О тех, кто оказался на обочине

06.12.2016
Просмотры: 745

"Сегодняшнее Евангелие о нашей собственной дороге жизни, по которой мы шествуем. Евангелие обращает наше внимание на тех, кто, может быть, не идет рядом с нами, а оказался на обочине и упал. Нам жить с этим словом Божиим. И когда мы теперь увидим человека, который попал в нужду, который оказался в одиночестве, в горе, не будем спешить находить ему упреки, почему с ним это произошло, не будем лить на него свой суд и гнев. Изольем на него свою милость и любовь не для того, чтобы все ему простить – Бог всем судья, – но для того, чтобы призвать его к покаянию, чтобы призвать его к исправлению, поддержать своей любовью и сохранить в нем человеческое достоинство образа и подобия Божия".

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Дорогие братья и сестры! Всех вас приветствую с воскресным днём. И вместе с вами свое сердце, свою душу открываю перед словом Божиим с тем, чтобы в этом слове найти для себя силы к подлинной, свободной духовной жизни. И я хотел бы вместе с вами вновь обратиться к Священному Писанию, которое мы только что слышали. Я перечитаю его по-русски для лучшего понимания церковнославянского языка. Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии говорит следующее: Ев. от Лк. X, 25-37.

В своей жизни, когда мы размышляем о том, кто достоин или недостоин нашей любви, нашей дружбы, наших отношений, нашего доверия, нашего внимания, мы очень часто руководствуемся тем, что на самом деле в будущем, в дальнейшем лишает нас ближних. Сегодняшнее Евангелие отвечает нам на очень важный вопрос: а по какому принципу мы должны относиться к другому человеку; что должно нас с ним объединять и роднить? На это святитель Феофилакт Болгарский говорит следующее. Господь создал нас всех одинаковыми. Все мы для Него дороги, ибо каждый из нас является Его созданием. Не создал Он кого-то лучше, а кого-то хуже. Не создал Он кого-то угоднее Себе, приятнее Себе, а кого-то менее приятным – одинаково Бог любит каждого человека. И перед Богом нет тех, кто Ему мил, или тех, кого Он ненавидит. Но, ненавидя грех, Господь преследует грех в человеке, чтобы исправить человека, и каждому желает спасения. Потому, говорит блаженный Феофилакт Болгарский, и тебе стоит относиться к человеку не из мысли приятности или неприятности тебе, а из той мысли, что все вы одинаково созданы пред Богом.

Этот вопрос рождает немало споров в нашей собственной жизни, вопрос о том, как же относиться к тому человеку, который рядом, особенно тогда, когда от тебя требуется первый шаг, когда от тебя требуется некая жертва, жертва твоей дружбы и твоей любви? Вот здесь очень часто мы находим себе множество оправданий, чтобы не делать этого, и по-настоящему лишаем себя ближних. Сегодняшнее Евангелие именно об этом. Вспомните о человеке, который попал в руки разбойников. Этот человек лишился в мгновение ока своего благополучия и внешнего, да и внутреннего, мира. В мгновение он лишился здоровья и был повергнут в придорожную пыль. Мимо него проходили люди. Проходили люди, с которыми он только что общался в храме. Ведь он шел из Иерусалима, должно быть, шел после молитвы. И там, в этом храме, видел тех же людей, что проходили мимо него. И, вглядываясь в каждого, быть может, даже не хватало ему сил попросить о помощи, он надеялся, что его узнают, что в нем узнают своего, как только что он узнавал их, своих. И священник, и левит – все те, с кем он только что общался, – прошли мимо, потому что не захотели останавливаться перед чужой болью.

Для некоторых людей благополучным человеком кажется лишь только тот, кто идет рядом. И более того, нередко приходится слышать – опасно общаться с людьми, которые подозрительно выглядят, опасно общаться с людьми, которые могут нанести твоему собственному имени некий вред – лучше бы не связываться. Кстати сказать, таких примеров в жизни мы видим бесконечное количество, когда вот это желание – да ладно, это не мое дело, пусть сами разбираются, пусть сами как-то выкарабкиваются – толкает людей на страшное преступление жестокого сердца.

