О великомученице Екатерине

14.12.2016
Просмотры: 711

"Смерть не прикоснулась к Екатерине. Хотя и телом она погибла, но душою жива в Царстве Божием. Никакие богатства не соблазнили ее, и ничто она не искала для себя. Но все, к чему она сама прикасалась, она трепетно предавала в руки Божии. С кем бы она ни дружила, кому бы она ни открывала свое сердце, с кем бы она ни общалась – со всеми она говорила не о себе, а о Христе, и проповедовала Его. Этот пример особенно важен в нашей жизни, которая в некоторых ее случаях мало чем отличается от языческого мира, к большому горю: когда идолом мы делаем собственную жизнь, когда идолов мы ставим в своих домах, когда мы стремимся к таким идолам, бесконечно обеспечивая свое благополучие и думая, что подлинная радость в том, что можно положить в карман."

Всечестные отцы! Дорогая матушка игумения! Дорогие братья и сестры! Я всех вас поздравляю с днём памяти святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы сего святого храма, скита Свято-Успенского Бештаугорского мужского монастыря.

Сегодня мы вспоминаем день памяти удивительной подвижницы, удивительной девушки и очень смелого и решительного человека. Выросла Екатерина в Александрии, в благочестивой семье. Семья хотя и была благочестива, но не исповедовала Господа и Спасителя Христа. Эта семья была языческой. Екатерина получила от своих родителей хорошее воспитание и образование, но самое важное, что она приняла от родителей – это пытливый ум, который во всем искал превосходство бытия Божия.

Когда пришло время, и Екатерине надобно было определяться со своей дальнейшей личной жизнью, к ней приводили множество женихов, чтобы познакомиться. Но Екатерина была уязвлена страстью языческого мира, а именно особым, высоким, превосходящим мнением о себе самой. И, движимая этой страстью, она говорила, что может выйти замуж только лишь за того человека, который превзойдет ее в уме, красоте и по образованности.

Так случилось, что в это время она познакомилась с одним благочестивым христианином, старцем, который сказал ей о том, что знает такого Жениха, что краше ее и умнее, что превосходит ее в добродетелях. И подарил ей икону Божией Матери. Екатерина в тонком видении увидела чудное событие, когда Пречистая Богородица в руках держала Младенца, но Он отворачивал Свой взор от Екатерины. Матерь Божия молила Его, чтобы Он повернулся к Екатерине, на что Младенец ответил, что сделает это после того, как она, пообщавшись со старцем, который дал ей эту икону, обратится к Нему. Изумленная увиденным, Екатерина вновь обращается к старцу и много расспрашивает у него о Христе. Тот в простоте ей рассказывает об истинном Боге, являющимся началом всякой жизни, о красоте Самого Бога, Который украсил жизнь человека, о величии Его творения и о величии Его Самого.

Екатерина воспылала искренней любовью к этому образу. И тогда Господь показал ей Себя. После этого она принимает Святое Крещение и становится христианкой. Сердце юной девушки открывается перед бесконечной силой Божественной любви. Через эту силу любви Бога она увидела тщетность того, чем она раньше хвалилась. Она увидела тщетность жизни, не имеющей продолжение в вечности, тех людей, кто жил временными благами, не размышляя о вечном Боге. В сердце юной девушки, которая так пылала и желала искать себе достойного жениха, возгорелась такая необыкновенная любовь к Богу, в которой она по-настоящему почувствовала всю силу своего человеческого счастья.

Дальше события начали происходить очень быстро, стремительно. В этот город приехал нечестивый царь Максимин, который устроил большой языческий праздник. Екатерина пришла на этот праздник и обвинила царя в том, что вместо того, чтобы насаждать подлинное благочестие, которое заключается в любви и сострадании к людям, подлинное благочестие, которое заключается в милостыне по отношению к нуждающимся, подлинное благочестие, движимое бесконечной любовью к истинному Создателю, – вместо этого, говорила она ему, ты устраиваешь языческие праздники, которые без того гибнущий народ повергают в страсти и грехи, из-за которых эти люди теряют подлинный человеческий образ.

Максимин гневался на эти речи. Пока он не имел возможности общаться с Екатериной из-за своих потребностей оставить этот город на некоторое время, она общалась с его супругой. И с кем бы ни общалась Екатерина, она передавал им, своим сотаинникам в общении, собеседникам, самую главную радость своей жизни: радость веры во Христа. Она делилась самым дорогим, что сделало ее счастливой – верой в Бога, истинного Творца неба и земли. Супруга царя обратилась в христианство, она была крещена. Когда вернулся Максимин, он разгневался, узнав, что и жена приняла святую веру, и приказал умертвить ее. Обезумевший в конец, он приказал мучить Екатерину, дав указание своим лучшим учителям языческого мира и традиции, чтобы они уговорили Екатерину отказаться от ее веры.

Все было тщетным. Эта юная хрупкая девушка оказалась прочней мыслителей того времени, прочней орудий истязаний, которые, как повествуется в житии Екатерины, изломались во время этих истязаний, не причинив никакого вреда святой. Эта юная девушка оказалась прочней человеческой ненависти и страсти. Соправитель уговаривал ее, чтобы теперь она стала его женой, и сулил ей и богатство, и почет, только бы она отреклась от своей веры. Екатерина оказалась прочней ложного человеческого счастья, лишенного веры в истинного Бога. Тогда мучитель приказывает казнить ее. Она была убита усекновением, а благочестивые христиане с благоговением взяли ее тело.

По сей день святые мощи великомученицы Екатерины находятся в Синайском монастыре, в современном Египте, куда приходят тысячи и тысячи, а за весь христианский век – миллионы паломников, чтобы испросить у нее молитвенной помощи. Сюда приходят поклониться этой хрупкой девушке, избравшей Господа и Спасителя Христа, которая ободряемая Духом Божиим, стала крепче стали, надежнее самых подкупленных друзей, ложных, которая стала красивее, чем избранница императора, которая осталась верной Небесному Жениху в своей чистоте веры и жизни. Народ Божий почитает Екатерину за ее удивительную стойкость. Но наше почитание связано не только с восхищением ее подвигом. Оно связано с тем, что она оставила всем нам в наследство: подлинная радость не в том, к чему может прикоснуться смерть, а в том, к чему прикасается Бог; подлинная радость не в том, что человек может забрать себе, а в том, чем человек может поделиться с другими.

Смерть не прикоснулась к Екатерине. Хотя и телом она погибла, но душою жива в Царстве Божием. Никакие богатства не соблазнили ее, и ничто она не искала для себя. Но все, к чему она сама прикасалась, она трепетно предавала в руки Божии. С кем бы она ни дружила, кому бы она ни открывала свое сердце, с кем бы она ни общалась – со всеми она говорила не о себе, а о Христе, и проповедовала Его. Этот пример особенно важен в нашей жизни, которая в некоторых ее случаях мало чем отличается от языческого мира, к большому горю: когда идолом мы делаем собственную жизнь, когда идолов мы ставим в своих домах, когда мы стремимся к таким идолам, бесконечно обеспечивая свое благополучие и думая, что подлинная радость в том, что можно положить в карман.

711