говорить, затем учит человека осуждать других, зачем учит гордиться. Да, руки его еще не поднимаются на жизнь других людей, и этот уже гордец, сквернословец и нечестивый в своем послушании человек продолжает говорить: «Я еще не так плох, как другие». Но змий продолжает все более и более поражать душу человека."

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

За Божественной литургией, когда мы собираемся вокруг Святой Трапезы, мы слышим Слово Божие, обращенное ко всем нам. Священное Евангелие является неотъемлемой частью нашей духовной жизни, оно является нашей молитвой и нашим богообщением.

Я хотел бы вновь вместе с вами вернуться к евангельскому тексту, который мы только что слышали, и поразмышлять над этим Евангельским благовестием, которое, обращаясь к нам, отвечает на важные вопросы нашей собственной жизни. Для лучшего и осмысленного понимания церковнославянского языка я хотел бы перечитать Евангелие. Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии говорит следующее: Лк. X, 19-21.

Это Священное благовестие говорит нам о той благодатной помощи, которую Милосердный Господь дает нам в преодолении нашей жизни. Когда святые ученики-апостолы после своей проповеди, на которую Господь их благословил и вдохновил, дал им Своего Духа, Свою силу, вернулись к Нему, то они говорили, что «бесы повинуются нам о Имени Твоем» (Лк. 10:17). Они радовались не тому, что имели происходящую от себя силу, они радовались силе Божией, которая в них действовала. Эти слова становятся особенно понятными тогда, когда мы, размышляя о некоторых обстоятельствах собственной жизни, говорим, что нам очень трудно их преодолеть и не на кого надеяться, а надо надеяться только на самого себя. Или некоторые говорят по-другому: если сам ничего не сделаю, то ничего не будет, и никто не сделает.

Одним словом, нередко бывает так, что человек убеждает себя в мысли, что преодоление любых обстоятельств жизни зависит только от него самого. В некоторой степени да. И самая главная сила, которую должен употребить человек в преодолении обстоятельств своей жизни – это сила человеческой веры и сила вдохновения от собственного труда. Но во всем, как говорит святой апостол, передавая слова Спасителя Христа – «без Меня не можете творить ничего», во всем, что совершаем мы, призываем силу и действие Самого Бога.

О имени Твоем, говорят апостолы, повинуются нам духи. Духи, которые нападают на человека, и не только внушают и передают человеку физические немощи, но еще душевные и духовные страсти. Страсти, которые для человека бывают нередко тяжелей болезни: злые привычки, злые обычаи; страсти, которые повергают человека в зависимости; страсти, которые делают человека слабым, – все это нападает на человека с неимоверной ненавистью не потому, что бес ненавидит человека, но потому, что ненавидит в человеке образ и подобие Божие, по которому человек сотворен. И когда мы призываем силу Божию, чтобы в себе сохранить этот образ Божий, то всякая нечисть, всякая сила вражия отступает от человека: «вот даю вам власть наступать на змию и на скорпию», – говорит Христос (Лк. 10:19), даю вам власть преодолевать именем Божиим всякие страсти и немощи, которые гнездятся в ваших душах и сердцах.

С грехом нельзя договариваться. Его нельзя преодолеть иначе, как силой Христовой, отказавшись от этого греха. Одно только бывает преодоление любого греха – не творить его. Это, с одной стороны, совершенно очевидно и понятно. Но, с другой стороны, нередко мы видим, как человек, подвергаясь разным зависимостям и духовным болезням, мыслит себе, что с этим он может уживаться. «Что, – говорит человек себе, – разве я большое зло творю..? Так это мое зло еще не очень большое по сравнению с тем, которое творят там, они, другие». И так человек оставляет в себе место для «змия», который, впрочем, никогда не удовлетворяется тем, что имеет. Но сначала учит человека скверно говорить, затем учит человека осуждать других, зачем учит гордиться. Да, руки его еще не поднимаются на жизнь других людей, и этот уже гордец, сквернословец и нечестивый в своем послушании человек продолжает говорить: «Я еще не так плох, как другие». Но змий продолжает все более и более поражать душу человека.