Думаю, что недавно все видели печальный сюжет, когда на улице был сбит машиной человек вместе со своим ребенком, и все проходили мимо, не замечая валяющегося на дороге несчастного мужчину и испуганного ребенка. «Это не моя беда», «это не моя проблема», «это не моя нужда», - говорит себе человек и внушает себе, отравляя свою собственную совесть ложной мыслью «может быть, он просто пьяница какой-то», «может быть, это просто какой-то мерзавец и негодяй», «может быть, этот человек еще какой-то». Одним словом, какой он мне ближний, какое отношение я имею к этому человеку? Пусть позаботятся о нем его же родные, а я пойду в свой мир. Но только мир ты уже больше не найдешь. Только мир ты уже больше не найдешь ни в своем сердце, ни вокруг себя. Каждый, мимо которого мы прошли, забирает у нас этот мир. Мы теряем этот мир с каждым шагом, удаляясь от боли, нужды другого человека.

Сегодняшнее Евангелие показывает нам самарянина, человека, который к попавшему в руки разбойников был не просто чужим, но еще чуждым духом, это был вообще человек других религиозных традиций, национальных убеждений. Если хотите, то можно сказать, что это был полный антипод по внутреннему мироощущению и устройству тому человеку, кто оказался в руках разбойников. И этот другой, непохожий, иной человек, говорящий на ином наречии, по-другому относящийся к своей духовной жизни и традиции, останавливается и помогает несчастному человеку. Не потому, что он в нем узнает того, кого он только что видел – они не встречались в храме, этот самарянин там не бывал. Но потому это делает, что в нем настоящее, живое, трепетное сердце. И его вера подлинно в том, что он в каждом человеке видит образ Божий.

Если ты в другом человеке не видишь образ Божий, ты не веришь во Христа. Если ты в другом человеке не видишь присутствие Небесного Отца, ты неверующий человек. Этот самарянин был верующий. Он остановился, помог, привез в гостиницу, позаботился – сделал все, чтобы в этом человеке человеческое восторжествовало, вернулось здоровье, а самое важное и самое главное, чтобы он не отчаялся. Ведь на этой дороге жизни он видел спины уходящих родных. Может быть, и он однажды прошел мимо кого-то. Может быть, он прошел мимо двоих, и эти двое прошли мимо него. И когда мы говорим «как больно, когда не замечают нашей обиды», «как больно, когда проходят мимо», «как больно, когда родные предают, забывают и отказываются», вспомни своих родных, которых ты забыл в самый тяжелый момент жизни, испугавшись, спрятался за своими проблемами, за своей жизнью, сделав вид, что ты как будто бы ничего не знаешь о нужде этого человека. Вспомни, как ты злословил своих родных и говорил о них очень неприятные, колкие и обидные слова. Вспомни, как ты их ранил этими словами, как сегодняшние разбойники, что сорвали одежду с этого человека и бросили его, избив, у дороги умирать. Вспомни, как ты срывал эту одежду с других своими напрасными словами, своими упреками, ложными обвинениями, горькими и обидными претензиями.

Спаситель, отвечая сегодняшнему законнику, общающемуся с Ним, говорит о том, что ближний, как сам этот законник свидетельствует, – это тот, кто сотворил милость. И говорит: «Иди и ты твори также». Каждому, кто находится в нужде, постарайся дать елей и вино, как об этом говорит Феофилакт Болгарский. Толкуя это место Священного Писания, он замечает, что елей и вино – это «милосердие милующее» и «милосердие строгое». Когда ты возливаешь елей, ты милуешь, а когда возливаешь вино, то строго спрашиваешь, но не проходишь мимо.

Сегодняшнее Евангелие о нашей собственной дороге жизни, по которой мы шествуем. Евангелие обращает наше внимание на тех, кто, может быть, не идет рядом с нами, а оказался на обочине и упал. Нам жить с этим словом Божиим. И когда мы теперь увидим человека, который попал в нужду, который оказался в одиночестве, в горе, не будем спешить находить ему упреки, почему с ним это произошло, не будем лить на него свой суд и гнев. Изольем на него свою милость и любовь не для того, чтобы все ему простить – Бог всем судья, – но для того, чтобы призвать его к покаянию, чтобы призвать его к исправлению, поддержать своей любовью и сохранить в нем человеческое достоинство образа и подобия Божия.

Не будем спешить с судом – можно ошибиться и самим стать под этим судом. Но будем спешить в милости – в любви ошибок не бывает. Будем спешить в том, в чем сегодня стал примером для нас самарянин: он показал, что ближний наш – этот тот, кто творит милость. Мы можем сегодня, услышав эти слова, для себя задаться вопросом – а кто же мой ближний? Не только ли тот, кто мне творит милость? А кто тот, кому я творю милость? Кто мой ближний? Аминь.

745