От малого огня зажигаем большое пламя. Так бывает со всякой страстью, которая, если найдет в человеке место для себя, зажигает всю человеческую душу. Помни всегда, что бес ненавидит в тебе образ Божий, а значит, чтобы поразить его в себе, надобно служить этому образу Божию. Как и апостолы говорят: «И бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10:17). Преодоление всякой страсти возможно только тогда, когда этот образ Божий в себе самом мы чтим не словами, но поступками нашей жизни. Проще говоря, когда мы живем не для того, чтобы быть хорошими людьми только лишь внешне, но для того, чтобы быть святыми образами внутри себя: в мыслях, от которых рождаются дела, в чувствах, от которых рождаются желания – во всем, что есть внутри нас, мы должны видеть образ и подобие Божие Божий и стремиться к этому образу.

Не о том радуйтесь, говорит Господь, что бесы вам повинуются; не о том радуйтесь, что у вас хватило сил, решимости что-либо преодолеть; но о том радуйтесь, что имена ваши вписаны в книгу жизни. Наша радость не должна быть только человеческой: имею в виду время человеческой жизни. Наша радость не должна распространяться только на время нашей человеческой жизни, а значит и то, что мы называем временной человеческой радостью не должно быть смыслом нашей жизни. Этим смыслом должно быть убеждение того, что имена наши вписаны в книгу жизни, то есть наши собственные имена в книге, которую Бог держит в Своих руках. Мы не тому радуемся, что Он знает о нас, видя только лишь нашу жизнь. Но тому бесконечно радуемся, что Он, как Отец, ожидающий Своего сына, ждет каждого из нас в Свой дом, в котором наше имя вписано в Его книгу жизни, – имея при этом Небесное Отечество.

Наша радость проистекает от многих обстоятельств нашей жизни, и Господь не лишает нас человеческих радостей. Он дает нам радость дружбы, дарит нам радость семьи, подает нам радость совместной молитвы, подает нам радость нашего единства и нашего общения. Но во всем этом Он ждет лишь только того, чтобы мы видели Его руку, дающую нам эту радость. И о том радуемся, что не наше имя просвещается, о том радуемся, что не наше собственное имя становится предметом благодарности или восхищения другими людьми, а о том радуемся, что прославляем в своей собственной жизни имя Божие.

Быть вписанным в книгу жизни вовсе не означает, что мы уже спасены до собственной нашей жизни, а это означает, что каждому из нас Господь желает только спасения и к этому спасению прилагает Свою Божественную силу. Но Бог спасает нас не без нас. И наше самое важное призвание в том, чтобы не вычеркнуть своей рукой наше имя, вписанное в эту книгу жизни Его рукой, рукой Самого Бога. Наше самое важное призвание – следовать Его написанию, Его пути, о котором Господь и говорит: всякий, вземлющий крест и следующий за Мною, со Мной будет. И наше следование за Христом – это и есть исполнение замысла Божия о каждом из нас.

Сегодняшнее Евангелие убеждает нас в том, что Господь помогает нам преодолевать все страхи и опасности, все печали и скорби, все наши духовные и телесные немощи. Евангелие о том, что Господь дает нам Свою силу. Нам нужно только ей воспользоваться. А сила эта становится сокрушительной тогда, когда мы ее употребляем для прославления имени Божия. Впрочем, как и вся наша жизнь становится достойной тогда, когда нашей собственной жизнью мы освящаем образ, по которому мы созданы – образ и подобие Божие.

Послушаемся святого апостола, который преподносит нам слово Самого Господа и Спасителя Христа. И по этому слову будем радоваться тому, что Господь вписал имена наши в книгу жизни. По этому слову будем, дерзостно обращаясь к Богу, уповать на Его бесконечное милосердие и силу для того, чтобы преодолевать всякие скорби. Будем наступать на силу вражию своим собственным духовным подвигом: своим постом, своей молитвой, своей доброй, достойной, благочестивой жизнью. И будем уверенны, что не повредит нам ничто, если, наступая на эту силу, мы совершаем это с именем Божиим. Будем уверены, что с нами Бог, и никто против нас. Аминь.

780